Валентина Жилина
Конспект занятия по экспериментированию для подготовительной группы «Свойства воды и воздуха»
▼ Скачать + Заказать документы
«Свойства воды и воздуха».
Автор: Жилина Валентина Зиновьевна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №221» комбинированного вида, г. Новокузнецк.
Описание материала: Предлагаю вам конспект занятия по экспериментированию для подготовительной группы(6-7 лет) по теме «Свойства воды и воздуха». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Этот конспект занятия направлен на познавательную активность в процессе экспериментирования и расширению знаний о воздухе и воде.
Публикация «Конспект занятия по экспериментированию для подготовительной группы „Свойства воды и воздуха“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Конспект занятия по экспериментированию для подготовительной группы «Свойства воды и воздуха».
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширить знания о воздухе и воде.
Задачи:
- дать детям представление о воздухе, как о газообразном веществе;
- познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
- дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
- познакомить со свойствами воды;
- развивать навыки проведения опытов, способствовать сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
- расширять и активизировать словарь детей;
- прививать бережное отношение к окружающему миру.
Материалы к занятию :
- нарисованная капелька;
- воздушный шар;
- нарисованное солнце;
- глобус;
- мяч;
- деревянный брусок;
- прозрачный стакан;
- салфетка;
- 2 куриных яйца;
- стакан с пресной водой;
- стакан с солёной водой;
- аудио запись «Буги- Вуги».
Материалы на каждого ребё нка:
- стаканчик с водой;
-трубочка;
- ватный шарик на ниточке;
- полиэтиленовый пакет;
- мячик;
- тетрадный лист;
- камень.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я вам предлагаю выступить в роли учёных и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав загадки:
- Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но всё же,
Без него мы жить не можем (Воздух).
- Если рук тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,
Без чего мы скажем прямо, человеку умирать?
Чтобы плыли корабли – жить нельзя нам без (Воды).
Ребята! К нам на занятие пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и ещё ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их.
- Шар земной внесли в автобус, оказался это (Глобус).
Расскажите, что вы знаете о глобусе? Это макет «Земли». А какие планеты солнечной системы вы ещё знаете?
- Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,
И заглядываешь в оконце наше ласковое (Солнце).
В какое время солнце светит? А «Солнце» это планета? (Звезда). Целый день солнце освещает землю, а к вечеру прячется, уходит по другую сторону Земли (на глобусе показать действие солнца, привлечь ребёнка – солнышко).
Чего больше на Земле, суши или воды? Почему? Как вы это определили? Есть ещё один огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывают «серебристые рыбы»- самолёты. Догадались?
Это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нём. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на Земле.
Подходите к столу, мы с вами поговорим о воздухе.
Давайте проверим, можно ли без воздуха обходиться? Зажмите рот и нос (что чувствуете). Для чего нам нужен воздух? Он невидимка, волшебник! Почему? (Прозрачный, через него всё видно).
- Опыт с пакетиками: «Ловим воздух»- воздух можно потрогать, поймать.
- Опыт с листком бумаги «Дует ветер»- воздух можно почувствовать.
Теперь покажем «Шарику и Капельке» этот предмет (мяч). Удивительный мяч: в речке не тонет, высоко скачет, и играть с ним одно удовольствие. Что внутри мяча (Воздух).
-Опыт с мячом «Сожми и разожми»- воздух находящийся внутри предмета, не даёт возможности сжиматься.
- Опыт со стаканом воды и трубочкой «Выдуваем пузырьки»- воздух можно увидеть.
А сейчас мы будем фокусниками. Возьмите пушинки.
- Игра-упражнение на дыхание «Кто выше».
Расположим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно и медленно на шарик. У каждого шарик должен парить в воздухе, как можно дольше. Молодцы!
А теперь отдохнём и немного потанцуем.
Физминутка: «Буги- Вуги» под фонограмму.
Воздушный шар принёс нам волшебный сундучок, а что же там есть?
Ребёнок на ощупь определяет камень и деревянный брусок. Воздушный шарик хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах?
Возьмите в руки камень и сожмите его. Расскажите, что вы чувствуете?
А воздух можно сжать в кулак? Какой вывод можно сделать (воздух- не твёрдое тело). Сравните камень и деревянный брусок. (Ответы детей).
Давайте опустим в воду камень и деревянный брусок, что произошло (пузырьки поднялись при погружении камня, а деревянный брусок не тонет, плавает на поверхности воды). Почему (Ответы детей).
А сейчас мы покажем «Капельке» и «Воздушному шару» и нашим гостям, что значит «Выйти сухим из воды». Возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на столе салфетку? Сейчас мы это проверим,
Я кладу на дно стакана сухую салфетку, больше в стакане ничего нет. Проверяйте. Переворачиваю стакан вверх дном, осторожно погружаю его в воду, опускаю стакан до самого дна. Теперь поднимем его, протрём его с наружи и проверим, намокла ли салфетка? (Не намокла, потому-то воздух в стакане не пустил воду внутрь стакана- воздух есть везде). Молодцы!
Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему? Деревья работают как пылесос. Они очищают воздух. Зелёные листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезен для человека и его здоровья. Расскажите «Воздушному шарику» круговорот воздуха в природе. (Ответы детей).
«Воздушный шарик» много о себе узнал и очень вам благодарен.
А вот капелька ещё хочет узнать про воду (Круговорот воды в природе). Давайте покажем нашим гостям доказательства этого опыта. Что на крышке образовалось. Умницы!
Давайте проведём ещё один эксперимент. Возьмём 2 кружки и 2 яйца. В 1- наливаем простую воду, а в другую- воду и 5 чайных ложек соли, размешиваем, чтобы соль растворилась. В кружки кладём яйца. Что произошло? Почему?
Вывод: в солёной воде легче плавать, потому-что тело поддерживает не только вода, но и растворённые в ней частички соли.
Итог занятия : Учёные, что мы с вами сегодня исследовали? Что вам понравилось? Какими свойствами обладает вода, воздух? А без чего нам не прожить? Как вы думаете, что важнее для человека (Воздух и вода не отделимы друг от друга).