Елена Бурцева
«Ремесел яркий хоровод». Рисование элементов хохломской росписи в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Ремесел яркий хоровод.
Рисование элементов хохломской росписи»
Конспект образовательной деятельности в области художественно-эстетического воспитания.
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «„Ремесел яркий хоровод“, Рисование элементов хохломской росписи в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
1. Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать о хохломском промысле;
2. Учить узнавать хохломскую технику росписи дерева, ее характерные признаки, сравнивая ее с дымковской росписью и гжелью;
3. Познакомить с основными элементами хохломской росписи;
4. Учить рисовать хохломские узоры - гроздь рябины, составлять узор на предложенном элементе;
5. Учить оживлять ягоды белым и черным цветом с помощью кисти;
6. Обогатить словарь детей (оживка).
2. Развивающие:
1. Развивать познавательную активность детей, творческую фантазию, художественный вкус;
2. Развивать чувство композиции, умение красиво располагать узор в заданной форме;
3. Развивать такие качества как усидчивость, внимание, аккуратность при работе с гуашью;
4. Формировать практические умения и навыки рисования с образца;
3. Воспитательные:
1. Воспитывать интерес к изучению русской истории и к искусству Хохломских мастеров, уважение к творческому наследию;
2. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину и народ;
3. Воспитывать стремление своими руками создавать красоту, дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
Задачи (по интеграции) :
Художественное творчество:
- Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
- Совершенствовать умение рисовать концом кисти, тычком; выполнять узор в определённой последовательности.
- Развивать самостоятельность, эстетические чувства и эмоции, чувство ритма и композиции.
Познание:
- Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи.
- Развивать сенсорные умения: координацию руки и глаза при рисовании хохломских узоров, мелкую моторику рук.
Социализация:
- Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров.
Здоровье:
- Развивать потребность в двигательной активности.
Материалы: для воспитателя - выставка изделий дымковских, хохломских, гжельских мастеров (разделочные доски, блюда, настенные панно, посуда с хохломской росписью); образцы узоров и последовательности рисования отдельных элементов росписи; иллюстрации с изображением мастеров за работой, картины с видами Хохломы;
для детей – тонированные под золото листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки;
Предварительная работа:
1. Беседы на тему: «Какие виды народных промыслов ты знаешь?»; «Нравятся ли тебе изделия с декоративно-прикладной росписью?»;
2. Знакомство детей с выставкой изделий народных промыслов;
3. Сюжетно-ролевая игра «Семья». Сюжет «Семья мастера-ремесленника из Семенова».
4. Подготовка родителями выставки изделий с Хохломской росписью.
План образовательной деятельности (35-40 мин.)
1. Организационный момент «Письмо». 1-2 мин.
2. Беседа с демонстрацией кукол, презентация. Объяснение последовательности росписи. 15 мин.
3. Самостоятельная роспись детьми15мин.
4. Подведение итогов. 3 мин.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, сегодня утром, придя в группу, я увидела на своем столе вот этот конверт. На нем написано: «Детям группы N14». Так как письмо адресовано всем вам, то вскрывать его я не стала, подождала, пока мы все соберемся в группе, позавтракаем.
Хотите узнать, что в этом конверте?
(Ответы детей).
Это письмо от трех мастериц, а каких мастериц-мы узнаем, отгадав загадки:
Что ж, давайте по порядку – загадаю я загадки.
Кто скорей ответ найдет, тот игрушку и возьмет.
Веселая белая глина, кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные, табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребятня
Собачки, гусары и рыбы. а ну, назови-ка меня!. (Дымковская игрушка)
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? … (Хохлома)
Снежно-белая посуда, расскажи-ка, ты откуда?
Видно с Севера пришла и цветами расцвела -
Голубыми, синими, нежными, красивыми (Гжель.)
Молодцы, ребята! А в гостях у нас сегодня три подружки, три красавицы - Гжель, Хохлома и Дымка. И пришли они сегодня к нам в гости друг на друга полюбоваться и себя показать, новым нарядом похвастаться.
