Марина Платонова
Система работы по приобщению детей к русскому народному творчеству посредством ознакомления их с малыми фольклорными формами
В этом году в МКДОУ д/с «Колокольчик» была проделана работа по приобщению детей к русской народной культуре и быту, к фольклору.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования.
Публикация «Система работы по приобщению детей к русскому народному творчеству посредством ознакомления их с малыми фольклорными формами» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Все, что связано с народной культурой, человек должен узнавать и постигать на протяжении всей жизни.
В нашем детском саду оформили уголок «Русская изба». В которой нас встречала хозяйка бабушка Забавушка. Деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит в «Русской избе». И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие.
Мы наряжались в русские национальные костюмы, приносили и сами готовили угощения, узнавали про старинные обычаи, рассказывали пословицы, шутки прибаутки, пели частушки (играя на инструментах, играли в русские народные игры : «Перетяни канат», «Жмурки", водили хороводы:"Ягодка малинка, "Каравай»).
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 В этом году в МКДОУ д с Колокольчик была проделана работа по приобщению детей к русской](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402468635.jpg)
В своих занятиях, беседах мы использовали разные виды фольклора (сказки, песенки, запевки, заклички, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) . Научили детей инсценировать хорошо знакомые русские народные потешки и песенки. В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Народная культура фольклор народной культуре и быту к фольклору](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402468734.jpg)
Проводились беседы с детьми, рассматривали картины, иллюстрации к русским народным потешкам, иллюстрации с разными видами декоративного искусства. Мы разработали проект «Ладушки, ладушки люблю потешки и сказочки!» Давали задания родителям и детям принести разные атрибуты, иллюстрации, поделки в уголок «Русская изба», «Потешки», оформить работу по разным видам декоративно-прикладного искусства на формате А3.
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402468820.jpg)
Инсценировка русской народной потешки «Тень-тень-потетень»
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Обращение к народным истокам декоративно прикладному и фольклорному искусству народа в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402468924.jpg)
Разыгрывание русской народной песенки «Два веселых гуся»
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 В нашем детском саду оформили уголок Русская изба](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402468988.jpg)
Инсценировка русской народной песенки «Тень-тень»
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 В которой нас встречала хозяйка бабушка Забавушка](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469047.jpg)
Разыгрывание русской народной потешки «Дед хотел уху сварить…»
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Деятельность по ознакомлению детей с народным творчеством проходит в Русской избе](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469155.jpg)
Русский народный танец «Матрешки»
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 И от каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469213.jpg)
Исполнение частушек.
![Смотреть фотографию №9 Фото №9 В своих занятиях беседах мы использовали разные виды фольклора сказки песенки запевки заклички пословицы поговорки хороводы и т](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469272.jpg)
Русские народные пляски.
![Смотреть фотографию №10 Фото №10 Научили детей инсценировать хорошо знакомые русские народные потешки и песенки](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469368.jpg)
![Смотреть фотографию №11 Фото №11 В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера представления о добре красоте правде храбрости трудолюбии верности](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469529.jpg)
Инсценировка русской народной сказки «Репка»
![Смотреть фотографию №12 Фото №12 Проводились беседы с детьми рассматривали картины иллюстрации к русским народным потешкам иллюстрации с разными видами декоративного искусства](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469585.jpg)
Инсценировка русской народной потешки «Ладушки, ладушки»
![Смотреть фотографию №13 Фото №13 Инсценировка русской народной потешки Тень тень потетень](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469641.jpg)
![Смотреть фотографию №14 Фото №14 Разыгрывание русской народной песенки Два веселых гуся](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-118309-1402469671.jpg)
Воспитатель, не только воплощает задачу приобщения детей к фольклору и чтению сказок, рождения в них интереса к процессу чтения и глубокого понимания ими содержания произведения, но и выступает как консультант по вопросам семейного чтения, как пропагандист книги и книжного знания, как социолог, быстро и точно реагирующий на изменение детского отношения к фольклору и процессу чтения сказок, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием текста на детей.
Актуальностью является, то что фольклор и сказки адресованные ребенку, нельзя изучать вне самого ребенка, особенностей его возраста и восприятия, которое способствует развитию социализации, коммуникации и художественного творчества.
Важнейшим средством речевого развития является фольклор и сказки. Они используются для формирования звуковой культуры речи, усвоению морфологических закономерностей и синтаксической конструкции. Произведения являются образцом обогащения словаря ребенка и построения связного высказывания, который закрепляется при пересказе, творческом рассказывании.
Успешная реализация проекта зависит от ряда факторов и прежде всего от той атмосферы, в которой воспитывается ребенок, от специально заданной продуманной развевающей среды.
Эффективность воспитания и обучения достигается путем работы педагога с детьми данного возраста в течение дня.