людмила жукова
Рекомендации по подготовке, организации и проведению новогодних утренников в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Рекомендации по подготовке, организации и проведению новогодних утренников в ДОУ»
Уважаемые воспитатели! Все любят праздники, но особенно их обожают дети. Детский праздник - важная часть жизни ребенка, ибо впечатления раннего детства часто остаются в памяти на всю жизнь. Праздничные утренники в детском саду — важная составная часть воспитательно-образовательного процесса, проводимого в детском саду. Они активно воздействуют на формирование личности дошкольника, позволяют ему проявить свои навыки, умения, творческую инициативу, подводят определенный итог педагогической работы. Поэтому подготовку к празднику, его проведение и закрепление полученных детьми впечатлений можно рассматривать как звенья одного единого педагогического процесса. Хорошо организованные праздники благотворно влияют на развитие психических процессов: памяти, внимания, создают прекрасную ситуацию для развития речи ребенка, для закрепления знаний, полученных на различных занятиях, способствуют нравственному воспитанию. В детском саду утренники - это не только развлекательное мероприятие, а большая, трудная подготовительная работа.
Публикация «Рекомендации по подготовке, организации и проведению новогодних утренников в ДОУ» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Консультации для родителей
- Новый год. Сценарии новогодних праздников
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Утренники, как и любое другое событие, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Во-первых, на малышей ложится большая нагрузка, и моральная, и физическая. Подготовка занимает много времени и сил, зачастую дети участвуют в абсолютно новой для себя роли. Дети нуждаются в поддержке, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.
ВНИМАНИЕ: Глубоко ошибочно мнение тех родителей, которые считают, что можно не водить ребенка на музыкальные занятия, а привести только на утренник. Ничего кроме неприятностей для ребенка (из – за незнания материала, неумения выполнить простейшие танцевальные движения, незнания слов песен, неумения правильно и вовремя перестроиться) не получиться. Ребенок расстраивается, путается, нервничает, зачастую плачет, мешает остальным детям.
И родители, и дети с нетерпением ждут детсадовских праздников. Малыши радуются тому, что родители придут на них посмотреть, а родителям предоставляется возможность окунуться в собственные детские воспоминания.
Этапы работы по организации праздника :
Опыт работы по организации праздников позволяет выделить следующие этапы:
1. Предварительное планирование. В начале учебного года проводится собрание педагогического коллектива (педсовет, на котором обсуждается план работы на год. Происходит выбор праздников, и устанавливаются сроки их проведения.
2. Работа над сценарием.
3. Предварительное знакомство детей с темой утренника.
4. Репетиции
5. Работа с родителями.
6. Проведение утренника
7. Подведение итогов
8. Последействие праздника.
Начинать готовиться к новогодним мероприятиям в дошкольном учреждении лучше месяца за полтора до торжества. Начальная подготовка обычно проходит на занятиях, где Новый год становится главной темой в творческой и художественной деятельности детей. Воспитатель проводит беседы с ребятами, рассказывает им про Деда Мороза и Новый год, помогает разучивать тематические стихи и песни. Тема этого зимнего праздника должна быть отражена в детских рисунках, лепке, аппликации, конструировании.
На музыкальные занятия приходится основная часть работы по подготовке к новогоднему утреннику в детском саду. Обычно именно музыкальный работник пишет сценарий, работает над постановкой танцев, над образом и характером песен, распределяет роли среди сотрудников учреждения, детей и пр.
Воспитатели же украшают елку на Новый год в зале, группы, оформляют тематические стенды для родителей. При оформлении помещения к празднику нужно помнить о некоторых основных правилах. Оформление должно:
- отвечать содержанию праздника, быть художественным и понятным для детей;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- создавать у всех участников радостное настроение, вызывать интерес к предстоящим событиям;
Немаловажен вопрос изготовления театральных костюмов для персонажей. Костюм и для взрослых, и для детей должен быть удобным, не мешать свободно двигаться, соответствовать росту и размеру того, кто его носит. "Взрослый артист" и "артист-ребёнок" должны выглядеть безупречно. Поскольку на музыкальных занятиях 50 процентов времени отводится движениям, детям нужна удобная обувь: мягкая, гибкая, легкая – во всех отношениях комфортная. Самый распространенный вариант - чешки и балетки. Эта же обувь подходит и для праздников.
