Юлия Хомутова
Лэпбук «Сохраняем и бережем природу»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар
«Центр развития ребенка – детский сад № 8»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ПОСОБИЮ
«Сохраняем и бережем природу»
Авторы-составители:
Шевченко М. Э., Шконда Е. А,
Новикова Г. Б., Хомутова Ю. В.,
Воспитатели МБДОУ МО г. Краснодар
«Центр – детский сад №8»
Краснодар, 2022
Публикация «Лэпбук „Сохраняем и бережем природу“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Экологические лэпбуки
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший лэпбук» август 2024
Лэпбук как форма организации образовательной деятельности помогает лучше понять и запомнить материал по заданной теме, отличный способ повторения пройденного материала, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию, развивает мышление, внимательность, речь, мелкую моторику. Таким образом в игровой форме, ненавязчиво узнают и закрепляют информацию.
Дидактическое пособие лэпбук «Сохраняем и бережем природу» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Дети совместно с воспитателем или самостоятельно могут участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.
Актуальность пособия
Одной из задач дошкольного образования является формирование у дошкольников бережного отношения к природе и экологического мышления, в нем собрана подборка игр, упражнений, творческих заданий, литературный и познавательный материал. Здесь представлены дидактические игры экологического содержания, направленные на развитие интереса к природным объектам и явлениям, на формирование бережливости и ответственности по отношению к природе. Представленный дидактический материал будет способствовать формированию экологического мышления у дошкольников через получение базовых экологических знаний и умение применять их на практике.
Пособие многофункциональное, трансформируемое, мобильное, удобное как для детей, так и для педагога. Материал подобран с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.
Цель данного пособия: закрепление и формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, к окружающему миру, к себе, к людям как часть природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми они пользуются. Закрепить знания детей дошкольного возраста об экологии.
Задачи. Продолжать развивать интерес к окружающему миру, способствовать накоплению экологических знаний, воспитанию заботливого и бережного отношения к природе. Формировать интерес и любовь к природе.
Содержание пособия.
Дидактическая игра «Природа и человек».
Цель: сформировать и систематизировать знания детей о том, что создано человеком, а что дает человеку природа. Данная игра предназначена для подгрупповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
Ход игры: ведущий поднимает карточку, дети отвечают. Ведущий оценивает правильность выполнения задания. Карточку получает тот, кто первым дал правильный ответ. Выигрывает тот, у кого наибольшее количество карточек.
Дидактическая игра: «Экологическая цепочка»
Цель: закрепить знания детей о разных видах питания животных (насекомых, земноводных, птиц, зверей) в природе, формировать представления детей о пищевых цепях и месте в них разных видов животных. Данная игра предназначена для подгрупповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
Ход игры:
Перед детьми раскладывается солнышко, как первое звено в цепочке питания. Предлагается детям собрать на лучик (цветной шнурок) цепочку из картинок, изображающих объекты живой природы, в той последовательности, в которой отражено кто, кем питается.
На первом этапе разрезные картинки представлены таким образом, что каждая имеет свой специфический подрез, отличающийся от дру гих. По нему дети находят части соответствующей картинки, правильно их составляют, знакомятся с цепочкой питания, определяют место в ней животного, например: гриб -белка -куница.
На втором этапе разрезные картинки могут иметь одинаковые под резы. При составлении таких картинок дети проявляют большую самостоятельность в определении места животного в цепочке питания.
Дидактическая игра: «С какого дерева?»
Цель: закрепить знания детей о названиях деревьев, атак же о понятиях хвойные и лиственные, способствовать развитию умения узнавать растения по листу. Данная игра предназначена для подгрупповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
Ход игры: предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их
Варианты игры.
1. Подобрать листочки к каждому дереву, назвать дерево и листочек. (например, «Это дерево называется берёза, а листочек берёзовый»).
2. Описать дерево и его листья (Например, «Это дерево называется дуб. Дуб считают лиственным деревом. Это очень могучее крепкое дерево с широким разветвлённым стволом чаще всего произрастает в лесу. Листья дуба светло – зелёного цвета, гладкие с не ровными краями.)
3. Найти деревья, у которых есть иголочки, назвать их.
