никитина светлана
Роль театрализованных игр в развитии социально-коммуникативных навыков младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема социально-коммуникативного развития дошкольников становится одной из наиболее актуальных проблем современного мира. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, внимания, общения, речевой культуры во взаимоотношениях людей. С другой стороны, изменениями самих детей. Современные дошкольники более информированы и любознательны, свободно ориентируются в современной технике, во взрослой жизни, чему способствует содержательность среды в детском саду и дома. Дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами, но несмотря на все это – дошкольники остаются детьми!
Публикация «Роль театрализованных игр в развитии социально-коммуникативных навыков младших дошкольников» размещена в разделах
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Средняя группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте зарождаются и активно развиваются основы социально – коммуникативного развития и опыт первых отношений с другими людьми становится фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей. Поэтому особенная ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей, в первую очередь, возлагается на семью и дошкольное учреждение.
В развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста играют огромную роль театрализованные игры. Почему именно театрализованные игры? Театрализованные игры один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.
Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности; от индивидуальной игры и "игры рядом" к игре в группе из трех - пяти сверстников, исполняющих роли; от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого "типичного" образа в игре-драматизации.
Во многих семьях родители практически не уделяют этому вопросу должного внимания, считая главным научить ребенка читать, писать и считать. А самое главное - без приобщения к искусству невозможно полноценное становление личности ребенка.
Театрализованная деятельность в группе возможна только в результате активной скоординированной работы воспитателя и родителей ребенка.
В подготовке к самостоятельной творческой игре в развитии воображения, речи большую роль играют подвижные игры с ролью. Малышей необходимо научить действовать от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, перевоплощаться в собак, кошек и других знакомых животных. С этой целью можно проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата» и т. п. Полезно проводить игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а ребенок слушает и смотрит. Затем они точно выполняют движения соответственно тексту. Например, «Зайка серенький сидит и ушами шевелит…»
Театрализованная деятельность помогает развивать и строить общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками.
В ходе работы на постановкой спектаклей, распределения ролей формируется умение общаться и договариваться между собой. Дети учатся уступать друг другу, выслушивать советы и мнения других, прислушиваться к замечания сверстников и взрослых, делать свои выводы. В ходе выступлений дети согласовывают свои действия и желания, поддерживают друг друга в случае неудачи, ошибки или стеснения, страха. И как важно, когда преодолевая трудности, они осознают, что их объединяет общее дело, общая цель, чувствуют поддержку и одобрение друг друга.