Анастасия Жук
Роль пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ
Речевые области мозга ребенка формируются под влиянием импульсов, поступающих от кистей, а точнее, от ладоней и пальцев рук. Поскольку здесь находится огромное количество рецепторов, биологически активных точек, активизирующих деятельность мозга. Важно, чтобы движения рук, мелкие движения пальцев были разнообразными и энергичными.
Существует большое количество способов развития мелкой моторики ребенка. Одной из самых доступных и эффективных является пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика – это уникальное средство для развития речи. Разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует развитие всех психических процессов. Ребенок хорошо запоминает стихотворные тексты, сопровождающиеся движением рук и пальцев. Пальчиковые игры стимулируют внимание и воображение ребенка, учат сопоставлять речь и движения рук. Использование пальчиковой гимнастики делает речь ребенка более точной и выразительной.
Публикация «Роль пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Пальчиковая гимнастика играет важную роль в работе с детьми с ОВЗ, так как она способствует комплексному развитию ребенка, также это эффективный инструмент в работе с детьми с ОВЗ, который положительно влияет на различные аспекты их развития. Речь играет основную роль в умственном и эмоциональном развитии, является основой социального взаимодействия, регулятором поведения. Развитие речи – это сложный процесс, протекающий у каждого ребенка по-разному. Развитие речи во многом зависит от среды, окружающей ребенка, от тех игр и игрушек, которые Вы ему предлагаете, от правильности Вашей собственной речи.
Известно, что между речевой и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развита его речь. Особое значение в развитии речи отводится мелкой моторики рук.
Вот основные её преимущества:
1. Развитие мелкой моторики: упражнения укрепляют пальцы и кисти рук, что важно для овладения навыками письма, рисования и других точных действий.
2. Стимуляция речевых центров: Активная работа пальцев напрямую связана с зонами мозга, отвечающими за речь, что способствует улучшению речевых навыков.
3. Развитие внимания и памяти: Упражнения требуют сосредоточенности, что помогает тренировать концентрацию и улучшать запоминание.
4. Эмоциональный контакт: Игровая форма занятий создаёт доверительную атмосферу между ребёнком и педагогом, улучшая эмоциональное состояние ребёнка.
5. Улучшение координации и общего развития: Развиваются навыки синхронизации движений, что положительно сказывается на общем моторном развитии.
6. Снятие напряжения: Пальчиковые игры помогают расслабить мышцы, что полезно для детей с гипертонусом или напряжением в руках.
Регулярные занятия пальчиковой гимнастикой улучшают общее развитие ребёнка, помогают ему адаптироваться к новым задачам и способствуют успешной социализации. Добавление весёлых стихов и игр делает процесс увлекательным!
Использую разнообразные упражнения с рифмами. Совмещаю с другими видами коррекционной работы.
Пальчиковый комплекс для развития мелкой моторики и речи:
1. Разминка: - Сжимание-разжимание кулачков: Сожмите кулачки, затем разожмите их, растопырив пальцы. Повторите 8–10 раз. - «Кошка точит коготки» : Ладони на столе, пальцы по очереди сгибаются и разгибаются.
2. Основные упражнения: 1. «Кулачок, ладошка, ребро» : - Положите руки на стол. Сначала положите ладони, затем кулачки, затем ребром ладони. Повторите 6–8 раз. 2. «Пальчики здороваются» : - Большой палец касается поочередно всех остальных пальцев одной и другой руки : «Привет, указательный! Привет, средний!» и так далее.
3. «Замок» : - Переплетите пальцы обеих рук в «замок». Затем, не расцепляя пальцы, совершайте движения кистями вверх-вниз.
4. «Гусеница» : - Ладонь на столе. Передвигайте пальцы, имитируя движения гусеницы.
5. «Окошко» : - Соедините подушечки пальцев обеих рук (большой палец к большому, указательный к указательному, и так далее, создавая «окошко». Расширяйте и сужайте его.
4. «Зайка» : - Указательный и средний пальцы одной руки – «ушки зайца». Покачивайте пальцы, имитируя движение.
5. Завершение: - «Дерево тянется к солнцу» : - Поднимите руки вверх, растопырив пальцы, потянитесь. Затем расслабьте кисти и потрясите ими.