То же самое можно сказать и обо всем праздничном костюме в целом. Многие родители увлекаются желанием выделить своего ребенка: покупают великолепные длинные, пышные платья девочкам, фраки для мальчиков. Но в них детям не всегда удобно двигаться! И «модники» будут чувствовать себя некомфортно. Очень дорогие, вычурные наряды могут смутить других детей и их родителей.
На этапе подготовки к торжеству следует заранее обговорить с родителями правила поведения на празднике, особенности костюмов детей, можно привлечь мам и пап к новогоднему украшению группы (они, например, могут сделать елочные игрушки своими руками вместе с детьми дома, задействовать в некоторых ролях.
Сценарий новогоднего утренника в детском саду
Как уже было сказано, сценарий на Новый год пишет музыкальный работник. Но это совсем не значит, что он должен делать это в одиночку. Привлечение двух-трех творческих союзников (из числа воспитателей или родителей) гарантирует создание интересного и яркого сюжета для детской новогодней елки. "Сценаристы" могут опираться на собственный опыт и фантазию, искать материал в журналах или методической литературе, в сети интернет.
Основные требования к сценарию новогоднего праздника для детей предъявляются к его содержанию – ребят он должен увлечь и развеселить. Обязательным является сюрпризный момент – вручение сладких подарков Дедом Морозом.
Сценарий может строиться:
На сказочном представлении, разыгрываемом воспитателями и другими сотрудниками детского сада. Участники этого представления – герои сказок, которые пришли к детям, чтобы вместе с ними встретить этот волшебный праздник. Здесь должна присутствовать интрига – поиск предмета или героя, без которого торжество не состоится. Также интригой будет и ожидание героя. В представление ненавязчиво вплетаются танцы и выступления детей, новогодние игры для детей, конкурсы и т. д. В сказочном представлении принимают участие добрые и злые герои. Первые помогают детям, а вторые – мешают. Атрибутами представления обязательно становятся волшебные предметы-помощники: палочка, ковер-самолет, меч, книга и пр. Обязательный атрибут – праздничная елка, которая должна засветиться огнями.
На сюжете сказки. На основе одной известной дошкольникам сказки обычно строят сценарий для детей старших и подготовительных к школе групп. В него включают такие же элементы, как и в сказочном представлении, только все они объединены единым сюжетом. Роли некоторых героев могут исполнить дети.
Развлекательное шоу. В него входят новогодние конкурсы для детей, загадки, веселые эстафеты, исполнение праздничных номеров (песен, танцев, чтение стихов) и пр. Главные персонажи – Дед Мороз и Снегурочка. Можно подключить и сказочных героев.
Сценарий пишется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей ребят. На каждую возрастную группу должен быть составлен отдельный сценарий.
Продолжительность праздника зависит от его содержания и возрастных особенностей детей, принимающих в нем участие. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста длительность праздника составляет от 20 до 30 минут, в старшем и подготовительном к школе возрасте – не более 50 минут. При этом важно тщательно продумать соотношение детского и взрослого участия, а также последовательность номеров в структуре праздника, чтобы его композиция не переутомляла детей.
