Светлана Радионова
Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль воспитателя по профилактике нарушения прав ребенка в семье»
Ионна златоуста: |
«Из чего состоит мир? Из государств. А государства - из городов. А города? Города – из семей. И если не будет лада в семьях, и во всем мире пойдет разлад» |
Публикация «Роль воспитателя в профилактике нарушения прав ребенка в семье» размещена в разделах
Работа воспитателя по профилактике нарушений прав ребенка в семье – это работа с родителями. Обеспечение прав детей в семье во многом зависит от уровня правовой культуры родителей Положительные результаты в воспитании можно достичь, привлекая родителей к вопросам воспитания. Проведение с ними разъяснительной, просветительской и коррекционной работы по соблюдению и защите прав ребенка является важнейшим условием эффективности образовательного процесса. От качества этой работы в значительной мере зависит уровень педагогической культуры родителей, и, следовательно, уровень семейного воспитания.
Педагог– главное действующее лицо при проведении этой работы. От его квалификации и культуры зависит соблюдение прав детей в образовательном учреждении и защита прав детей в семье. Он осуществляет профилактическую, диагностическую и коррекционную работу с детьми и родителями, ориентирует, просвещает, в случае необходимости, контролирует родителей; проводит работу по выявлению случаев нарушения прав ребенка, принимает меры по защите детей от жестокого обращения родителей.
Все родители хотят, чтобы их дети в семье жили счастливо и мирно. Никто не стремится держать ребенка в страхе, воспитывать его забитым, безответственным, упрямым. Однако бывает, что дети с возрастом приобретают эти и другие нежелательные черты характера, но не имеют, ни веры в свои силы, ни уважения к себе и окружающим. Мы хотим, чтобы наши дети были вежливы, а они грубят. Мы хотим, чтобы они были аккуратными, а они вечно чем-то перепачканы. Мы хотим, чтобы они верили в себя, а они нервозны и беспокойны.
«Счастье дается только знающим» - эти слова Бунина в полной мере можно отнести к родителям. Для успешного воспитания важны не только любовь к ребенку, но и общий микроклимат в семье.
В целях профилактики этих положений воспитатель должен работать в следующих направлениях:
информирование родителей о проблеме защиты прав ребенка;
трансляция родителям положительного образа ребенка;
работа по коррекции детско-родительских отношений.
Жестокое обращение с детьми.
Жестокое обращение с детьми определяется как любой вид насилия, который применяется к детям самими родителями (или лицами, их заменяющими, а также по вине или недосмотру родителей.
Формы жестокого обращения с детьми.
Различают в основном четыре формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.
1. Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
2. Сексуальное насилие (или развращение) – это вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку он не обладает свободой воли и не может предвидеть негативные для себя последствия.
3. Психическое (эмоциональное) насилие – это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
• открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
• угрозы в его адрес в словесной форме;
• замечания в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
• преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка;
• ложь и невыполнение взрослым своих обещаний;
• однократное грубое физическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние, появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
• отсутствие адекватного возрасту и потребностям ребенка питания, одежды,
• жилья, образования, медицинской помощи;
• отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Недостаток заботы о ребенке может быть непредумышленным, например, вследствие болезни, безработицы, хронической бедности, неопытности родителей, их невежества, следствием стихийных бедствий, социальных потрясений.
Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости
Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска:
• неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех;
• присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы;
• безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты;
• статус беженцев, вынужденных переселенцев;
• низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции;
• нежеланный ребенок;
• умственные или физические недостатки ребенка;
• «трудный» ребенок.
Основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога:
• психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту;
• неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка;
• изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми);
• проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания;
• отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле;
• повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.);
• враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери;
• сильная реакция испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
• судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара);
• чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех;
• демонстрация "взрослого" поведения, интерес к вопросам секса.
К перечисленным признакам можно также отнести проблемы со сном, боязнь темноты, энурез.
Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению или испытывает насилие (в том, числе и сексуальное). Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, они должны обратить на себя внимание педагога.
Наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны
подтвердить опасения:
• в беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие;
• на жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально;
• часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.
Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? - Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.
В результате предпринятых действий можно прийти к следующим выводам:
• предположение подтверждается (не подтверждается);
• решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.
Особого внимания требуют семьи, в которых существует «установка на агрессию». Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.
Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.
Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка. Родители для ребенка – камертон: как они прозвучат, так он и откликнется.
Необходимо иметь в виду, что работа по защите прав ребенка возможна лишь тогда, когда педагогу удается установить партнерские отношения с семьей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдерджки и взаимопроникновения в интересы друг друга.
Воспитатель, ставящий своей задачей профилактику нарушения прав ребенка в семье, прежде всего сам должен быть для родителей образцом уважительного и доброжелательного поведения с ребенком.
Характерные черты гуманного стиля общения воспитателя с детьми:
• признание в качестве основной цели взаимодействия с ребенком обеспечение чувства психологической защищенности, доверия к миру и радости существования;
• индивидуальный подход, т. е. координация своих требований с задачей наиболее полного развития имеющихся у ребенка способностей;
• использование в качестве основных способов общения понимания, признания и принятия личности ребенка, основанных на умении встать на точку зрения ребенка, не игнорировать его чувства и эмоции;
• определенная личностная позиция воспитателя, а именно стремление исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Используемая литература:
1. Декларация прав ребенка ООН от 20.11.1959 года.
2. Конституция РФ, 1993г. (с изменениями от 9 июня 2001года).
3. Конвенция ООН о правах ребенка.
4. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1959 года №223-ФЗ (с изменениями от 2 января 2000 года).
5. Федеральный Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (с изменениями на 20 июля 2000 года).