Валентина Ладынина
Консультация для воспитателей и родителей «Рисование человека в движении. Тонкости обучения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Рисование для ребенка -это не просто интересное занятие. Во время рисования у ребенка развивается мелкая моторика, тренируется память и внимание, он учится думать и анализировать, фантазировать, соизмерять и сравнивать. Рисунки чётко отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования.
Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Рисование человека в движении, Тонкости обучения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Консультации для родителей
- Темочки
Ни для кого не секрет, что рисование человека, а тем более рисование человека в движении является наиболее сложным для детей дошкольного возраста. Мы знаем, что практически все дети, которых не учили, то есть не давали показа, как надо рисовать, начинают изображать человека в виде «головоногов». У человека на таких рисунках отсутствует шея, туловище и голова объединены, нет пальцев на руках и т. д.
Так как в своей работе я, до определённого момента практически не использую образец, то, чтобы подвести детей к более детальному изображению человека, я обращаюсь к опыту самого ребёнка, обращаю его внимание на него самого, прошу посмотреть в зеркало, рассмотреть себя или друга, задаю ему вопросы по ходу рисования и при анализе работы: как твой человек (мама, девочка и пр.) смогут взять цветок, как он почувствует запах пирогов, или как он сможет посмотреть назад. Предлагаю детям проделать это. Например, обучая детей рисовать человеку шею, я использую куклу-матрешку. Предлагаю ребенку сделать физическое упражнение «наклон головы», а затем прошу его показать это же упражнение на матрешке и прошу его объяснить, почему у куклы не получается наклонить голову. Важно, чтобы ребенок сам пришёл к выводу.
Также хорошим стимулом к прорисовыванию деталей является обращение к работам других детей в процессе рисования. «Какие красивые волосы у твоей девочки», «как хорошо, что ты не забыл нарисовать ресницы», «теперь ты сможешь маме маникюр нарисовать – у неё ногти есть» и т. д. В это время дети не только слышат разговор воспитателя с другим ребенком, но и пытаются понять, о чем идет речь. Для этого детям необходимо произвести довольно сложное действие — свой внутренний образ наложить на изображение сделанное другим ребенком. В этот момент внутренний образ ребенка должен видоизмениться, приспосабливаясь к новой форме его отображения.
Обращаем внимание на основные пропорции, основные «части» тела.
Оказывается, у человека плечи шире головы, а руки спускаются вниз, доходя до середины бедра (Обычно руки на рисунках детей получаются очень короткими). Опять привлекаем детей к рассматриванию «живой натуры». Детям очень нравится позировать. Предлагаем нарисовать друга. Это еще интересней и понятней. Дети рисуют «с натуры», стараясь понять, запомнить и передать основные пропорции. Так шаг за шагом дети подводятся к изображению фигуры человека в движении.
Очень важно для понимания ребёнком, как нарисовать человека в движении – это возможность детей самим выполнять то или иное движение по заданию. Ребенку трудно изобразить играющего в футбол, если он сам не может по просьбе согнуть ногу в колене. Он должен прочувствовать это движение на себе и зафиксировать его взглядом. В этом помогают такие игровые упражнения как «Зеркало», «Обезьянки», «Сделай так», «Замри» и пр. Например, в игре «Замри» я предлагаю одному ребенку описать позу по картинке, а других показать её, а затем сравниваем с нарисованным вариантом.
Когда ребенок уже может изобразить человека, прорисовывая все детали, обращает внимание на пропорции и готов к работе по схемам, а это не раньше второй половины года в старшей группе, можно начать использовать деревянную модель человека со сгибающимися в суставах руками и ногами (ИКЕЯ) или плоскостного двигающегося человечка на шарнирах.
Каждый ребенок на своем столе или мольберте может придавать своему человечку любые позы и переносить эти движения на лист бумаги.
После того, как дети могут сами, без показа, изображать человека в движении, не боятся экспериментировать, можно показать им некоторые способы рисования человека.
В методике рисования существует несколько способов рисования человека в движении и каждый может выбрать для себя наиболее подходящий. Сегодня мы поговорим о трех способах изображения фигуры движущегося человека.
Первый - схематичное рисование - традиционное рисование, где мы рисуем тело человека, прямыми линиями, а затем «одеваем» в одежду.
Дети изображают движения человека при помощи рисования палочек. Можно придавать разное положение палочным человечкам на листе бумаги карандашом, можно рисовать мелом на доске или на мольберте, стирая губкой и рисуя вновь, если получилось не совсем удачно. Так при помощи схематичных изображений ребенок понимает, что в зависимости от рода движений меняется положение туловища, рук, ног. Человечки оживают на глазах. Затем дети пробуют одеть «палочки», т. е. мы добавляем толщину, и изображение приобретает более реалистичные формы.
Второй способ, это рисование овалами. При этом способе мы передаем пропорции тела человека с помощью овалов, разных по величине.
Третий способ - рисование дугами, где фигуру человека мы можем изобразить при помощи дуг, длинных и коротких, перевернутых в различных направлениях.
Предлагаем детям рисовать человека на занятиях с различной тематикой, где дети упражняются в изображении человеческой фигуры в движении.
Хотелось бы, чтобы дети, прежде чем нарисовать фигуру того или иного персонажа, задумались, какой он по характеру, какое у него настроение, и попробовали бы выразить в рисунке свое отношение к изображаемому. Необходимо обращать внимание детей на выражение внутреннего мира человека при рисовании человеческой фигуры. К примеру, рассматривание репродукции картины В. Васнецова «Аленушка» или картин других художников, изображающих людей в движении и с выраженными эмоциями.
Самым главным в работе с детьми в любом направлении является искренний интерес взрослого, учет возрастных особенностей детей и положительная мотивация ребенка. И тогда и у взрослого, и у детей всё получится!