И вышел между ними спор, какой из промыслов краше? Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций с изображением современного вида городов, где зародилась роспись; музеев-мастерских по росписи; работающих мастеров; фото с изделиями.
Стала Хохлома свой промысел расхваливать:
-Что может быть лучше хохломской росписи? Родилась она в 17 веке в Нижегородской области. Главная его особенность - изготовление золоченой деревянной посуды без применения драгоценного металла и неповторимая растительно-травная роспись. Потому ее и называют Золотая Хохлома! Сколько кропотливого труда вкладывают мастера, чтобы создать красиво выполненную роспись и выразительную форму изделия. Каждая работа настоящий шедевр народного творчества!
А красавица Гжель свой промысел хвалить стала:
-Красива Хохлома, спору нет. Но синеокая Гжель все равно краше! Мой промысел тоже не первую сотню лет красотой людей одаривает. Родился он в Московской области, в Раменском районе, в старинном селе Гжель, что на берегу реки Гжелки расположилось. Здесь издавна жили гончары. Уже много лет они славят родную землю неповторимой сине-белой красотой!
Не уступает подругам Дымка:
-Нет, подруженьки, мои дымковские игрушки краше всего! Называют мой родной промысел «Дымкой» - по имени Дымковской слободы города Кирова, где она родилась. Издавна дымковские мастера придумывают разные фигурки и раскрашивают их яркими красками. Очень любят их дети и взрослые. Особо любимы ребятишками глиняные свистульки, которые умеют петь на разные голоса. Разве можно где-то еще найти столько радостной и праздничной красоты?
Предложить детям сыграть в игру:
«Узнай по силуэту»
Цель: Совершенствовать умение детей различать игрушки дымковских и мастеров гжели. Развивать восприятие, внимание.
Материал: изображения силуэтов игрушек дымковских и гжели.
Ход игры: Предложить детям определить к какому типу игрушек относится то или иное изображение, и составить из них пары (людей, коней, петухов) : слева -дымковские, справа- гжель.
Воспитатель:Вот вы посмотрели изделия и роспись на них.
-Какие элементы росписи вы увидели на изделиях? (Птицы, цветы и травы, полосы, круги и т. д.).
-Каких элементов особенно много встречается на хохломских узорах? (Цветов и листьев). А дымковских? Гжели?
-Обратите внимание, какого они цвета? (Разноцветные, синие, голубые и т. д).
Воспитатель: Ребята, прислушайтесь! Вы слышите? Кто-то плачет! Кто-то из наших гостей плачет…Что случилось, красавица Хохлома? Ребята, оказывается, наши гости шли к нам не с пустыми руками! Красавица Хохлома несла нам подарок- расписную Жар-Птицу, но вот беда- по дороге все красивые перышки у нее осыпались (Демонстрация ватмана с изображением туловища птицы без хвоста и крыльев).Может быть мы сможем чем-нибудь помочь Хохломе, ребята? КАК? (Расписать новые перья).Для этого нам нужно с вами стать настоящими хохломскими мастерами. Но перед работой нам нужно немного отдохнуть.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Дети рассаживаются за столы. Воспитатель по образцу (одно уцелевшее перышко Жар-Птицы) объясняет приемы рисования и расположение узора на пере.
Самостоятельная работа детей. По окончанию дети самостоятельно прикрепляют работы на ватман.
Воспитатель: Вот мы и побыли с вами мастерами и мастерицами, помогли красавице Хохломе и подарили новые перышки Жар-Птице. Посмотрите, какие красивые работы у вас получились.
-Вам понравилось расписывать нашу полоску элементом хохломской росписи? Какое настроение у вас было, когда вы занимались росписью?
-Хотели бы вы научиться рисовать еще какие-нибудь виды русской росписи? Какие?
-Хорошо. На следующих наших занятиях мы с вами поучимся рисовать и другие виды росписи. Вы все сегодня были молодцы!
Гжель, Хохлома и Дымка благодарят детей за помощь и дарят для группы ватман с коллективной работой.
Дети рассматривают все работы, отмечают удачное расположение на ватмане, заполняемость, сочетания цветов.
Куклы к НОД - Гжель,Хохлома и Дымка. Наш групповой мини - музей.