Непосредственная подготовка к празднику начинается с распределения речевого материала для детей с учетом их индивидуальных речевых особенностей. Одним детям, в силу их индивидуальных психологических особенностей, лучше поручить индивидуальные выступления, другим, чтобы не возникало психотравмирующих ситуаций, лучше выступать вместе с другими детьми (например, исполняя песню, а некоторым, особенно в начальный период обучения, может быть целесообразна вообще роль зрителя. Распределяя речевой материал, необходимо учитывать словарь, которым овладел каждый конкретный ребенок, а также состояние его устной речи: звукопроизносительные возможности и качество голоса. После разбора и всестороннего изучения текста стихотворения воспитателя с ребенком, позволяющего понять внутреннее содержание и его смысл, текст дается родителям для занятий дома. Особое внимание при заучивании, проверке текста уделяется работе над словесным ударением, ритмом и интонацией.
Хореографические и вокальные композиции, сценки, декламация распределяются между всеми детьми. Чтобы праздник отвечал интересам детей, необходимо предусмотреть посильное участие в нем каждого ребенка.
Утренник должен проводиться в хорошем темпе. Растянутость выступлений, слишком большое их количество, неоправданные паузы — всё это утомляет, расхолаживает воспитанников, нарушает единую линию эмоционально-физиологической нагрузки.
Избежать этого позволит, прежде всего, активное участие взрослых на празднике. При обсуждении сценария необходимо определить роль каждого воспитателя, его обязанности, назначить ответственных за переодевание детей, за регулирование световых эффектов, за точный выход отдельных персонажей, помощь в проведении сюрпризных моментов и т. д.
Родители – желанные гости на празднике. Обязательно предупредите их о необходимости принести сменную обувь.
Новый год для малышей
Основные правила для проведения новогоднего утренника в детском саду для детей раннего возраста:
В младших группах ребята не только не могут долго участвовать в празднике, но и перевозбуждаются, перестают слышать воспитателя. Просто нервная система малышей не готова к эмоционально-насыщенной программе, как у старших дошкольников, которые могут дольше участвовать в центре сказочных событий. В младших группах дети учат небольшую хороводную песенку с элементами танца. Если есть малыши, которые говорят четко и выразительно, то им дают небольшие роли. Чаще всего у возрастной группы новогодние утренники в детском саду проходят без участия родителей.
праздник проводят в утренние часы;
праздник длится 20-25 минут;
на мероприятии должны присутствовать два воспитателя, в хоровод может присоединиться и помощник воспитателя.
В детских садах родителей на утренник для малышей не приглашают, чтобы малыши не плакали, а могли спокойно повеселиться и поиграть, не отвлекаясь на родителей.
Дети 2-3 лет осознанно наряженную елочку в зале видят в первый раз. Поэтому она становится главной героиней утренника. В празднике принимает участие и Снегурочка. Ее роль обычно исполняет один из воспитателей группы. Появление Деда Мороза может напугать малышей, поэтому на праздновании Нового года при детях педагог (помощник воспитателя) наряжаются в Деда Мороза. К малышам должны прийти хорошо знакомые им герои русских народных сказок или обитатели леса: белочка, зайчик, лисичка и пр. Их роль можно поручить ребенку подготовительной группы.
Основная роль Снегурочки – подвести малышей к елочке, рассмотреть с ними игрушки, завести новогодний хоровод, выслушать их стихи, вместе с детьми спеть песенку про елочку. С малышами можно провести и простые игры возле елки. Например, дети ходят вокруг елочки, а когда музыка смолкает, подбегают к ведущему или сказочному персонажу.
Главный совет. В сценарий для самых маленьких обязательно должен быть включен такой сюрпризный момент, как зажигание на елочке огоньков.
Новогодние праздники в детском саду для младших и средних групп
У детей 3-4 лет утренник может длиться уже подольше. Но проводить его лучше тоже утром, когда активность малышей оптимальна.
К празднику необходимо разучить с детьми песни, танцы, стихи, возможно даже постановка небольших сценок. Участие родителей в празднике становится уже значимым. Ребенок может волноваться перед выступлением и ему будет приятно ощутить поддержку мамы, папы или других близких людей. Поэтому родителей на детские праздничные мероприятия, начиная со средней группы, всегда приглашают. При этом они могут быть не просто зрителями в зале, их можно приглашать участвовать в конкурсах и играх вместе с детьми. Малыши будут очень рады этому.
