Татьяна Тютина
Консультация «Родителям о детском конструировании в средней группе»
Конструирование — один из любимых детьми видов деятельности наряду с изобразительной и игровой. Оно имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал, а также выполняет ряд присущих только ему задач: знакомит детей с техническими профессиями, учит создавать объёмные и красивые предметы собственными руками. В средней группе занятиям по конструированию уделяется большое внимание. От воспитателя, работающего с детьми пятого года жизни, зависит, полюбят ли малыши эту деятельность и смогут ли самостоятельно создавать маленькие шедевры.
Публикация «Консультация „Родителям о детском конструировании в средней группе“» размещена в разделах
Конструктивная деятельность, несомненно, важна в развитии психических процессов и умственных способностей ребенка. В процессе конструирования ребенок легко усваивает многие знания, умения и навыки.
1. Во-первых, развиваются пространственное мышление и конструктивные способности ребенка. Ребё нок на практике не только познает такие понятия как: право, лево, выше, ниже, но и начинает понимать, как надо создать тот или иной объект.
2. Конструирование также способствует развитию образного мышления: ведь ребенок, создавая конструкцию, должен ориентироваться на некоторый образ того, что получится.
3. Поскольку конструкторская деятельность предполагает анализ постройки, описание пространственного расположения отдельных деталей, планирование своих действий, и отчета о проделанных действиях - развивается также и речь ребенка, расширяется его словарный запас.
4. Работая с конструктором, ребёнок развивает мелкую моторику, глазомер. Все это крайне важно для дальнейшего развития мышления.
5. К тому же данный вид деятельности формирует такие качества как усидчивость, внимательность, самостоятельность, организованность (умение планировать свою деятельность, и доводить начатое дело до конца).
6. А самое главное конструирование предоставляет большие возможности для фантазии, воображения и позволяет ребенку чувствовать себя творцом.
К 3 - 5 годам конструирование приобретает для ребенка новый смысл. В этом возрасте оно тесно связывается с сюжетными играми поэтому, дополнительно к набору строительных деталей, подберите игрушки соответствующие размеру деталей, машинки, куколки, животных. Это позволит ребенку обыгрывать постройки, да и строить для кого-то, ему будет гораздо интересней. Пользуясь игровыми приемами можно побуждать ребенка изменять привычные постройки по предложенным условиям. Например, кукла "подросла", и ей нужен домик побольше; по мосту ездит очень много машин; как сделать его шире река "разлилась", и мост необходимо переделать, сделать его длинней и т. п.
С помощью конструктора и мелких игрушек, дошкольники учатся фантазировать, изменять ход событий, выражать свое отношение к ним.
Строительство заборов, мебели, дорожек, разной длины, ширины и высоты, башенок, горок, лесенок, домиков, приводит к использованию менее габаритного, но такого же устойчивого и модульного комплекта деревянных строительных деталей. Это «Архитектор», «Томик» или «Строитель» отечественного производства.
В среднем возрасте (4-5 лет) тематика детских построек более разнообразна, конструкции усложняются (появляются замкнутые, закрытые, изолированные, а желание конструировать коллективно становится устойчивым. Поэтому, к привычным для детей наборам конструкторов добавляются фигуры разных размеров и усложненных форм (полуарки, полукубы, усеченные конусы, сегменты). Это дает возможность заменять недостающие детали крупных размеров набором из нескольких мелких деталей. Популярными становятся такие наборы конструкторов, как «Малыш», «Конструктор пазл», мозаику «Полянка» и тематические лего «Кроха», или «Строю сам».
Гендерный подход обеспечивается разнообразием игрового материала.
(Девочки, например, в отличие от мальчиков, строящих гаражи и дома, с удовольствием «обживают» маленькие комнатки для кукол). В процессе обыгрывания любых построек взрослому следует побуждать детей к совместным действиям, например: в одном домике могут жить матрешки нескольких детей, по мосту и дорогам могут ездить машины многих ребят.
Так же можно увлечь детей постройками самостоятельных объектов для общей игры. Например: дом, дорога, магазин, детская площадка, заправка – это общая игра «улица», или «мой город