Приложение МААМ

Средства нравственного воспитания дошкольника

Мария Ясютина
Средства нравственного воспитания дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольный возраст – тот важный период, когда ребенок познает мир общественных ценностей. В это время закладываются основы нравственных установок, которые в дальнейшем определяют отношение взрослого к миру и его проявлениям.

У маленького человека складывается представление о себе, о близком и более широком окружении. Самое время знакомить малыша с нравственными нормами посредством разнообразной и интересной деятельности. [/h3]

И здесь к нам на помощь приходит потешка. Если говорить простым языком, то потешка – это песенка-приговорка, краткий стишок, забавный и легко запоминающийся; часто сопровождающийся игровыми движениями.

Публикация «Средства нравственного воспитания дошкольника» размещена в разделах

Потешки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему что-то не нравится.

Потешки используют:

• когда укладывают спать:

• когда помогают проснуться с хорошим настроением:

• когда ребенка одевают на прогулку:

• кормят:

• купают, умывают:

• для игры с ним:

• для обучения и т. д.

В этих малых фольклорных формах заложена мудрость, проявляющаяся в умении несложными средствами решать сложные задачи.

(см. презентацию) Узнаете ли вы иллюстрации к потешкам? Постарайтесь продолжить текст известных потешек.

*Идет коза рогатая,

За малыми ребятами,. (далее)

Ножками топ-топ,

Глазками хлоп-хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет, -

Забодает, забодает, забодает!

*Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,. (далее)

Шелкова бородушка,

Что ты рано встаешь,

Голосисто поешь,

Детям спать не даешь!

*Сорока-белобока

Кашу варила, … (далее)

Детей кормила

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому не дала.

Этот мал, не дорос,

Он воды не принес.

*- Ладушки, ладушки,

Где были?

- У бабушки. … (далее)

- Что ели?

- Кашку-

Что пили?

- Бражку.

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Домой полетели,

На головку сели,

Ладушки запели

*Как у нашего кота

Шубка очень хороша,

Как у котика усы… (далее)

Удивительной красы,

Глазки смелые,

Зубки белые.

Следующим незаменимым инструментом формирования нравственно-здоровой личности ребенка являются народные сказки. Главными преимуществами сказки в нравственном воспитании дошкольников выступает то, что она отвечает природе ребенка, близка его мышлению, представлению; помогает разобраться, что хорошо, а что плохо; отличить добро и зло; воспитывает в детях гуманные чувства, доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.

Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

(задание для игры с залом, см. презентацию)

На этой картинке спрятались русско-народные сказки. Точно такое же изображение лежит у вас на столе вместе с листом, на котором вы запишите названия найденных вами сказок. Обратите внимание на второй столбец, напротив каждой найденной вами сказки напишите, чему она учит, какие нравственные качества воспитывает в малыше.

Помимо сказок, в воспитании дошкольников успешно применяется и фольклорная проза, пословицы, поговорки. Пословицы украшают нашу речь, делают ее яркой и эмоциональной, в сконцентрированной форме выражают многовековую мудрость народа, его наблюдения над миром, окружающей природой и взаимоотношениями между людьми. Предки словно говорят с нами, отстаивая свою точку зрения на то или иное, поучая нас, делясь жизненным опытом.

(см. презентацию) Посмотрите на слайд. Здесь представлены пословицы и поговорки, но они зашифрованы.

Помимо группы художественных средств, особое значение, на развитие нравственных качеств старшего дошкольника, имеет изобразительное искусство. Обращение к содержанию произведений искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры дает понимание красоты, гармонии, духовного мира человека, умение делать нравственный выбор, понимать смысл жизни, совершенствовать своё эстетическое и культурное развитие, прививает любовь к природе, людям, своей Родине.

(задания для игры с залом) (см. презентацию) Определите жанры живописи.

Следующее задание: Перед вами изображения великих произведений русских художников и имена. Ваша задача стрелочками соотнести имя автора с его картиной.

Помимо рассматривания картин, в свою работу с вопистанниками по развитию нравственных чувств мы включаем изучение декоративно-прикладного искусства.

Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития ребенка дошкольного возраста, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры, к опыту накопленному предшествующими поколениями.

Важно, чтобы дети поняли, что в народном искусстве из поколения в поколение передаются не только приемы ремесла, но и мировоззрение, и духовная культура народа. Окружающие ребенка предметы, пробуждающие и воспитывающие в нем чувство красоты, должны быть традиционными, так или иначе связанными с народными традициями. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они часть своего народа.

(см. презентацию)

Предлагаю отгадать, вид росписи изображенных на рисунках.

1) Гжель 2) Городецкая роспись 3) Жостовская роспись 4) Дымковская роспись 5) Хохлома.

Дополнительно.

Потешки для родителей:

• когда укладывают спать:

Маленькие заиньки захотели баиньки.

Мы немножечко поспим, мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим и тихонько посопим.

• когда помогают проснуться с хорошим настроением:

Котик серенький присел на печурочке.

И тихонечко запел песню Юрочке.

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Просыпайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

• когда ребенка одевают на прогулку:

Раз, два, три, четыре, пять

Собираемся гулять.

Надеваем Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки.

И пойдем скорей гулять,

Бегать, прыгать и скакать.

• кормят:

Каша вкусная дымится,

Саша кашу есть садится.

Очень каша хороша, ели кашу не спеша.

Ложку за ложкой,

Ели понемножку. • купают, умывают:

Ай лады, лады, лады

не боимся мы воды.

Чистая водичка умоет наше личико.

Вымоет ладошки,

Намочит их немножко.

• для игры с ним:

Раз, два, тои, четыре, пять.

Мы собрались поиграть.

В гости куколка пришла

И игрушки принесла.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Конспект прогулки в старшей группе с элементами социально-нравственного воспитания дошкольниковКонспект прогулки в старшей группе с элементами социально-нравственного воспитания дошкольников Конспект прогулки в старшей группе с элементами социально-нравственного воспитания дошкольников. Подготовила : Пахолкова Е. А – воспитатель.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Средства нравственного воспитания дошкольника
Опубликовано: 17 сентября 2024 в 15:12
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Средства нравственного воспитания дошкольника» (включая файлы) размещена пользователем Мария Ясютина (УИ 2303204) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД