Диана Суслова
«Роль искусства и культуры в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы по теме «Роль искусства и культуры в духовно – нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста»
Освоение культурного наследия родного края в нашем детском саду, и, конкретно, в моей группе - это не проведение отдельных праздников, стилизованных "под фольклор" - это образ жизни, включающий в себя постепенную и целенаправленную организацию предметно - развивающей среды; внутреннее изменение каждого ребенка в процессе свободного принятия нравственных и эстетических ценностей народа; развитие дружеских отношений в группе, душевного и духовного обогащения все участников психолого – педагогического процесса. Ведь работа по данному направлению будет успешна только тогда, когда в ней участвуют все: и педагогический коллектив, и технический персонал, и дети, и их родители.
Публикация «„Роль искусства и культуры в духовно-нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
После проведения и анализа диагностики я разработала перспективное планирование по духовно – нравственному воспитанию в которое включила различные формы: организации выставок народного творчества характерного для нашего региона, организации и проведения совместных с родителями экскурсий в городской краеведческий и художественный музеи, знакомство с народно – прикладным творчеством Кубани, творчеством кубанских художников, писателей, поэтов. Традиционно в детском саду и в нашей группе проводятся Дни кубанской кухни, праздник урожая, народные праздники «Ярмарка», «Рождество», «Святки», «Масленица», «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Именины березки» (Троица).
Совместно с детьми и родителями мы исследуем особенности каждого народного праздника, устанавливаем его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а также с важными датами, событиями в общественной жизни.
Мы познакомили детей с казачьей культурой и бытом. Через кубанские песни, сказки, былины, мультимедийные беседы дети получают представление о разных видах народного искусства, переживают отношение к ним в продуктивной, игровой деятельности. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
Я вовлекаю детей в процесс изготовления народных игрушек и других предметов, в ходе, которого дети получают представление о материале, из которого изготовлены предметы народно-прикладного искусства, приобретают навыки работы с художественным материалом и привычку делать своими руками приятные и полезные для людей вещи.
Знакомятся наши дети с кубанским костюмом, с русским народным костюмом, а также с костюмом людей других национальностей, населяющих нашу страну – это позволяет показать непрерывную связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа.
Большое внимание мы уделяем знакомству с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение, с их бытовым и эстетическим назначением, помогая понять детям, как любимые народом занятия связаны с природными особенностями нашего края. Дети сравнивают дома своих предков и дом, в котором они живут, находят общее между ними и различия, получают знания о сельском доме, хате; городском доме; деревянной резьбе; культовых сооружениях (соборах, церквях, их внешнем виде и украшениях и др. Знакомятся с пословицей «Хорошая работа два века живет».
Мы расширяем круг приобщения детей к устному народному творчеству, знакомим с народными сказками, афоризмами, пословицами, поговорками, народными приметами, героическим эпосом, а также к искусству и культуре нашего края. Богатство и глубина содержания, многообразие средств изображения произведений искусства обладают большой воспитательной силой. Живопись и народно-прикладное искусство являются живой красочной картиной реального мира. Восприятие этих произведений способствует расширению жизненного опыта детей, развивает любознательность, интерес к окружающей действительности. В группе проводится мультимедийная выставка репродукций картин местных художников, творческие работы детей по рисованию, лепке аппликации, ручному труду. Познавательные беседы развивают мышление ребенка, осмысленное восприятие события. У детей активно совершенствуется нравственное и эстетическое отношение к народным традициям, к национальному наследию.
В результате всей проделанной работы за год, мы можем сделать вывод, что дети стали намного образованней, что доказывает особую значимость и актуальность разработки мероприятий по духовно- нравственному воспитанию и образованию детей.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мы помогаем родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей, вовлеккаем их в педагогический процесс, используя
• предпраздничные посиделки;
• совместное посещение краеведческих и художественных музеев;
• оформление в группе мини-музея кубанского быта;
• совместную творческую деятельность с детьми;
• совместные экскурсии и целевые прогулки по улицам города.
Выводы
«Душа ребенка чиста как белый снег, падающий с неба.
И писать на ней надо белой палочкой,
такой же чистой, как она сама.
Проведешь один раз черной палочкой,
то всю душу замараешь. Если вдуматься, белой палочкой и
является народная педагогика. И добрые обычаи,
традиции, сказки, поучения. Всё чем жив человек».
Михаил Юхма
Система занятий дала эффективный результат и может быть использована педагогами дошкольных учреждений для формирования духовно - нравственных качеств и развития творческих способностей. Приобщение детей к истокам народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды. Воспитывая дошкольников в любви и уважении к русской национальной культуре, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, народ без будущего.