Папки-передвижки

Роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников

Печелиева Ирина Зурабовна
Роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников
▼ Скачать +Заказ

Народная сказка – одно из самых древних средств воспитания детей, которое сохранило свою актуальность до наших дней. В процессе развития ребенка она играет важную роль в формировании его мировоззрения, моральных ценностей и эмоциональной сферы. Сказки помогают детям понять окружающий мир, научиться различать добро и зло, справедливость и несправедливость, а также осознать важность таких качеств, как честность, доброта, смелость и трудолюбие.

Эмоциональное восприятие персонажей

Публикация «Роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников» размещена в разделах

Эмоции играют ключевую роль в восприятии ребенком содержания сказки. Дети очень чутко реагируют на характеры героев, их поступки и переживания. Например, положительный герой вызывает симпатию и желание подражать ему, тогда как отрицательный персонаж может вызывать страх или отвращение. Это эмоциональное отношение является важным фактором для усвоения этических норм. Когда ребенок переживает вместе с героем радость победы над злом или сочувствует ему в трудных ситуациях, он начинает понимать, какие качества ценятся в обществе, а какие осуждаются.

Сказочные образы часто обладают ярко выраженными чертами характера, что делает их понятными и доступными для восприятия даже самыми маленькими слушателями. Добрый молодец, храбро сражающийся со злодеями, становится примером мужества и стойкости, а хитрая лиса учит осторожности и умению избегать неприятностей. Через такие примеры дети учатся оценивать свои собственные поступки и поведение окружающих людей.

Приобретение эмоционально-нравственного опыта

При помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально-нравственный опыт, который станет основой для дальнейшего формирования личности. Слушая сказки, дети начинают осознавать последствия своих действий, понимают, что хорошие поступки приводят к положительным результатам, а плохие – к негативным последствиям. Они учатся сопереживать другим людям, проявлять заботу о слабых и нуждающихся, уважать старших и помогать младшим.

Сказка помогает ребенку развить чувство справедливости, которое является одним из важнейших нравственных качеств. Герои народных сказок всегда наказывают зло и вознаграждают добро, что закрепляет в сознании ребенка представление о том, что справедливость должна торжествовать. Таким образом, сказка способствует формированию у детей устойчивого представления о правильном поведении и моральных нормах.

Для младших дошкольников особенно важны простые и короткие сказки, которые легко воспринимаются и вызывают яркие эмоции. Вот несколько примеров народных сказок, которые идеально подойдут для этой возрастной группы:

«Колобок»Эта известная русская сказка рассказывает историю круглого хлебца, который катится по дороге и встречает разных животных. Простые рифмы и повторяющиеся фрагменты делают её доступной для понимания малышами. Кроме того, «Колобок» учит детей тому, что нельзя быть слишком самоуверенным и всегда нужно быть внимательным.

«Репка»Ещё одна классическая русская сказка, которая знакомит детей с понятием коллективизма и взаимопомощи. Все герои объединяются ради общей цели – вытащить репку. Простое повествование и забавный сюжет нравятся маленьким детям.

«Курочка Ряба»Очень короткая и простая сказка о курочке, снесящей золотое яйцо, и мышке, разбивающей его. Эта история учит детей важности терпения и внимательности. Малыши легко запоминают сюжет и могут пересказывать его своим друзьям.

**«Три поросёнка»Английская сказка про трёх братьев-поросят, каждый из которых строит себе дом. История показывает, насколько важно быть трудолюбивым и предусмотрительным. Младшие дошкольники любят повторять за героями фразу «Нам не страшен серый волк!»

«Кот в сапогах»Французская сказка Шарля Перро о находчивости и смекалке кота, помогающего своему хозяину. Хотя эта сказка немного длиннее предыдущих, она всё равно остаётся популярной среди маленьких детей благодаря яркому персонажу и увлекательному сюжету.

«Красная Шапочка»Еще одна сказка Перро, рассказывающая о девочке, встречающей волка в лесу. Несмотря на некоторые пугающие моменты, малыши любят эту историю за её драматизм и счастливый конец. Важно обсудить с ребёнком мораль сказки – необходимость быть осторожным и внимательным к окружающим.

Русские народные сказки о животных («Лиса и Журавль», «Зайкина избушка»)Эти сказки обычно короткие и содержат много юмора, что привлекает малышей. Они учат детей различать добрые и злые поступки, а также показывают важность дружбы и взаимовыручки.

Сказки о волшебстве («Царевна-Лягушка», «Спящая красавица»)Волшебство всегда привлекало детей, поэтому сказки с элементами магии и чудес пользуются большой популярностью. Однако стоит выбирать те истории, где магия служит добру и учит детей позитивным качествам.

Эти сказки помогают развивать воображение, формировать нравственные ценности и укреплять эмоциональную связь между взрослым и ребёнком. Чтение сказок должно сопровождаться обсуждением, чтобы ребёнок мог выразить своё мнение и задать вопросы.

Публикации по теме:

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей» Консультация для родителей «Роль русской народной сказки в воспитании детей»Русская народная сказка — это элемент устного национального творчества.

Консультация «Роль родителей в формировании безопасного поведения детей на улице» Улица для ребёнка – это яркий и удивительный мир, полный разнообразных, привлекательных для него событий. Участником этих событий непременно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 19:58
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль народной сказки в формировании нравственных эталонов у дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Печелиева Ирина Зурабовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД