Анна Васильцова
«Строгость или вседозволенность-как найти верную пропорцию?»
▼ Скачать +Заказ
Строгость или вседозволенность-как найти верную пропорцию?
Бесспорно,не любить ребёнка противоестественно для родителей. И воспитатель без любви к детям не смог бы оправдать своё высокое назначение. Конечно же,без любви трудно привить растущему человеку отзывчивость,внимание к людям,умение считаться с окружающими,и,главное,без неё не возможен контакт между взрослым и ребёнком,основанный на взаимопонимании и душевной близости. Однако часто одна из причин непослушания-неразумная любовь родителей к детям. Любовь к ребёнку-это действенное чувство,выражающиеся и в уважении,и в последовательной требовательности,и в умеренной доброте к нему. Настоящая родительская любовь не только не исключает,а напротив,обязательно предполагает разумную строгость и объективность. А ведь иногда отрицательные проявления в поведении ребёнка вызывают у безумно любящих родителей восторженные чувства. Сын драчлив, а родители считают:боевой растёт,умеет постоять за себя;ни с кем не поделится игрушкой-бережлив;несговорчив,не умеет уступать,ладить с детьми-сильный-характер и т. д. Если ребёнок чувствует,что постоянно является центром всеобщего интереса,что все разговоры в семье ведутся только о нём,он становится настоящим тираном и с помощью своих "дай","принеси","хочу","не хочу" командует взрослыми,добиваясь желаемого. Непослушание ребёнка-признак того,что взрослые в его глазах не имеют авторитета. А чтобы его завоевать,некоторые родители стараются всё воспитание строить по принципу :мы тебя любим и ты тоже должен нас любить. Авторитет любви-самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены:чтобы дети слушались,нужно,чтобы они любили родителей,а чтобы заслужить эту любовь,необходимо на каждом шагу показывать детям как мы любим их. Такая семья,погружаясь в море сентиментальности и нежных чувств,ничего другого уже не замечает. Мимо внимания родителей проходят многие важные мелочи семейного воспитания. Это очень опасный вид авторитета. Он взращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто жертвами эгоизма становятся сами родители. Избаловать ребёнка можно не только игрушками и лакомствами,но и чрезмерным вниманием. Он захвален,затискан,окружён заботой близких,которые склонны преувеличивать достоинства своего ребёнка. В результате такого воспитания ребёнок привыкает только брать,ничего не давая взамен. Родители ему нужны для разных услуг,они выполняют его прихоти. Если ребёнок только потребляет радости,не добывая их трудом,напряжением своих духовных сил,его сердце становится холодным и равнодушным. Такие дети,привыкая смотреть на близких с позиции потребителя,в среде своих сверстников претендуют только на права и не хотят выполнять обязанности. Им нужно чувство ответственности за своё поведение. Избалованным детям приходится очень трудно в детском саду,они не понимают,почему им не всё разрешено. ведь дома такой ребёнок"самый-самый",а здесь этого никто не замечает. И как результат-бунт в форме капризов,упрямство,неподчинение общественным правилам. Предупреждая все желания малыша,родители,сами того не подозревая,лишают его возможности тренировать волю,умение управлять своим поведением. Дети,привыкшие к тому,что их плач,хныканье вызывает немедленную готовность взрослого прийти на помощь,сами остаются пассивными,безучастными к чужим несчастиям. Трудно перестроить уже сложившиеся способы отношения взрослых с детьми. Даже если родители,осознав,что допустили ошибку в воспитании,станут более требовательными,то это обычно не может пройти безболезненно и для ребёнка,и для них самих. Перевоспитание-дело трудное,так как требует больших сил,знаний,терпения. В то же время,родители должны помнить,что и чрезмерная строгость наносит вред воспитанию. Она вызывает у ребёнка ощущение подавленности. Требовательность-это не в коем случае не тирания. Требовательность,должна быть разумной и доброжелательной. Для старших дошкольников уже характерна способность подмечать,что родители в своей строгости не всегда правы,что другие дети имеют большую самостоятельность в действиях. Как попустительство детскими шалостями,так и нетерпимость к ним в равной степени характеризуют крайности в отношениях взрослого к ребёнку. Воспитание-процесс обоюдный. в нём участвуют обе стороны-воспитатель и воспитуемый. От того,как строятся их отношения,чья линия становится ведущей,зависит педагогический эффект.