4. Назвать особенность каждого дерева (Например, на дубе растут жёлуди, черёмуха приносит чёрные ягодки, у берёзы есть серёжки и т. д.)
5. Составить рассказ о берёзе и дубе, о черёмухе и тополе, о сосне и иве, опираясь на картинки деревьев.
Дидактическая игра: «Сортировка мусора»
Цель: познакомить детей дошкольного возраста с правилами сортировки и вторичной переработки мусора, способствовать развитию познавательно – исследовательских способностей, стимулировать развитие речи, математические представления. Данная игра предназначена для подгрупповой, индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей.
1 вариант.
Ход игры.
Играющему предлагается сюжетная карточка с расположенными заранее на ней карточками с изображением мусора в определённых местах, игрок должен его найти и определить, к какой категории мусора он относится и убрать в бак с соответствующим цвету материала (металл, пластик, стекло, бумага и органика).
В процессе игры ребенок анализирует последовательность действий вслух, отвечая на вопросы: «Что здесь лишнее? Почему?». Из какого он сделан материала? В какой мусорный бак мы можем его положить? Какой вред окружающей среде он может нанести?
2 вариант.
Ход игры.
Играющему предлагается самостоятельно расположить карточки с мусором, на сюжетной карточке. Ребенок рассматривает имеющиеся у него карточки с мусором и по очереди выкладывает их на сюжетную карточку, обосновывая свой выбор. После расположения всех возможных вариантов мусора, ему предлагают убрать его в мусорные баки, соответствующие цвету материала (металл, пластик, стекло, бумага и органика).
В процессе игры ребенок анализирует последовательность действий вслух, отвечая на вопросы: Какой мусор может здесь встретится? Почему? Из какого он сделан материала? В какой мусорный бак
Дидактическая игра: «Экологические знаки»
Цель: формировать представления детей о взаимосвязях в природе, о роли отдельных элементов природы в жизни человека, развивать связную речь, логическое мышление, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход игры
Воспитатель раскладывает знаки на столе обратной стороной. Ребенок
выбирает любой знак. Затем объясняет, что он означает. Ребенок, не
сумевший объяснить, что означает его знак, т. е. назвать правила поведения в
природе по знаку, выбывает из игры. Выигрывают дети, объяснившие
значение знака без ошибок.
Дидактическая игра: «Знатоки экологических знаков»
Цель: закрепить правила поведения в природе, воспитывать потребность их выполнять.
Ход игры: воспитатель раскладывает знаки на столе обратной стороной, затем объясняет, что он означает. Помогите разобраться, что они означают?
«Поступай в природе так,
Как подскажет эко – знак!
Может, ты уже заметил, чем похожи знаки эти?
Перечёркнут круг – запрет
Причинять природе вред!
Треугольник ярко – красный –
Скажет голубой квадрат:
Лес твоим поступкам рад!
Эко – знаков очень много
Никогда их не забудь,
Пусть они тебе помогут
Безопасный выбрать путь.
(Педагог показывает эко-знаки, дети с его помощью объясняют, что они обозначают).
1. «Костровище» - это специальное место, где можно развести костёр, не нанеся вреда природе.
Если вы давно в пути
И костёр вам очень нужен,
Надо этот знак найти,
Чтобы приготовить ужин.
1.«Разжигать костёр запрещено»- здесь нельзя разжигать костёр, может получиться пожар.
3.«Запрещено топтать грибы и цветы»- цветы, грибы погибнут.
4.«Нельзя рубить деревья»- после срубленного дерева останется только пенёк.
5.«Нельзя ловить бабочек»- они погибнут.
6.«Птичья столовая» - место, где можно кормить птиц. Знак призывает: «Не проходите мимо, покормите птиц».
Этот знак прочитает любой
Он очень важен морозной зимой.
Мимо, пожалуйста, не проходи:
В этой «столовой» птиц покорми»!
7.«Загрязнённый водоём» - купаться нельзя и нельзя ловить рыбу, можно заболеть.
8.«Зелёная аптека»- можно собирать лекарственные травы.
9.«Сбор грибов запрещён»- в этом месте грязно, грибы собирать нельзя, ими можно отравиться.
Педагог: Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться в эко – знаках.
Дидактическая игра: «Кому нужны деревья в лесу?»
