Светлана Лазебная
Конспект интегрированного занятия «Старинные обычаи на Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить детей со старинными семейными обычаями.
Задачи:
Дать представление детям о купании, одевании, укачивании ребенка в старину.
Закрепить знания старинных русских имен: Тимофей, Матрена, Евдокия и др
Упражнять в нетрадиционной технике рисования (роспись пером, выполняя элементы: волнистые линии, листики, точки.
Обогатить словарный запас существительными: оберег, колыбелька, лапти, чугунок; определениями: старинный, колыбельная.
Развивать связную речь, внимание, память, мышление.
Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору; чувство эмпатии.
Публикация «Конспект интегрированного занятия „Старинные обычаи на Руси“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2014
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Формы и виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, чтение.
Предварительная работа: беседы на темы «Я и мое имя», «Предметы русской старины», «Русская изба»; расписывание плоскостных и объемных форм из соленого теста пером; ознакомление с техникой рисования пером; чтение русских народных сказок, былин; рассматривание иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; организация и проведение с детьми русских народных игр.
Оформление: волшебный камень с письмом, атрибуты весеннего леса и русской избы, кукла-малыш, уголек, зернышки пшеницы, монетки, таз с водой, полотенце, русская рубашка, колыбелька, заготовки из соленого теста «Оберег», перышки, палитры с гуашью (желтая, красная, зеленая, баночки с водой, влажные салфетки.
Программное обеспечение: Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Реализация Федеральных государственных требований: интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация, чтение художественной литературы.
Образовательные ресурсы: Виноградов Г. С. «Русский фольклор», Лавреньтева Л. С. Культура русского народа: «Обычаи, обряды, занятия, фольклор», Руднев В. А. «Обряды народные и обряды церковные»,Князева О. Л. Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры.»
Сценарий организации НОД:
Дети входят в групповую комнату.
Воспитатель: Дети, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Я вас приглашаю в путешествие по весеннему лесу. Посмотрите, а что вы видите в нашем лесу?
Дети: Деревья, цветы, камень.
Воспитатель: Дети, что же это за камень?
Дети: этот камень упал из космоса; этот камень из сказки; он волшебный.
Воспитатель: А камень – действительно не простой, на нем что-то написано. Вам интересно, что написано? Я вам прочту, а вы слушайте внимательно:
Налево пойдешь – далеко не уйдешь.
Прямо пойдешь – в чужую группу попадёшь.
Направо пойдешь – много интересного найдешь.
Дети, куда же пойдем?
Дети: Направо.
Воспитатель: А почему?
Дети: налево находится комната, где мы спим, в другой группе мы уже были.
Воспитатель: Ну, что же, в путь!
Дети проходят в зону «русская изба».
Воспитатель: Дети, куда мы попали? Посмотрите, сколько здесь интересных вещей. Где же мы?
Дети: В русской избе.
Воспитатель: А как вы думаете, зачем мы попали в русскую избу?
Дети: Чтобы узнать, как раньше жили люди.
Дети рассматривают самовар, печку, деревянную посуду.
Воспитатель: (показывает чугунок) Дети, вспомните, что это?
Дети: Чугунок.
Воспитатель: Для чего нужен чугунок?
Дети: В нем варили кушать.
Воспитатель: (показывает лапти) Дети, а это что?
Дети: Лапти.
Воспитатель: А для чего нужны лапти?
Дети: Их одевали на ноги.
Раздается звук плача ребенка.
Воспитатель: Дети, что это за звук?
Дети: Кто-то плачет?
Воспитатель: (достает из колыбельки куклу) Дети, посмотрите, вот кто у нас плачет – малыш, он только сегодня родился, поэтому плачет. Давайте его покачаем.
Ребенок качает, плач стихает.
Воспитатель: С давних времен, когда ребенок рождается, родители ему придумывают имя. Давайте и мы придумаем нашему ребеночку имя, но только имя будет не простое, а старинное. Дети, какие вы знаете русские старинные имена?
Дети предлагают имена: Тимофей, Матрёна, Евдокия. Выбирают одно имя - ребеночка называют Егор.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что сейчас, пока ребенок маленький, его все будут называть ласково. Как можно ласково назвать Егора?
Дети: Егорушка.
Воспитатель: А когда он вырастет, то его уже будут называть Егором. Мы растем, и имя наше растет. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими?
Дети: Сейчас меня зовут Даша, а когда я вырасту, то меня будут звать Дарьей. Меня зовут Сашенька, а будут называть Александра и т. д.
Воспитатель: Молодцы. А вы знаете, что обозначает имя Егор?
Дети: Нет.
Воспитатель: Это имя обозначает - хозяин земли. Родители, когда называли его таким именем, хотели, чтобы Егорушка вырос и у него было много-много земли и чтобы он был богатым и счастливым. Дети, а вы знаете, что означают ваши имена?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ребята, готовясь к занятию, я посмотрела о значении ваших имён в интернете и сейчас вам расскажу (воспитатель рассказывает о значении имен: Александра, Андрей, Арсений, Дарья и т. д.).
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь для Егорушки приготовлены предметы, что же это? (Показывает поочередно: уголек, зернышки, монетки).
Дети: Уголек, зернышки, монетки.
Воспитатель: А вы знаете, зачем нашему Егорушке эти предметы?
Дети: Нет!
Воспитатель: Раньше, на Руси, давным-давно, во времена наших прабабушек и прадедушек, эти вещи клали в таз с водой, когда ребеночка в первый раз купали. Давайте и мы с вами тоже их положим нашему Егорушке.
