Валентина Медведева
Родительские собрания: как установить и сохранить доверительный контакт с родителями воспитанников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Все педагоги ДОУ часто задаются вопросом: как установить доверительный контакт с родителями воспитанников, а установив его, как сохранить его на все время посещения ребенком образовательной организации? По опыту своей педагогической деятельности отмечу, что особенно это сложно сделать, когда родители впервые приводят ребенка в группу детского сада: необходимо объединить всех в одну большую семью, члены которой направляют свое взаимодействие на обеспечение единства и согласованности в решении
Темочки:
вопросов воспитания дошкольников.
Отвечая на вопрос, я анализировала и использовала в своей работе материалы Разных методических пособий, предполагающих разнообразные Формы сотрудничества с родители. В 2017 г. познакомилась с интересным пособием издательства ВДКО С. В. Чирковой «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа».
Материалы, здесь представление, оказали мне воспитателю и коллегам неоценимую помощь, вооружив нас интересными идеями взаимодействия с родителями. Первые страницы пособия - это доступно сформулированные методические рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний. Особенно интересен пункт 7, где автор говорит о том, что в общении с родителями воспитателю важно обращать внимание на отдельные невербальные моменты: нервозное поведение, напряженное молчание, выразительные жесты или восклицания, зрительный контакт или его отсутствие и т. Д. Автор предлагает вырабатывать невербальные и вербальные моменты коммуникации с помощью определенных упражнений, например:
Упражнение «Мимическая реакция»
- Вы находитесь в методическом кабинете на консультации. В это время кто – то открывает дверь. Вы смотрите на вошедшего: требовательно («Быстрей садитесь!», удивленно («Не ожидала», вопросительно («Что – нибудь случилось?», радостно «(«Наконец-то!»).
Вы вошли в раздевалку и увидели маму 6-летнего воспитанника : она на коленях зашнуровывает сыну ботинки. Вы этого не ожидали, удивлены. Покажите свое удивление.
Эти и другие упражнения, с которыми можно познакомиться на страницах пособия, воспитатели нашего детского сада активно используют, вырабатывая необходимую тактику общения с родителями воспитанников.
Как и во всех дошкольных организациях, у нас часто проводятся детские праздники, но родители, как правило, в них лишь пассивные участники. Материал памятки «Как подготовить и провести праздник с родителями» помог воспитателям сделать родителей активными участниками детских досугов. Сценарии, посвященные подготовке к школе, помогли педагогам детского сада и школы, родителям выстроить единую линию в содержании всех видов деятельности. Благодаря организованным сценариям нескольких встреч родители будущих первоклассников узнали о тех личностных качествах, которые так необходимы их ребенку для успешного овладения учебой.
Не менее полезным оказалось пособие С. В. Чирковой «Родительские собрания в детском саду. Старшая группа», изд-во ВАКО, 2011 г. Его материалы посвящены работе с детьми старшего дошкольного возраста и их родителей. Используя идеи из этого пособия, коллеги в течении учебного года плодотворно сотрудничали с родителями воспитанников. Собрание за круглым столом на тему «Роль совместного отдыха детей и родителей» помогло решить такую проблему: чем заняться, собравшись вместе в свободное от работы время. Рекомендации С. В. Чирковой по этой теме мы использовали для составления памятки «Формы совместного отдыха детей и родителей». Она включает интеллектуальные семейные игры, выполнение каких – либо художественных работ, посадку комнатных растений и уход за ними, спортивные занятия на стадионе всей семьей. Смогли мы вовлечь т отцов в совместную деятельность. Их заинтересованность в воспитании детей повысилась благодаря организации мастерской «Винтик и Шпунтик». (Идея позаимствована из детско – родительского собрания «Папы, будьте вместе с нами»). Папы захотели показать свои способности, обучить мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста ремесленными хитростями, которые пригодятся им в жизни.
Привлекательная форма «Музыкальный калейдоскоп» позволила объединить педагогов, музыкальных руководителей, детей и родителей в проекте «Классическая музыка в детском саду и дома». В рамках проекта музыкальные руководители, используя материалы «Музыкального калейдоскопа», провели анкетирование родителей, чтобы составить представление о музыкальном воспитании в семье :
Слушаете ли вы с детьми музыку дома? Обмениваетесь ли впечатлениями о прослушанной музыке? Полетели с детьми? Есть ли у вас дома детские музыкальные инструменты? Играете ли сами на каком- нибудь инструменте? Какую музыку предпочитаете? Посещаете ли музыкальные театры? Какие классические музыкальные произведения вам нравятся?
