Ольга Вишнивецкая
Руководство хозяйственно-бытовым трудом с детьми дошкольного возраста с ОВЗ на 2 этапе обучения в условиях детского дома
▼ Скачать + Заказать документы
Отчет о проделанной работе.
«Труд нельзя представлять упрощенно как практическое закрепление, проверку на практике знаний, приобретенных на уроке. Эта связь должна развиваться в более глубокую и тонкую проблему: умственное развитие – труд, ум – труд. Умелое решение этой проблемы в воспитании подростков имеет исключительное значение. Найти такую работу, которая развивала бы умственные силы и способности, вводила человека в мир творчества, – одна из главных задач умственного и трудового воспитания, и успеха тут можно достичь лишь тогда, когда их решают в единстве». (1, с. 525 – 526).
Публикация «Руководство хозяйственно-бытовым трудом с детьми дошкольного возраста с ОВЗ на 2 этапе обучения в условиях детского дома» размещена в разделах
- Детский дом, дом ребенка. Материалы для педагогов детского дома
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
«Трудовое воспитание – это, образно говоря, гармония трех понятий: надо, трудно и прекрасно… Нет и быть не может воспитания вне труда и без труда, потому что без труда во всей его сложности и многогранности человека нельзя воспитывать». (2, с. 125)
На втором этапе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью начинается обучение детей новым, более сложным видом труда – хозяйственно-бытовым. Обучение навыкам хозяйственно-бытового труда мы проводим на специальных еженедельных занятиях. Кроме того, детей привлекаем к посильным для них поручениям: наводить порядок в групповой комнате, мыть игрушки, приводить свою одежду в порядок после прогулки, помогать помощнику воспитателя – няне в столовой.
Для более полного обучения детей навыкам хозяйственно-бытового труда я разработала перспективный план на весь учебный год, где запланировано много разных и интересных занятий.
Приобретенные навыки закрепляем в сюжетно-ролевых играх «Семья: большая уборка дома», «Выходной день в семье», «Дочки-матери: завтрак куклы Маши» и т. д.
На занятиях дети учатся ухаживать за комнатными растениями.
Выращивать овощи и ухаживать за ними («огород на подоконнике»).
Обучаем детей навыкам сервировки стола к приему пищи;
практическим действиям с предметами-орудиями, необходимыми для приготовления еды (бутерброда с маслом) : намазывать масло пластмассовым ножом на хлеб;
разрезать яблоко (с помощью взрослого); пользоваться ножом аккуратно, чтобы не пораниться;
резать банан пластмассовым ножом;
резать хлеб для сухариков;
измельчать на терке отварную морковь; пользоваться теркой осторожно, чтобы не пораниться. Воспитываем чувство гордости за результаты своего труда.
Дети с большим удовольствием учатся стирать кукольное белье и надевать чистое кукольное постельное белье на постельные принадлежности.
В содержание хозяйственно-бытового труда входит не только умение поддерживать и наводить порядок в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, а также участие в организации бытовых процессов, подготовке к занятиям, прогулкам, помощь взрослым на участке детского дома. Сформированные трудовые умения и навыки служат основной для воспитания у детей серьезного отношения к труду, привычки к трудовому усилию, желания трудиться, включаться в труд по собственному побуждению, успешно его завершать.
Осенью убираем вместе с детьми опавшие с деревьев листья.
Зимой учим детей, помогать взрослым, убирать снег с дорожек и лавочек.
Весной вместе с детьми убираем сухие веточки на участке;
приводим клумбы в порядок.
Дети помогают взрослым окапывать кустарники и деревья
Летом дети собирают урожай красной смородины, малины, яблок;
ухаживают за растениями: поливают цветы на клумбах.
Трудовые навыки мы формируем на основе прямого обучения, которое, осуществляется с учетом возрастных особенностей детей и поэтому на каждой ступени дошкольного детства имеет свою специфику. При этом соблюдается главный принцип формирования любого трудового умения – от начального ознакомления с ним до образования прочного, устойчивого навыка.
Таким образом, в процессе системного запланированного обучения хозяйственно-бытового труда мы научили детей элементарным трудовым навыкам, дети приобрели опыт предметно-орудийных действий, освоили конкретные операции, накопили собственный опыт нравственного поведения.
Литература:
1. Сухомлинский В. А. «Избранные педагогические сочинения». В 3-х т., т. 1.
2. Сухомлинский В. А. «О воспитании». М., 1979г.
3. Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью». – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : КАРО, 2009г.