Светлана Демина
«Счастье в профессии» или профориентация дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Счастье в профессии – это когда ты делаешь то, что у тебя очень хорошо получается, тебе нравится это делать, это нужно другим людям и тебе за это платят».
Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации.
Публикация «„Счастье в профессии“ или профориентация дошкольников» размещена в разделах
Ранняя профориентация на мой взгляд носит преимущественно информационный характер (в своей работе я знакомлю детей с миром профессий с помощью игр, например сюжетно - ролевые игры "Больница", "Магазин", "Парикмахерская", "Шоферы", "Моряки" и т. д., а также совместно с ребятами обсуждаем их мечты и обобщаем детский опыт, приобретенный ими в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).
Для меня очень важно чтобы мои воспитанники уже с детского сада прониклись уважением к любой профессии, и поняли, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Как же я рассказываю и знакомлю детей с разными профессиями?
1. Показываю детям, как трудятся взрослые.
Ну нужно отметить, что мои дети, не только наблюдают за работой взрослых, видят ее особенности и результаты, но и участвуют в совместной трудовой деятельности со взрослыми, выполняя трудовые поручения и просьбы. Я считаю, что тогда в дальнейшем они смогут использовать полученные сведения в самостоятельной деятельности (сюжетно-ролевой игре, закреплять и расширять приобретенные знания.
Ознакомление детей с трудом взрослых относится к важным задачам дошкольного образования. Успех в данном направлении будет достигнут только при условии использования системно-деятельностного подхода.
2. Знакомлю с многообразием и широким выбором профессий.
3. Во время педагогического процесса дети моей группы получают информацию о профессиях в детском саду и за его пределами (экскурсии, беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок, проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических, подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности).
Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют их родные на работе. Ребенку крайне необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомиться со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку. А мы взрослые обязаны в свою очередь интересоваться, кем хочет стать наш ребенок когда вырастет.
К выбору будущей профессии, я стараюсь очень серьезно готовить детей. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе.
Нам, взрослым нужно помнить, что раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. В своей работе я стараюсь развить у детей веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т. д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. К примеру, если наш кроха мечтает работать на заводе игрушек, то не стоит его отговаривать. Просто нужно поговорить с ним о том, как он представляет себе эту работу, что привлекает его в этой сфере деятельности, какими качествами и знаниями нужно обладать, чтобы работать и т. п., чтобы выявить реальные интересы и потребности ребенка.
Важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий, чтобы затем на основе этого материала наши дети могли анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.
Помочь ребенку сделать правильный выбор - непростая задача для нас, взрослых (будь то родитель или педагог). Разностороннее развитие ребенка дошкольного возраста даст нашим детям возможность найти во взрослой жизни работу, которая будет приносить им удовольствие и радость.