Галина Доценко
Консультация из опыта работы с родителями «Семейные традиции»
▼ Скачать +Заказ
Консультация из опыта работы с родителями
Доценко Г. Н., Князева Н. Н.
«Единственная настоящая роскошь – это человеческое общения». Умеем ли мы пользоваться этой роскошью в своих семьях, в кругу друзей, учим ли мы этому своих детей?
Когда люди по-настоящему ценят, уважают и любят друг друга, то в их семье интересная совместная жизнь. Им приятно доставлять своим близким удовольствие, дарить им подарки, устраивать для них праздники. Общие радости собирают всех за большим столом по случаю семейных торжеств : дней рождения, именин, юбилеев. У них свои собственные ритуалы приема гостей, обычаи поздравлять родственников. Их объединяет совокупность духовных ценностей, которые характеризуют уровень развития семьи, отношения между разными поколениями. Устройство их семейного уклада постоянно вбирает в себя все лучшее из окружающей жизни, но при этом они творят уникальный мир своего дома. Какие-то традиции перешли к ним от родителей, какие-то они создают сами. Они прекрасно понимают, что соблюдение традиций- это путь к единению семьи.
Публикация «Консультация из опыта работы с родителями „Семейные традиции“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно.
Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье, сладкие баурсаки на Наурыз и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа - который превращается в Дед Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве.
Но именно о таких мелочах, которые приятно называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Может, поэтому на наш вопрос: «Какие семейные традиции есть в вашей семье?» - большинство лишь пожимали плечами и уверенно отвечали, что таковых просто нет. Между тем психологи уверяют, что детям семейные традиции необычайно важны : сохранять связь между поколениями и теплые, нежные отношения между родителями и повзрослевшими детьми; с регулярно повторяющимися событиями к детям приходит ощущение стабильности мира. В утере семейных традиций некоторые психологи даже видят причину проблемного подросткового возраста. В конце концов, семья- это не только общий быт, бюджет и отношения между супругами. Это еще и особый дух, неповторимый уют и атмосфера, характерная только для одной семьи.
Анализируя работу с родителями, мы отметили не только пассивность родителей в участии в образовательном процессе, но и отсутствие специальных навыков и умений в воспитании детей. Возникла необходимость в поиске новых форм, в которых благодаря участию в жизни детского сада, родители приобрели опыт педагогического сотрудничества со своим ребенком, с педагогами.
Так родилась идея реализации проекта под общим названием «Кафедра семейных традиций». С чего мы начали свое общение? С вопроса:- Какие семейные традиции есть в вашей семье?
Большинство родителей, лишь пожимали плечами и говорили: что таковых нет. Мы познакомили родителей с понятиями :
- что такое семейные традиции.
- семейные традиции других стран.
- с традициями казахского народа.
- всей семьей отмечать государственные праздники.
- семейные традиции чтить память старшего поколения.
- семейные праздники.
Эта работа проводилась в форме консультации, индивидуальных бесед, слайдовых просмотров.
Вторым этапом нашей работы было анкетирование родителей на тему : «Семейные традиции вашей семьи».
Вот такие семейные традиции есть в семьях наших детей:
семьи Рахмет, Танкебаевы, Батыржан – соблюдать традиции и обычаи казахского народа.
семьи Рерих, Ионушас, Дульцевы – семейные праздники.
семьи Окуневых, Федоряк – с природой дружим.
Для чего же нам нужны «семейные традиции?»- задали мы вопрос родителям, вот что нам ответили семья Жуман, Сулемейновы, Краснощок – упрочению семейных связей.
семья Лошаковых – передаче культурных ценностей.
семья Сиволап и многие другие- сошлись на том, что семейные традиции помогают гармонично развиваться малышу.
Следующим этапом нашей работы было предложено родителям поделиться опытом проведения и соблюдения семейных традиций в вашей семье. Форма подачи семейных традиций на выбор (слайд, газета, устная информация). Откликнулись многие родители.
В процессе нашего общения мы решили следующие задачи:
1. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.
2. Изучить семью и установить контакты с её членами для согласования воспитательных воздействий на ребенка.
3. Создать в группе условия для совместной деятельности детей и их родителей.
4. Пробудить желание увидеть проблемы своего малыша изнутри, сотрудничать со специалистами с целью их решения.
5. Использовать образовательный потенциал родителей для обучения и воспитания детей.
Для себя мы определили основные принципы взаимодействие с семьей:
1. Все формы должны быть интересными для семьи;
2. Родители имеют возможность действовать со своим ребенком и выглядеть в его глазах значимым;
3. Родители и педагоги должны иметь право выбора внутри предлагаемой формы взаимодействия;
И так, чтобы отношения с родителями были конструктивными, мы пересмотрели основы взаимоотношений с родителями :
1. Для эмоционального контакта- нужна доброжелательность, открытость, приветливость.
2. Для информационного контакта- готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях, деятельности, о его состоянии и поступках.
Соблюдая и бережно передавая семейные традиции, мы сохраняем связь поколений, по кирпичикам закладываем прочный фундамент гармоничной и счастливой жизни на долгие годы.
Литература
1. Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.
2. Герасимова И. А. Структура семьи. М., 1974.
3. Антонова Л. И., Цветкова Н. А. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях дошкольников о семье // Современные гуманитарные исследования. – 2006. - № 1.
4. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.
5. Гаранина Т. П. Семейные традиции и их роль в воспитании детей. - Минск, 1983.
6. Дружинин В. Н. Психология семьи: 3-е изд. - СПб. :Питер, 2008. - 176 с.
7. Земска М. Семья и личность. - М., 1986.
8. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. - М., 1991.
9. Семейно - бытовая культура. /под ред. Д. И. Возняцкого. - Минск, 1987.