Татьяна Серова
«Создание условий для усвоения детьми 7–го года жизни норм и ценностей, принятых в обществе».
▼ Скачать +Заказ
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является актуальной на современном этапе. Развитие ребенка во взаимодействии с окружающим миром выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления российского образования и непосредственно связано не только с педагогикой, но и с психологией, изучающей влияние социальной среды на развитие личности ребёнка.
В сентябре 2015 года приняли группу детей 7-го года жизни в количестве 24 воспитанников (11 девочек и 13 мальчиков). Дети находилась в едином коллективе со второй младшей группы. В группе есть лидеры, за которыми идут дети - это Лиза, Максим Б. Воспитанники группы очень отзывчивые и доброжелательные. Однако с детьми было поначалу нелегко и для подготовки детей к школен необходимо было решать проблемы: недисциплинированности, неумения слушать друг друга, неумения работать в группе, неумения уступать, отсутствие выдержки.
Публикация «„Создание условий для усвоения детьми 7–го года жизни норм и ценностей, принятых в обществе“,» размещена в разделах
На фоне этих проблем часто возникали конфликты между детьми, которые особенно сказывались на чувствительных и ранимых детях – Даша Б., Тимур Л., Миша С., детях, которые тяжело вступают в контакт – Даша Г., Ваня А., Егор О. Они тяжело переживают поражения и оскорбления со стороны сверстников.
Исходя из выше изложенного была поставлена приоритетная задача:
Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений с целью усвоения детьми 7–го года жизни норм и ценностей, принятых в обществе.
Мы разработали следующие этапы реализации поставленной задачи:
1. Подготовительный этап. Проведение первичной диагностики социально-личностной сферы и составление плана работы.
2. Основной этап. Проведение развивающей образовательной деятельности.
3. Заключительный этап. Итоговая диагностика и анализ проведённой работы.
В предполагаемом результате мы поставили целевые ориентиры по ФГОС – уверенность ребенка в своих силах, открытость внешнему миру, положительное отношение к себе и к другим, активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми, способность договариваться и учитывать интересы других.
Ожидаемый результат нашей работы намечался следующий:
• формирование у детей социальных навыков:умение договариваться, устанавливать новые контакты, освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
• создание условий для формирования у ребёнка уверенности в себе и своих способностях и возможностях.
На подготовительном этапе проводился мониторинг уровня развития первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений с целью усвоения детьми 7–го года жизни норм и ценностей, принятых в обществе. Основной метод – наблюдение и использование методики «Выбор в действии» Коломенского.
Мониторинг социально-личностной сферы на начало учебного года показал, что формирование у детей социальных навыков: умения договариваться, устанавливать новые контакты, освоение различных способов решения конфликтных ситуаций имеет следующие показатели : 20%- на высоком, 50%-детей на среднем, 30%- на низком.
На основании данных мониторинга разработали перспективный план работы с детьми, который включал в себя организацию деятельности детей по нескольким направлениям.
На втором этапе проводилась групповая коррекционно-развивающая работа с детьми по программе социально-личностного развития «Формирование личности ребенка в общении» автор Лисина М. И. 2006 год. Также использовались материалы пособия «Давай познакомимся!».
В целях формирования образа мира дошкольника, обогащение представлений о собственном «Я» как субъекте деятельности и отношений творчески подошли к среде, окружающей детей в дошкольном учреждении.
На основе содержания программы «Формирование личности ребенка в общении» расширили компоненты развивающей среды группы, представив ее следующим образом:
1. Среда, созданная для ребенка взрослыми (в соответствии с требованиями образовательной программы).
2. Среда как часть «Я» ребенка («то, что меня согревает»). Содержание определяется предметами и игрушками, которые ребенок приносит из дома.
3. Среда как компонент детской субкультуры отражает стремление и потребности детей в динамичном характере среды, ее преобразовании в соответствии с требованиями игровой, психоэмоциональной ситуации.
При проведении развивающей работы с воспитанниками, основными формами совместной деятельности педагогов и детей являлись: игры (коммуникативные, сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические,этюды, тренинговые упражнения, беседы, наблюдения, педагогическая ситуация, слушание музыки, рисование, релаксационная гимнастика, чтение художественных произведений с последующим анализом.
А во время проведения индивидуальной развивающей работы с детьми использовалась игропедагогика, арт-педагогика, тренинговые упражнения, с целью развития навыков самоконтроля поведения и смягчения эмоционального напряжения.
Решение поставленных задач невозможно без активного участия родителей.
Эффективными формами работы были
-тренинг по теме «Развитие коммуникативной компетентности у детей»,
-групповые и индивидуальные консультации,
-совместные семейные досуги «День Матери», «Наша армия сильна»,
- совместные творческие выставки : книги –малютки «Моя семья»,
- фотовыставки «Как мы похожи»
-выставка армейских альбомов и портретов пап группы,
-совместный труд (постройка зимой горки детей с папами)
- экскурсия в пожарную часть,
-мультимедийные презентации на тему
-практикум «Какой стиль воспитания выбрать?», «Как сформировать адекватную самооценку у ребенка.
По окончанию года мониторинг показал отличный результат : 93% высокий уровень, 7% средний уровень.
Анализируя проделанную работу по включению воспитанников в систему социальных отношений можно сделать следующие выводы:
• формирование у детей социальных навыков: умение договариваться, устанавливать новые контакты, освоение различных способов решения конфликтных ситуаций;
• создание условий для формирования у ребё нка уверенности в себе и своих способностях и возможностях:
• наблюдается тенденция увеличения количества воспитанников с высоким уровнем в области социально – коммуникативного развития;
• комплексное взаимодействие педагогов, родителей и специалистов способствует повышению уровня подготовленности детей к включению в систему социальных отношений.
Список литературы.
1. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы. Примерная образовательная программа дошкольного образования в соответствии ФГОС. МОЗАИКА – СИНТЕЗ Москва 2015г.
2. Дыбина О. В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением: Подготовительная к школе группа» (6-7 лет) Мозаика-Синтез. 2014г.
3. Буре Р. С. «Социально-нравственное воспитание дошкольников (4-7 лет)» Мозаика-Синтез. 2012г.
4. Бабунова Т. М. Дошкольная педагогика-педагогика развития. Магнитогорск 2004г.
5. Лисина М. И. «Формирование личности ребенка в общении» 2006 год.
6. Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду Мозаика –Синтез 2008 г.