В возрасте 3-4 лет ребята знают уже много сказок, знакомы с разными сказочными героями. Поэтому к ним на праздник могут прийти не только положительные персонажи, но и отрицательные, например, Баба Яга или Кощей Бессмертный. В зависимости от сценария, они могут попытаться помешать найти подарки, заколдовать Деда Мороза, напакостить Снегурочке и пр.
Дети, пытаясь помочь Деду Морозу или положительным героям, танцуют, поют, отгадывают загадки, участвуют в конкурсах и пр. Сюрпризный момент на празднике связан уже не с елочкой, а с появлением Деда Мороза.
Главный совет. На утреннике для детей среднего возраста больше внимания следует уделять раскрытию их талантов. Торжество может быть построено как ряд выступлений, которые смотрят родители, но они обязательно должны быть объединены неким тематическим сюжетом. Обычно это новогодний концерт с участием Деда Мороза и Снегурочки с последующим вручением подарков.
Новогодние утренники в детском саду для старших и подготовительных групп
Празднование Нового года в возрастных группах 6-7 лет может проходить во второй половине дня. Сюжет для сценария усложняется. Он может быть построен на основе знакомой детям сказки. Увеличивается количество персонажей, некоторыми из которых могут быть и сами дети.
Обязательно включите в сценарий: несколько песен (соло или хором, танцы, хороводы, стихи и сценки. Роли между детьми следует распределить так, чтобы максимально раскрылся индивидуальный талант каждого ребенка. Соревнования и конкурсы на новый год для детей этого возраста представлены различными вариантами «догонялок», «кто успел первым» и пр.
Главный совет. В старшем возрасте дети стремятся быть похожими на героев современных сказок и мультфильмов. Музыкальный работник должен это учесть и построить сюжет на современной сказке или истории. Можно организовать тематический утренник и попросить родителей надеть детям соответствующие костюмы.
Деятельность воспитателя на праздничных утренниках очень разнообразна. Самой ответственной является роль ведущего.
Ведущий – это лицо, которое руководит праздничным утренником, объединяет все элементы праздника в единое целое, поясняет детям происходящее, является связующим звеном между зрителями и исполнителями. От ведущего в большой степени зависит настроение детей на празднике, заинтересованность в происходящем.
Будьте готовы к тому, что на вас будет смотреть большая аудитория, состоящая из родителей и родственников ваших воспитанников, детей вашей группы, а также сотрудников детского сада. Поэтому основной вашей задачей является тщательная подготовка. Для любого воспитателя – роль ведущего подобна экзамену, и на нём нельзя провалиться, поэтому отнеситесь ответственно к своей роли, выучите наизусть слова.
Во время праздника, вас будет одолевать волнение, что вполне естественно, поэтому приготовьте себе некую подсказку, которая поможет вспомнить ваши слова и действия. Не забудьте об эстетичности её оформления. Не оставляйте без внимания и ваш внешний вид. Одежда, обувь и макияж должны быть праздничными, но не вызывающими, поэтому исключены глубокие декольте, короткие юбки, «шлёпки».
Ведущий должен хорошо знать песни, пляски, игры детей и в случае необходимости помочь детям при исполнении танца или инсценировки.
Перед утренником вы должны разложить все атрибуты, необходимые по сценарию, проверить их количество, поставить нужное число стульчиков.
На утреннике держитесь свободно, естественно. Говорите достаточно громко, отчетливо и выразительно. Ведущий не должен быть многословен. То, что нужно сообщить детям, должно быть изложено просто и понятно. Оживляйте речь уместной шуткой, вопросами к детям, гостям ( например: «Вы не видели как наши малыши пляшут с платочками?»)
