Лилия Мухаева
Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственного воспитания. Одна из опасностей подстерегающих наше общество сегодня - это разрушение личности и дезориентация в духовно-нравственном пространстве. От того как будет воспитан дошкольник в духовно-нравственном отношении, зависит его формирование жизненной позиции. Недооценка важности формирования и воспитания нравственных качеств личности ребенка с ранних лет, приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей.
Публикация «Роль семьи и воспитателей в духовно-нравственном воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае, пора интенсивных накоплений физических, умственных и духовных сил. Именно в раннем детстве ребенок, словно губка, способен впитывать все то, что происходит в окружающей его действительности. По мнению ученых исследователей в области педагогики и детской психологии, дошкольный возраст – это именно тот период, когда закладывается фундамент формирования личности. В это время ребенок начинает определять для себя начальные представления о морально-этических и нравственных нормах поведения.
Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается, прежде всего, в семье. Семейные ценности, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. Вместе с ростом материального и культурного уровня современной семьи, её нравственным совершенствованием возрастает и её ответственность за воспитание детей. Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий. Ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере любви и дружбы, доверия и взаимных симпатий. Важно с раннего детства, с первых лет жизни ребенка, начинать процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Проблема духовно-нравственного воспитания остается сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Я предлагаю рассмотреть несколько форм и приемов формирования духовно-нравственных качеств личности у дошкольников в семье. Одна из наиболее частых форм взаимодействия детей и родителей в семье - это беседа. Тему для беседы нужно подбирать исходя из возраста ребенка и его поведенческого состояния. Например, для детей старшего дошкольного возраста можно повести ряд бесед о культуре поведения, о бережном отношении к природе, окружающему миру, о вежливом обращении к взрослым и сверстникам. Цикл бесед о том «Что такое хорошо и что такое плохо» поможет разобраться детям в понимании плохих поступков и хороших. Но нельзя забывать о том, что беседы должны закрепляться действиями, т. е., если родители, например, провели беседу с ребенком о вежливом обращении к взрослым и сверстникам, то они должны на своем примере показать ему, как нужно это делать иначе ребенку будет сложно воспринять информацию, не подкрепленную наглядным примером. Самая интересная, доступная и близкая детям форма взаимодействия с семьей – это игра. В играх наиболее полно проявляется личность ребенка, поэтому игра является средством всестороннего развития (умственного, эстетического, нравственного, физического). Путем подражания ребенок воспроизводит в игре привлекательные, но пока реально недоступные ему формы поведения и деятельности взрослых. Создавая игровую ситуацию, дошкольники усваивают основные стороны человеческих отношений, которые будут реализованы впоследствии. Вот несколько примеров игр направленных на формирование духовно-нравственных качеств личности у дошкольников: дидактическая игра «Угадай название сказки», словесные игры «Назови ласково», «Разговор по телефону», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Больница» и т. д. Нельзя не вспомнить и о такой важной форме взаимодействия детей и родителями как чтение сказок и художественной литературы. Воспитание художественным словом способствует проявлению у ребенка живого отклика на различные события жизни. Моральные нормы и правила приобретают в художественном произведении живое содержание. Дети живо, эмоционально, доверчиво воспринимают читаемые им сказки, стихи, рассказы. Произведения литературы всегда содержат в себе какую-то оценку событий. Нужно, чтобы ребенок сопоставлял свой собственный опыт с той моралью, которая преподносит ему книга.
Из большого многообразия русских народных сказок предлагаю родителям уделить больше внимания знакомству с бытовыми сказками, потому что они имеют большую социальную направленность, чем волшебные сказки, более понятны детям и соответствуют их возрасту. Эти сказки короткие, легко пересказываются и запоминаются.
Во всех этих сказках нет прямых наставлений детям («Не обманывай», «Слушайся родителей», «Не бери чужого» и т. д., но в их содержании всегда заложен нравственный урок, который дети постепенно воспринимают.
Это такие сказки, как:
- сказки о дружбе («Рукавичка», «Зимовье»);
- сказки о хитрости («Лисичка со скалочкой», «Лиса и кувшин», «Лиса и козел»);
- сказки про злых и добрых людей («Морозко», «Крошечка - Хаврошечка»);
- сказки про маленьких да удаленьких («Жихарка», «Гуси - лебеди», «Маша и медведь»);
- сказки про умных, глупых, жадных и хвастливых («Заяц и еж», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста»).