Тема здоровья - самая актуальная в современном обществе, поэтому «Кодекс здоровья», представленный в пособии, можно использовать каждый день. Например, Здоровье - это стиль и образ твоей жизни. Источник здоровья и источник всех бедствий зависят от тебя и от твоего образа жизни. Учись правильно дышать - спокойно, неглубоко и равномерно. Педагоги детского сада были рады увидеть среди методической литературы пособие С. В. Чирковой «Родительские собрания» (Издательство ВАКО, 20143).
Теперь у нас в педагогической библиотеке есть собрание из четырех книг о том, как добиться единства и согласованности совместного воспитательного воздействия на детей семьи и детского сада. Материалы пособия помогают воспитателям и специалистам придумывать и проводить с детьми и их родителями познавательно-игровые, музыкальные и спортивные мероприятия.
Некоторые рекомендации из сборника мы уже использовали в своей работе. Накануне Дня пожилого человека воспитатели совместно с семьями воспитанников собрались за круглым столом. Каждый смог высказать слова благодарности в адрес бабушек и дедушек, а от них принять мудрые советы. Внуки отблагодарили самых близких им людей концертом, репертуар которого был приближен к предложенному автором в пособии:
«Узнай себя». Бабушки и дедушки узнают себя на портретах, нарисованных внуками.
«Узнай внука». Бабушкам завязывают глаза, и они на ощупь ищут своего внука (внучку).
«Старая сказка на новый лад». Дети вместе с бабушками и дедушками переделывают сказку «Колобок» на новый лад.
«Угадай мелодию». Бабушки и дедушки узнают детские музыкальные произведения.
«Пословицы». Нужно правильно соединить начало пословицы с ее окончанием
«Чудо-угощение». Гости пробуют угощения, приготовленные бабуш-ками и внуками, оценивают их.
«Нарисуй портрет бабушки или дедушки».
«Расскажите стихи». Внуки исполняют стихи о своих любимых бабушках и дедушках.
«Успокой внучку (внука)». Бабушки поют колыбельные, рассказывают потешки, прибаутки и т. п.
Немало интересных конкурсов и заданий, с которыми вы можете по-знакомиться на страницах пособия С. В. Чирковой «Родительские собрания в детском саду. Средняя группа» (изд-во ВАКО).
Особенно меня привлекает пособие, адресованное тем, кто сотрудничает с родителями воспитанников младших групп. Во-первых, представлена необходимая информация для проведения значимого родительского собрания «Давайте познакомимся!». Оно проводится в виде марафона, основная заповедь его: не сойти с дистанции и дойти до финиша. Важным приемом, на мой взгляд, является то, что родители незадолго до мероприятия пишут мини-сочинение на тему «Мои ожидания от посещения ребенком младшей группы».
Изучив материалы сочинений, каждому воспитателю становится понятно, на что нужно обратить внимание в первую очередь, какие задачи решить совместно с родителями. Двустороннее общение происходит на всем протяжении марафона. Участвуя в тестированиях, анкетированиях, опросах (в пособии их множество, родители понимают, над какими своими качествами им необходимо поработать. Например, я предложила родителям несложный тест, позволяющий оценить уровень их физического развития.
Соблюдаю ли я режим дня?
Да-3, нет-1.
Делаю ли я утреннюю зарядку?
Да-3, нет-1.
С удовольствием ли я занимаюсь физкультурой и спортом?
Да-3, нет-1.
Занимаюсь ли я физическим трудом?
Да-3, нет-1.
Вызывает ли у меня отвращение табачный дым?
Да - 3, нет - 1. и т. д.
( Полное содержание теста: «Родительские собрания в детском саду. Младшая группа».)
После тестирования 70% родителей решили : им необходимо серьезно поднять уровень физической подготовки.
Сценарий совместного развлечения «Любим овощи и фрукты - вита-минные продукты», как основа родительского собрания помог раскрыть тему выбора полезных продуктов питания для роста и здоровья.
«Пять правил детского питания», «Как не надо кормить ребенка. Семь великих и обязательных “Не”» рекомендую использовать пособие С. В. Чирковой в качестве энциклопедии педагогических идей. Материалы могут быть полезны разным категориям педагогических работников: учителям-логопедам, воспитателям по физическому развитию, педагогам-психологам и т. д.
Издательство ВАКО
• С. В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду. Младшая группа». М., 2013.
• С. В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду. Средняя группа». М., 2014.
• С. В. Чиркова «Родительское собрание. Старшая группа». М., 2013.
• С. В. Чиркова «Родительское собрание в детском саду. Подготовительная группа». М., 2008.