Вишневецкая Маргарита Ивановна
Консультация для родителей «Роль взрослых в самостоятельных играх детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль взрослых в самостоятельных играх детей»
Наблюдая за малышами нетрудно заметить, что ребенок, который умеет играть, не капризничает, может, пусть ненадолго, заняться интересным полезным без себя делом. Он доверяет взрослому, любит с ним общаться, разговаривать. Такой ребёнок очень любопытен, его интересует все предметы, все дела, все разговоры взрослых, а еще, что очень важно, он необыкновенно активен, готов стирать, гладить, мыть посуду с мамой, заводить машину с папой. Когда взрослые ему это не разрешают малыш без капризов переходит к игре: «понарошку» стирает, гладит, водит машину. Дети, которые умеют играть, эмоционально отзывчивы, жизнерадостны, словом они живут полной по-настоящему счастливой жизнью. И наоборот дети, которые не умеют, не любят играть, шагу не могут вступить без взрослого, требуют постоянного внимания и участия взрослого во всех занятиях, раздражаются, капризничают, или что еще хуже становится вялыми, равнодушными. Часто у них нарушен контакт со старшими они затрудняются что-либо спросить у взрослых, либо поговорить с ними, не доверяют им становятся замкнутыми.
Публикация «Консультация для родителей „Роль взрослых в самостоятельных играх детей“» размещена в разделах
- Воспитание самостоятельности у детей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Темочки
Советский педагог А. С. Макаренко писал: какой, ребёнок в игре, таким он во многом будет на работе когда вырастет. Ребё нок получает в хорошей игре многое: умение сосредоточится, самостоятельно осмыслить ситуацию поставить цель, найти необходимое для достижения, довести дело до конца, умение представить, почувствовать что думают, что переживают другие вместе с ними дружно решать общие задачи. Доброе, внимательное отношение к окружающим, активность, творческая жилка становится на всю жизнь. Ребята, которые умеют играть дома, спокойнее привыкает к детскому коллективу, уже с полутора лет умеют играть, а позднее охотно вступается в совместные игры.
Хорошая полезная для ребёнка игра сама по себе не приходит. Помочь ребенку овладеть этим необходимым видам деятельности должны старшие. Это могут быть не только взрослые, но и братья, сестры и другие дети. Приобщать ребят в игре следует с первых лет жизни. В каждом возрастном периоде у детей свое понимание мира, свои возможности, отражение его в игре. Взрослые должны это учитывать, когда вмешиваются в игру ребенка.
Прежде всего, надо знать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми как детская самостоятельная деятельность, как деятельность самого ребенка. Ребенок, а не взрослый должен быть хозяином положения. Взрослый только вдумчиво, тактично, не назойливо руководят игрой. Нельзя диктовать ребенку, что ему делать, без конца поучать его.
Хорошо ездит взрослый поможет малышу советом, незаметно направит игру в нужное русло.
Занимаясь своим делом, старшие могут продлить игру ребёнка, предложить ему дополнительную игрушку или представить перед ним новую игровую задачу, которую малыш с удовольствием решить сам. Вот мальчик перевез кубики и бесцельно возит машинку. А бабушка сквозь замечает: «Ой как же ты ездишь на машинке, ведь здесь же разлилась речка». Мальчик быстренько перехватывает идею - строит мост, дорогу, осторожно везет пассажиров.
Игра ребенка становится разнообразнее и самостоятельные по мере познания им окружающих предметов, природы. Отношения людей. Маленький ребенок может познавать мир лишь активно действия. Поэтому очень важно привлекать малышей в доступной форме к участию в повседневных делах, которыми заняты взрослые.
Совсем иначе чувствуют себя дети в семье, где их активность поддерживается, где продуманно относятся к их посильному участию в жизни семьи. И большую ошибку допускают взрослые, которые отстраняют детей от любого настоящего, серьезного дела.
Вот один из примеров:
Трехлетний сын зачарованно смотрит как отец забивают гвоздь, пытается сам взять молоток, попробовать свои силы. Но ему сурово запрещают – опасно.
Другой пример:
На даче бабушка стирает внучке платье, а рядом в маленьком тазике внучка стирает платье своей кукле. Они обе увеличены, довольны, улыбаются, разговаривают об общем деле: не остыла ли вода, достаточно ли мыла, чисто ли выстирано платье и др. Не правда ли девочка чувствует себя в такой семье уютно и спокойно, чем мальчик. Такой ребенок узнает многие свойства предметов, их жизненное назначение, упражняется в простых трудовых действиях, испытывает огромное удовольствие от полученных результатов, становится более ловким и умелым.
Самостоятельная игра ребенка во многом зависит от того какие игрушки имеются в распоряжении малыша. Каждая новая игрушка большое событие в жизни ребенка.
Игрушка должна быть понятна ребенку. Детям раннего и младшего дошкольного возраста нужны игрушки, отображающие их повседневный быт, знакомые им по собственным наблюдениям. Только тогда ребёнок сможет использовать все игрушки по назначению.
Хорошо если взрослые, играя с ребенком, берут на себя какую-либо роль : шофера, продавца, покупателя. Это не только радует малыша, но и многому учит. У партнеров по игре ребенок учится играть воображаемыми предметами, использовать вместо необходимых вещей их заменители в виде палочек и листьев, шишек, ракушек, желудей и др.
С приобретением игрового опыта уже двухлетние дети с удовольствием играют вместе. Особенно ценна игра разных по возрасту детей. Вряд ли кто лучше, чем старше дети понимают игры малышей. Без снисходительности и иронии старшие дети включают в игру малышей, моментально оценивая их возможности. А малыши в свою очередь стараются,не уронив достоинства и поражают даже родителей своей выдержкой, находчивостью и сообразительностью, проявленными в совместных играх со старшими детьми.
Чем меньше малыши, тем больше помощь в игре требуется со стороны взрослого.
Ребёнок, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым, а благодарность взрослому за его незаметный кропотливый труд - распахнутые двери в прекрасный мир детской игры.