Писатели прошлого и настоящего создали много прекрасных литературных произведений для детей о проявлениях всех нравственных качеств. Предлагаю родителям прочитать детям такие художественные произведения как: цикл стихов А. Барто «Вовка - добрая душа», «Волшебное слово» В. Осеевой, «Живая шляпа», «На горке» Н. Носова, «Федорино горе» К. Чуковского. Старшие дошкольники очень любят сказки Пушкина и Андерсена, веселые стихи С. Маршака, поучительные поэмы В. Маяковского. Таким образом, мы видим, что воспитательные возможности для формирования духовно-нравственных качеств личности дошкольников в семье посредством различных форм и приемов безграничны.
Конечно, известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения — той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели — люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребенка. Ребенок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребенка, зависит, прежде всего, от родителей, педагогов и окружающих его взрослых, от того, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят. Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника. Поэтому детский сад принимает активное участие в формировании личности ребенка. В задачи детского сада входит осуществление всестороннего развития и духовно — нравственного воспитания детей.
Наиболее эффективными методами и приемами в процессе формирования педагогами духовно-нравственной культуры и качеств личности дошкольников является:
- беседа («Урок дружбы», «Спасибо за правду», «Добрые дела»; «Вежливая просьба» и т. д., разъяснение, проблемная ситуация, положительный пример, анализ и оценка нравственных и безнравственных поступков;
- личный пример адекватного эмоционального реагирования педагога, иллюстрации (предъявление для восприятия картины с изображением эмоций людей, схематичные изображения эмоций, демонстрация мультфильмов нравственного содержания, прослушивание музыки, создание ситуаций эмоционального переживания, психологические тренинги, направленные на самопознание (воздействие на эмоциональный компонент нравственной сферы дошкольников);
- методы стимулирования (одобрение, похвала, доверие, оценка, поощрение, благодарность);
- методы торможения (порицание, предупреждение);
- игровые приемы (ритуалы начала занятий и конца занятий, например: «Волшебный клубочек», «Как меня зовут», «Круг друзей» и т. д., игровые этюды «Скажи хорошее о друге», «Я так устал», дидактические «Кто живет в семье», «Как поступить», словесные «Назови друга ласково», «Хорошо – плохо», сюжетно-ролевые игры «Семья», «Профессии», «Больница» и т. д.);
- чтение сказок и художественной литературы (В. Катаев "Цветик семицветик", В. Осеева «Волшебное слово», Б. Алмазов «Горбушка», В. Драгунский «Друг детства»; русские народные сказки «Крошечка-Хаврошечка», «Лиса и кувшин», «Зимовье зверей», «Два жадных медвежонка», «Заяц - Хваста» и т. д.); малые фольклорные жанры: загадки, дразнилки, кричалки, песенки, заклички, потешки, пословицы, поговорки.
- продуктивная деятельность (совместное и самостоятельное изготовление поделок, подарков, книжек, игр и т. д.).
Каждый метод являет собой средство достижения определенной цели на пути пошагового развития нравственных представлений, формирования и укрепления нравственных чувств и поведения детей в целом. В связи с этим, неслучайно, что законы нашего государства, и в частности федеральный государственный образовательный стандарт, также нацелены на развитие духовно-нравственной личности.
Так ФГОС ДОО, который вступил в силу с 1 января 2014 года, а также Федеральный закон от 29.12.2015 года N 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», одной из главных задач в воспитании провозглашают «создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [ст. 2 пункт 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012].
Таким образом, актуальность и остро поставленная в обществе потребность развития и воспитания духовно-нравственной личности, ставит, в первую очередь, перед родителями и педагогами дошкольного образования задачу развития у детей высоких нравственных чувств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Колесникова, О. А. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста / О. А. Колесникова // Молодой ученый. — 2015. — №24. — С. 965-968.
2. Островская, Л. Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника : книга для воспитателя детского сада / Л. Ф. Островская. – М. : Просвещение, 1987. – 144 с.
3. Шохина, Т. Е. Формирование нравственных представлений детей младшего дошкольного возраста средствами художественной литературы / Т. Е. Шохина // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 540-544.