Будьте находчивой! На утреннике могут возникнуть непредвиденные моменты (дети не успели переодеться, изменился состав исполнителей, несвоевременно появился персонаж, пропустили музыкальный номер и др.). В таких случаях – не теряйтесь - быстро найти выход из затруднительного положения помогут шутки, загадки и др., ведь зрители и гости не знают, как это должно быть по сценарию.
Научитесь организованно заканчивать праздник! Поблагодарите гостей, обязательно напомните, по какому поводу все собрались в зале (еще раз поздравьте всех с праздником, попрощайтесь с ними, предложите детям выйти из зала организованно.
Воспитатель, не выступающие в каких-либо ролях, находится с детьми своей группы. Вы так же хорошо должны знать программу и весь ход праздника, а так же отвечать за порученный вам участок работы.
Во время проведения утренника внимательно следите, как воспринимают ребята выступления, готовьте атрибуты, детали костюмов, вовремя переодевайте детей, помогайте им, если это необходимо, при проведении игры, следите за безопасностью. Пойте и, по необходимости, танцуйте вместе с детьми. Взрослые персонажи так же участвуют в играх и танцах (встают в пары с детьми). Большое удовольствие доставляют детям сольные и групповые выступления воспитателей. Они могут показать различные танцы, спеть песни, исполнить роль персонажа.
Проведение праздника.
Исход утренника во многом зависит и от правил поведения детей на утреннике.
Детям необходимо знать некоторые из них:
- говорить не громко (не кричать);
- ходить спокойно (не бегать);
- помнить для чего мы находимся в зале;
- смело показывать свои способности;
- заботиться друг о друге (не обижать);
- помогать друг другу (не смеяться);
- внимательно слушать друг друга (дать сказать каждому);
-не отвлекаться на родителей. Праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа всего коллектива, так как в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада: воспитатели, специалисты, кастелянша, повара, медицинские работники, администрация и т. д. Поэтому праздник – это общее дело! Но у каждого своя роль, свои обязанности. И успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
Воспитателям обязательно необходимо быть нарядными, иметь подходящую обувь, встречать детей в приподнятом настроении.
Просьба к воспитателям – помогать украшать зал к праздникам и убирать после своего утренника все атрибуты.
Подведение итогов.
Итоги проведения праздника необходимо обсудить с детьми. Обычно с ними проводится беседа о прошедшем утреннике, уточняются представления и впечатления о нем. Праздничное оформление групп и зала может быть сохранено в течение нескольких дней после утренника, а потом должно быть аккуратно с помощью детей убрано. На последующих занятиях следует повторить праздничный материал, дать детям для творческих игр флажки, шапочки, платочки и т. п. Во время занятий по изобразительной деятельности дошкольники рисуют, лепят на тему «Наш праздник», вновь переживая впечатления от него.
Эффективность педагогической работы во многом зависит от тщательного анализа качества проведения праздника, при котором оцениваются:
-деятельность детей во время праздника, их самочувствие, эмоциональное состояние, степень активности и заинтересованности, качество выступлений
-деятельность музыкального руководителя и воспитателей, их профессионализм в составлении сценария, умение распределять роли с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, степень и характер взаимодействия друг с другом и детьми; качество используемого музыкального репертуара, его доступность, художественность и соответствие тематике праздника; качество исполнения музыкального репертуара;
-организационные моменты праздника, согласованность работы всего коллектива при подготовке в проведении праздника;
-праздничное оформление зала.
Детсадовский утренник – это своего рода отчет воспитателей перед родителями о проделанной работе. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научилось их чадо за последние несколько месяцев посещения садика. Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми, сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома, оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.
Утренник в детском саду может быть неплохим воспитательным моментом и для родителей в семье. Каждый ребенок ждет праздника, и если его поведение «хромает», то малыша легко мотивировать тем, что скоро утренник и надо вести себя подобающим образом, иначе праздника не будет. Ведь не секрет, что дети значительно меняют свое поведение, если сказать, что за ними наблюдает дед Мороз и в соответствие с тем, как они себя ведут, он подарит подарки.