Ребёнок кладет уголек.
Воспитатель: Когда клали уголек, говорили: «Привыкай к домашнему теплу».
Дети повторяют. Индивидуально спрашиваю 3-4-х человек.
Ребёнок кладёт зёрнышко.
Воспитатель: Когда клали зернышко говорили: «Будь всегда сыт».
Дети: Будь всегда сыт.
Ребёнок кладет денежку.
Воспитатель: Когда клали монетку, говорили: «Будь всегда богат».
Дети: Будь всегда богат.
Воспитатель: А теперь давайте искупаем Егорушку. А что приговаривали, когда купали ребёнка. Давайте вспомним потешку.
Дети:
Тили-тили-тили-тили
Мы по воду ходили.
Воды для Егорки -
Полное ведерко.
Мыли-мыли-мыли-мыли
Бело-набело отмыли
Лишь головка одна
Всё черным-черна!
Воспитатель: А теперь давайте вытрем Егорушку. А что же приговаривали, когда вытирали?
Дети говорят потешку:
Полотенце вышито и бело
Вытирай-ка малыша умело
Будет чистеньким малыш
Вырастет у нас крепыш.
Воспитатель: Дети, вот мы помыли, вытерли Егорушку, а что же потом делали с ребеночком?
Дети: Одевали.
Воспитатель: А оденем мы ребёночка в отцовскую рубашку. Родители хотели, чтобы ребеночек, когда вырос, тоже был таким же работящим, честным, как и они.
Воспитатель: Когда надевали рубашку, родители приговаривали: «Расти хорошо малыш, будь похож на отца с матерью, трудись, как они трудятся, отдыхай, как им отдыхается». Предлагает детям повторить.
Воспитатель: Одели мы нашего Егорушку, а теперь будем укладывать спать! А куда клали спать ребеночка?
Дети: Не знаем.
Воспитатель: В колыбельку. Это кроватка куда клали и качали ребёнка. В старину колыбель подвешивали к потолку избы, и ребёночка можно было качать в любую сторону.
Дети кладут ребёнка в колыбельку.
Воспитатель: А пока он будет засыпать, давайте поиграем в русскую народную игру «Ворон».
Дети:
Ой, ребята, та-ра-ра (идут по кругу)
На горе стоит гора
А на той горе дубок
А на дубе воронок
Ворон в красных сапогах (движение ногами вперед)
В позолоченных серьгах (показывают серьги)
Черный ворон на дубу (показывают крылья)
Он играет во трубу (показывают игру на трубе)
Труба точеная, позолоченная (хлопки в ладоши)
Труба ладная, песня складная (хлопки в ладоши)
Да (поднимают и опускают руки)
Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что наш малыш не спит. Давайте мы споём ему колыбельную. Колыбельная – это песенка, под которую засыпает ребёнок. (Закрепление нового слова).
Дети поют совместно с воспитателем:
Баю-баюшки-баю
Я тебе покой дарю.
Ветер в окна к нам свистит,
Снег по улице кружит.
В небе звездочка горит:
«Спи, сыночек, - говорит, -
Баю-баю-баю-бай
Спи, Егорка, засыпай!
Воспитатель: Вот и уснул наш Егорушка. Дети, а вам понравилась колыбельная? Чем?
Дети: Да, она нежная, ласковая, спокойная.
Воспитатель: А когда вы вырастете, тоже будете петь колыбельную для своих деток. Вот так проходил первый день рождения родившегося ребеночка на Руси. И пока в свой первый день ребеночек спал, родные не отдыхали, а принимались мастерить ему подарки. Кто рубашку сошьет, кто носочки свяжет, кто игрушку смастерит. И у нашего Егорушки сегодня первый день рождения. Дети, давайте и мы с вами сделаем подарок для Егорушки – и не простой подарок, а настоящий оберег. Оберег-это предмет, который защищал и охранял людей от бед. (Закрепление нового слова)
Воспитатель: Послушайте, как звучит слово – оберег – оберегает, значит.
Дети садятся за столы, педагог напоминает об осанке, показывает образец готового оберега.
Воспитатель: Из чего он сделан?
Дети: Из соленого теста.
Воспитатель: А какими узорами расписан?
Дети: Точками, волнистыми линиями, листочками.
Воспитатель: Дети, мы с вами сейчас находимся в русской избе и расписывать будем по старинным обычаям. А вы знаете, чем рисовали на Руси?
Дети: Перышками.
Воспитатель: Да, гусиными перышками. Дети, возьмите правильно гусиные перышки и приступайте к работе. Воспитатель помогает детям наводящими вопросами, хвалит за аккуратность, оригинальность творчество и т. п.
Воспитатель: А теперь давайте подарим Егорушке сделанные нами обереги, пусть каждый пожелает ему что-нибудь.
Дети: Никогда не болей, будь здоров. Расти сильным, крепким да удалым. Слушай отца-батюшку да родную матушку. Будь добр, и пусть тебе встречаются добрые люди. Живи-поживай, да добра наживай.
Воспитатель: Ребята мы побывали в гостях в русской избе. Вам было интересно?
Предлагаю детям выбрать фишки: красные, если было интересно, синие -нет. Объяснить, что понравилось или не понравилось.
Воспитатель: Вот сколько нового мы узнали о русских традициях, а в следующий раз мы познакомимся с ещё одной русской традицией - встречей птиц, русским народным праздником «Сороки» Спасибо, ребята, за вашу работу, за старание.