Антонова Оксана Александровна
Консультация «Семья и семейные традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о семье и семейных традициях, как о важнейшей человеческой ценности.
Образовательная: расширять представления о семье, семейных традициях, о важности и роли семьи в жизни человека.
Воспитательная: воспитывать у детей чувство гордости, любви, уважения, заботы о членах семьи.
Публикация «Консультация „Семья и семейные традиции“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Развивающая: развитие зрительного восприятия; развитие речи, памяти, внимания.
Методы и приё мы: словесный метод (загадка, стихи, пословицы, наглядный метод (показ слайдов, иллюстрации с изображением семьи, практический метод (игра «Кто у нас живёт в квартире?», пальчиковая гимнастика «Про лисичку»).
Оборудование: ноутбук для показов слайдов, раздаточный материал, аудиозаписи «Мой дом», презентация.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы будем говорить о самом главном, что есть в жизни человека, а тему нашего занятия вы узнаете отгадав загадку.
Слайд.
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я»
Что получится?
Дети: Это слово СЕМЬЯ.
Воспитатель: Мы сегодня будем говорить о семье и семейных традициях.
II Основная часть.
Воспитатель: Как вы думаете, что такое семья? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите? (ответы детей)
В словаре С. И. Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе.
- А как вы думаете, родственники – это кто?
(Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.)
По мере называния членов семьи, на слайде появляются лучики: мама, папа, и. т. д.
Воспитатель: Какой лучик забыли? (Себя.)
Воспитатель: Что у нас получилось? (Семья – солнышко)
Семья - это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни.
Ребёнок читает стихотворение о семье
Семья-это счастье, любовь и удача,
Семья-это летом поездки на дачу.
Семья-праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение, трепет.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья-это много семейной работы.
Семья-это важно!
Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Воспитатель: Скажите ребята, для чего человеку нужна семья. (В семье человек получает : тепло, любовь, заботу, уют, счастье, защиту.)
Воспитатель: А знаете ли вы, что есть несколько праздников, относящихся к празднику семьи?
Воспитатель: 14сентября отмечается день семьи.
15 мая – Международный день семьи.
8 июля – день семьи, любви и верности.
1 июня – день защиты детей. Как вы думаете? Наверно потому, чтобы мы поняли, что семья – это одна из главных общечеловеческих ценностей.
Воспитатель: -А что значит слово «семья» для вас?
Воспитатель: Из всего сказанного, я могу сделать вывод, что семья для каждого из вас – это самое важное, ценное, дорогое. И, действительно, что может быть дороже семьи?
Физкультминутка
«Кто живёт у нас в квартире?»
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища в лево - в право)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища в лево - в право)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Воспитатель: - С чего начинается семья? – ответы детей (с дома)
Дом – это слово знакомое нам с детства. От него веет теплом и уютом. Дом для каждого из нас – убежище, которое оградит нас от всех напастей, место, где мы всегда найдем любовь, взаимопонимание, где мы счастливы.
Воспитатель: Каждый человек мечтает о теплом, уютном доме, где его понимают и любят. Предлагаю вам построить такой дом: «Дом моей мечты». (слайд)
Сейчас вы получите специальные кирпичики. На них вы можете написать те качества, какими должен отличатся ваш дом, что в нем будет главным. (Затем дети приклеивают кирпичики к доске)
( слова: любовь, забота, дружба, здоровье, уют, спокойствие, согласие и т. д).
Воспитатель: Семья бывает большой или маленькой, многие семьи состоят из нескольких поколений ( не случайно и слово такое образовалось: «семь»-«я»). В ней были дедушки, (слайд) бабушки, мамы, папы, дети, внуки, правнуки. Жили дружно, друг другу помогали. Одни по хозяйству поспевали, другие в поле трудились, старшие братья и сестры присматривали за младшими. Жили весело, старость уважали, молодых оберегали. Семьи были большие и крепкие.
Воспитатель: Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями.
Воспитатель: Какие семейные традиции есть в ваших семьях?
Дети: Отмечать семейные праздники; петь и играть на музыкальных инструментах; приглашать гостей и собирать застолья; собирать и хранить семейные фотографии; хранить вещи и т. д.
Воспитатель: Издревле на Руси существовала традиция : представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… (Привести пример)
Воспитатель: Заботиться о престарелых родителях – одна из замечательных традиций в наших семьях. Существует традиция - собирать и хранить семейные фотографии, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.
Давайте еще раз посмотрим с вами, что же составляет основу семейных традиций.
Я предлагаю на наши кирпичики поставить крышу. Крепят крышу с написанными на ней традициями. (Схема)
Вот такой у нас получился крепкий дом с семейными традициями.
Воспитатель: А теперь мы поиграем.
1 задание: Интеллектуальная разминка.
Как называется дом:
- в белорусской или украинской деревне? (хата)
- Перевозное жилище у кочевых народов? (кибитка)
- дом кавказских горцев, сложенный из камня? (Сакля).
В-ль: Вы справились с этим заданием. Молодцы! А теперь задание сложнее.
Всем известно, что мудрые мысли любого народа отражены в пословицах и поговорках. Человек, который хорошо знает пословицы и правильно их употребляет, сам становится умнее.
2 задание: «Закончи пословицу».
- Не красна изба углами, а (красна пирогами).
- В гостях хорошо, а (дома лучше).
-В своем доме и стены (помогают).
- Где родился (там и пригодился)
- Не нужен и клад, (коли в семье лад)
Воспитатель: А сейчас ребята из этих слов соберите пословицу.
(слайд)
(СЕМЬЯ, ЕСЛИ, ДУША, ТО, И, ВМЕСТЕ, НА, МЕСТЕ).
Если семья вместе, то и душа на месте.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Дети: Беды и радости бывают в каждой семье, но если в семье есть взаимопонимание и любовь. То все проблемы обязательно решаются, и на душе у всех легко и радостно.
Составление законов дружной семьи.
(На доске изображение семьи, занятой общим делом.) (слайд)
Воспитатель: - Как вы считаете, какая семья здесь изображена?
(Дружная, счастливая, в которой все любят и понимают друг друга.)
Воспитатель: -Наверно, эта семья счастлива потому, что в ней соблюдают традиции, правила и законы совместного проживания
- Давайте подумаем, какие правила должен соблюдать каждый член семьи.
Составление законов дружной семьи.
• Свято храни честь своей семьи.
• Любить свою семью и делать ее лучше.
• Быть внимательным и чутким, всегда быть готовым прийти на помощь членам своей семьи.
• Проявлять заботу и участие к близким и дальним родственникам.
• Дарить родителям радость.
Воспитатель: Нам повезло, есть у нас и еще одна семья – это наш центр. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем.
В нашем доме тоже есть свои законы. Давайте вспомним о них.
Воспитатель: Сегодня много серьезных слов было сказано о семье. Наше занятие подходит к концу.
III Подведение итогов.
Воспитатель: Что вам запомнилось на этом занятии?
(Ответы воспитанников)
Воспитатель: я желаю вам добра, заботы, внимания, радушия, участия, радости и счастья в ваших семьях нынешних и будущих.
Занятие заканчивается демонстрацией фоторяда «Жизнь нашего Центра»