Лариса Тамахина
Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – уникальный период в развитии ребенка. В последние десятилетия к нему появился особый интерес в научном мире слабость и несовершенство этого возраста, по сути, является его силой, и предоставляют безграничные возможности для умственного и физического совершенствования и формирования основ будущей взрослой личности.
Публикация «Сенсорное развитие детей раннего возраста в игре» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
Сенсорное развитие – это развитие восприятия ребенка, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также запахе и вкусе, именно ранний возраст благоприятен для совершенствования органов чувств, накоплений представлений об окружающем мире.
Значение сенсорного развития состоит в том, что оно:
• является основой для интеллектуального развития;
• упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
• развивает наблюдательность;
• готовит к реальной жизни;
• позитивно влияет на эстетическое чувство;
• является основой для развития воображения;
• развивает внимание;
• дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
• обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
• обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
• влияет на расширение словарного запаса ребенка;
• влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Сенсорное развитие служит основой для познания мира и является одной из важных сторон дошкольного развития.
Работа по осуществлению задач сенсорного воспитания ведется в нашем дошкольном учреждении по «Программе воспитания и обучения в детском саду от рождения до школы» по ред. Н. Е. Вераксы, реализуется в непосредственно образовательной деятельности, в повседневной жизни, в труде.
Мы стараемся создавать условия для переноса знаний и представлений детей в самостоятельные сенсорные игры. Особенно хорошо дети усваивают сведения об окружающем мире, когда имеют возможность не только созерцать, но и активно действовать. Здесь особую роль играют дидактические игры, в которых формируется организованность, целенаправленность поведения, достижение результата вызывает чувство радости. На этой ступени развития детей формируется первое отношение к окружающему, интерес к трудовым действиям взрослых, желание участвовать в их деятельности (подержать молоток, принести воды в ведерке и т. д.); при рассматривании картинок можно вызвать сочувствие к действующему лицу (девочка плачет).
Дидактическая игра – сложное явление, это и игровой метод обучения и форма развития и самостоятельная деятельность и средство всестороннего развития личности. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой образовательной деятельности и проводятся со всеми детьми, в других широко используются в повседневной жизни, в совместной деятельности, в режиме дня в самостоятельной игровой деятельности.
Чтобы познать предмет со всех сторон ребенок использует зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. Только благодаря жизненному опыту наши дети познают и обогащают представления о мире.
Познание окружающей действительности у детей начинается с анализа информации, которую он получает благодаря наблюдениям, тактильным ощущениям, различию вкуса и запаха, услышанного звука. Но то, что ребенок потрогал, увидел, услышал, должно подкрепиться совами.
Мы стараемся использовать в своей работе все виды сенсорного воздействия, чтобы ребенок получил полную информацию о предмете.
Поэтому в непосредственно образовательной деятельности по сенсорному развитию ставили и решали такие задачи:
• формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый, величине (круг, треугольник, квадрат, форме (куб, шар, конус- крыша, кирпичик), количестве (много, один, различать величину: большой – маленький, узкий – широкий, высокий – низкий, длинный – короткий;
• создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
• развивать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения.
В играх с детьми используем выразительные жесты и предметы-заместители («мыло»-кубик; «градусник»-фломастер; и т. д., картинки, замещающие реальный предмет и языковых знаков в игре и общении.
В практической деятельности и в игре малыш познает свойства предметов (цвет, форма, величина, фактура, масса, положение в пространстве, строение и его части).
Дети активно интересуются окружающим их миром, задают вопросы, из рассказов взрослых узнают новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимается.
Например, если ребенок подбирает предметы, или группирует флажки, или сортирует картинки по цвету и признаку. Это значит, что цвет воспринимается на уровне отвлечения от всех других признаков и в мышлении на основе обобщения формируется понятие «цвет».
Мы объясняем ребенку что словом «дом» можно обозначить и дом для человека, и дупло для белки, и аквариум для рыбки и т. д., но главное дом – это «крыша над головой», где кто-то живет. Или стул. Он может быть большой, маленький, мягкий, но главное – это предмет, на котором сидят.
Далее мы подводим детей к понятию обобщения – мыслительному объединению предметов и явлений действительности, имеющих общие свойства.
Например, от одиночного понятия «огурец» или «помидор» к понятию «овощ».
Причем дети сознательно стремятся получить информацию об окружающем их мире, задают множество вопросов («Где ночует солнышко?», «Как зовут козлят из сказки?», «Где живет лиса?» и т. д.).
В своем опыте по сенсорному воспитанию использовала следующие виды игр:
Игры для сенсорного развития :
• Величина: «Веселые матрешки», «Грибочки по местам», «Рыбалка»,
«Цветная страна»-ковер, «Три медведя», «Дюймовочка и Гуливер» и т. п. Эти игры учат детей различать, чередовать, группировать предметы по величине.
• Форма: «Найди и назови», «Круглый, квадратный, овальный», «Волшебные кубики», «Цветная страна» - ковер и т. п. В этих играх дети учатся различать, группировать предметы по форме. Вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия.
• Цвет: «Чудо сундучок», «Кто, кто здесь живет» - разноцветные сумочки, «Бусы для матрешки», «Найди, чей домик», «Городок дорожного движения», «Цветная природа» - альбом, «Цветная цепочка», «Грибочки по местам», «Тени по местам» и т. п. Играя в эти игры, дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету.
Игры с предметами: «Сложи матрешку», «Сложи пирамидку», «Построй башенку» и т. п. Действуя с предметами, он познает их качества и свойства, знакомится с формой, величиной, цветом, пространственными соотношениями. Перед ребенком всегда ставится умственная задача. Он старается добиться результата – собрать башенку, собрать бусы и т. д. Цель этих игр - способствовать закреплению качества предметов (величина, форма, цвет).
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширять его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного воспитания являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития детей раннего возраста.