Цель: Формирование понятия о том, что дерево может быть домом зверям, птицам, насекомым. Приносить большую пользу для человека; обобщить знания детей о живой и неживой природе, о животных; развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свои ответы; развивать умения проводить опыты, воспитывать бережное отношение к природе.
Ход игры: Детям предлагается сесть за стол, где у каждого картинка с изображением животного.
Картинку они наклеивают в центр листа, где изображены разные части дерева.
Например: Белка использует дупло, на ветках сушит грибы и т. д. Птицы используют
семена деревьев, ягоды, строят гнёзда и т. д.
Люди тоже ходят в лес. Но чтобы пойти в лес надо знать некоторые правила.
Дети рассматривают карточки с правилами и делают вывод.
Дидактическая игра: «Птицы леса и интересные факты»
Цель: формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на».
Ход игры:
1 Вариант
Разложите изображения перед игроками, попросите назвать птиц. Каждый участник говорит по очереди, остальные либо соглашаются кивком, либо мотают головой при несогласии.
2 Вариант
Называйте определения, а игроки должны догадаться, о ком речь:
серая, хитрая, крикливая, проворная – ворона;
маленький, красивый, красногрудый, чернохвостый – снегирь;
серый, длинноклювый, длинноногий, длинношеий – журавль;
хищная, бесшумная, круглоглазая, пестрая – сова;
черная, белобокая, красивая, длиннохвостая – сорока;
маленький, шустрый, коричневый, прыгучий – воробей;
красный, крестоклювый, лесной, темнокрылый – клест.
3 Вариант
Интересные факты о птицах.
Ребята, а вы знали, например, что:
1. Людям на данный момент известны 9800 видов пернатых, которые живут на Земле.
2. Наибольшее количество желтков, когда-либо найденных в яйце -9.
3. Чтобы сварить яйцо страуса вкрутую, его нужно кипятить 2 часа.
4. Единственная в мире птица, у которой вообще нет крыльев, это птица Киви, живущая в Новой Зеландии.
5. Перья птиц весят больше, чем их скелет.
6. Самые большие яйца в мире несли мадагаскарские птицы – Эпиорнисы. Вес одного яйца составлял 8 килограмм. Рост самой крупной особи достигал роста слона, но их всех уже истребили.
7. Сердце птицы бьётся 400 раз в минуту в покое, а в полёте 1000 раз в минуту.
8. Сейчас на земле самая большая птица - страус, её рост 2 метра, развивает скорость до 60 килломеетров в час. Вес 130 килограмм. Страусы распространены в Австралии, Африке, Азии.
9. Всего в мире существует 6 видов ядовитых птиц. Большинство из них относится к дроздовым мухоловкам. Ещё их называют Питаху. Обитают они в Новой Гвинее. Ядовиты они тем,что на теле содержат сильнейший яд. У человека от этого яда возникает сильнейший кашель, он для него не смертелен.
10. Птицы произошли от динозавров.
11. Только птицы имеют перья
12. Перья весят больше, чем кости
13. Птицы могут спать на лету
14. Существуют ядовитые птицы
15. Стриж может летать без остановки до 4 лет
Экологические сказки
Цель: воспитывать гуманное, заботливое отношение к окружающему миру в целом; - развивать познавательный интерес к миру природы; - развивать чувство эмпатии к объектам природы; - прививать детям экологическую культуру поведения посредством экологических сказок; - развивать связную речь через драматизацию и сочинение сказок; - обогащать словарный запас, совершенствовать грамматический строй речи, развивать мелодико-интонационную сторону речи.
Экологические раскраски
Цель: развитие познавательного интереса дошкольников к миру природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей через изобразительную деятельность, формировать начала экологической культуры, сохранять и беречь природу, совершенствовать у воспитанников умения воспринимать красоту явлений, объектов живой и неживой природы, развивать потребность в наслаждении ее красотой, развивать у детей целостное представление картины мира, развивать познавательные способности по экологическому воспитанию через изобразительную деятельность.
Также в пособие содержит раскраски, загадки, стихи, уникальные истории о птицах и животных, которые дети очень любят слушать.
Данное пособие удобно для использования воспитателями и родителями в группе, на прогулке, дома и в поездке с детьми на природу.