ЕЛЕНА СЕЛИВЕРСТОВА
«Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу». НОД по образовательной области «Коммуникация» для детей 4–6 лет
▼ Скачать
Сценарий НОД по образовательной области «Коммуникация» для детей 4-6 лет
«Составление описательного рассказа про медведя с опорой на мнемотаблицу».
Программное содержание:
Учить детей составлять описательные рассказы с опорой на мнемотаблицу. Закреплять знания о природе родного края, использовать их при составлении рассказа. Продолжить учить звуковому анализу слов, определению места звука в слове и умения отражать это в схеме.
Публикация «„Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу“, НОД по образовательной области „Коммуникация“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Развивать монологическую речь, умение говорить внятно, в среднем темпе. Развивать фонематический слух, память, мышление.
Воспитывать дружеские взаимоотношения, интерес и любовь к природе родного края.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Природа нашего края», беседы о животных, чтение рассказов о медведе, отгадывание загадок, дидактическая игра «Цепочка из слов».
Оснащение занятия:
Медвежонок (кукла би-ба-бо, мнемотаблица для составления рассказа о медведе, предметные картинки (слова со звуком «С», карточки-схемы для обозначения места звука в слове, белая доска, фломастер, магниты, учебная доска.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на стульчики расставленные полукругом. Воспитатель (В.) вносит игрушечного медвежонка (М, сообщает о том, что он пришел к детям за помощью. М. (игрушку озвучивает сам воспитатель) рассказывает, что он очень хочет познакомиться со своим братом- бурым медведем, но не может его найти. В. спрашивает у детей где можно найти бурого медведя? Выслушивает ответы детей. М. рассказывает, что побывал везде, но его не встретил.
В. : «А в лесу ты был? И там не нашел! Странно…Дети, а как вы думаете, почему М. сейчас не встретил в лесу медведя?» (выслушать предположения).
Если дети выскажут предположение о том, что сейчас зима и медведи спят, то воспитатель поддерживает их, если нет – задает наводящие вопросы и подводит их к этой версии.
М. : «А я и не знал, что они спят зимой, я вообще о них ничего не знаю!».
В. утешает М. и предлагает детям рассказать все что они знают о бурых медведях.
В. : «Вы будете рассказывать, а я вам помогу. Я буду рисовать картинки-подсказки.».
В. рисует мнемоквадраты, а дети поочередно рассказывают:
- где живут медведи;
- как они выглядят;
- чем питаются;
- о том, что они спят всю зиму до весны.
М. : «Ой вы так много мне рассказали, я, наверное не запомню!».
В. успокаивает М. и предлагает посмотреть на мнемотаблицу, где зарисовано все, о чем рассказывали дети.
В. : «Дети расскажут тебе еще раз, а ты внимательно слушай и запоминай!».
Заслушивается рассказ одного ребенка, который прерывается на середине и продолжается другим ребенком. Если дети не устали, можно заслушать еще один рассказ.
Выслушав рассказы детей, М. благодарит их и предлагает немного размяться.
ФИЗМИНУТКА «МЕДВЕЖЕНОК».
Вышел мишка из берлоги,
Потянулся на пороге,
Влево, вправо повернулся,
Раз - нагнулся, разогнулся.
И пошел себе гулять,
Мед на завтрак добывать.
М. хвалит детей, восхищается их эрудицией, а В. подхватывает похвалу и говорит о том, что дети не только рассказы умеют составлять, они еще и звуки умеют различать, предлагает поиграть в «ПРЯТКИ СО ЗВУКАМИ».
В. : «Мы будем искать в словах звук «С». Я буду называть слова, если в слове есть этот звук, вы хлопнете в ладоши».
В. перечисляет слова – САНКИ, ГОРКА, СНЕГ и т. д.
М. хвалит детей и просит предложить еще одну игру.
ИГРА «ГДЕ ЖИВЕТ КАРТИНКА?».
На учебной доске три домика, на крыше схема слова с обозначением звука в начале, в середине и в конце слова. На столе предметные картинки (по количеству детей + одна для М.) , их нужно расселить в домики, в зависимости от того, где в слове-названии предмета находится звук «С».
М. выполняет задание первым, затрудняется, дети помогают ему, затем каждый берет картинку и «поселяет» ее в домик. М. предлагают проверить правильность выполнения задания. В. с помощью М. анализирует выполнение задания.
Медвежонок хвалит детей и вспоминает, что ему пора уходить, его ждут друзья, он спешит рассказать им о том, что узнал о своем брате.
Воспитатель беспокоится, не забудет ли он рассказ детей? Спрашивает мнение детей и их предложения по поводу того, что поможет вспомнить ему рассказ. Воспитатель выслушивает мнение ребят и подводит их к решению подарить медвежонку картинки - подсказки.
Дети прощаются с медведем, занятие закончено.