Валентина Петрова
Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы
“Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха. “
Воспитание экологической культуры стало неотьемлемой частью дошкольного образования. Наш ДОУ “Золотой ключик” работае в режиме экологического воспитания с1995года. В2007 году был принят Закон РС (Я)”Об экологическом образовании и просвещении”, где
Публикация «Региональный компонент в формировании осознанно-правильного отношения к природе через мифоэпические герои народа Саха» размещена в разделах
- Природа Якутии
- Республика Саха. Якутия
- Республика, область, край. Список городов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
в Концепции всеобщего непрерывного экологического образования и воспитания в Якутии написано, что экологическое образование должно обеспечить приоритет духовных и культурных ценностей народов, населяющих территорию РС (Я). И начиная с 2007 года мы начинаем расширить направленность обучения. внося регионализм с углубленным изучением природы родного края. Тут уместно сказать, что Н. А. Рыжова по программе которой мы работаем,в своей книге “Природа-наш дом” написала что “ Регионализм проявляется в отборе для изучения объектов живой и неживой природы, прежде всего, своего края, с учетом его историко-географических, этнографических особенностей”.
Хочу сказать, что воспитание экологического воспитания у дошкольников в нашей республике немыслимо без знакомства с национальной культурой народа Саха с его определенными традициями, обычаями, верованиями. Обучение я стала проводить в форме интегрированных занятий по экологии и якутской национальной культуры,а иногда при этом, в зависимости от ситуаций,употребляя якутские слова,
При внесении регионального компонента по экологическому образованию определенное место занимают имена мифоэпических героев народа. В историко- культурном атласе Якутии написано что якутский народ верил, что природа живая, все объекты и явления ее имеют своих духов, т. е. владетелей, хозяев, владык, хранителей, т. е. внутреннюю таинственную силу. Это Баай Байанай, Бык Чудище-Морозище, Чисхан, госпожа Аан Алахчын. (Слайды) Наша цель- показать детям через эти образы природооберегающий и природоохранный харахтер жизни в природе Якутии, а также ответственность человека за сохранение природы.
Как это мы реализуем в нашем образовательном процесе. Все эти образы связаны с якутской мифологией, совокупностью мифов, устных рассказов, отражающих верования народа, их миропонимание и воззрение на природную и социальную действительность. В начале зимы начинаем знакомить с хозяйственно-бытовым укладом и жизнедеятельностью народа,где традиционные занятия и быт связаны с природой и напрямую зависят от ритма природы. (Слайды) деревянный календарь. Объясняя изменения в живой и неживой природе, связанные с началом зимыв нашем крае, знакомим с якутским календарем природы. Гле каждый месяц соответствует названиям мифоэпических героев народа Саха. Н-р, ноябрь месяц –это месяц Баай байаная. (Слайды) Б-Байанай- это хозяин тайги, он покровитель охотников. Его самого не видно, но он сам видит, как человек ведет себя в лесу, в природе. Тут уместно читать детям отрывок из произведения А. Е Кулаковского “Благословения Байаная” .
Щедро богатый ты, хозяин тайги, ниспосли мне удачной охоты.
Во время занятия проводим такую динамическую паузу-дети имитируют катание на лыжах (слайды), объясняя, что раньше к охотников были очень широкие лыжи, которые не проваливались в сугробе. Можно создать ситуацию: поднимаемся на горку, смотрим через бинокль, есть ли животные, спускаемся с горки. Затем играем в игру “Охота на зайцев”.(Слайды).Игра проводится по типу боулинг. Это более гуманный подход. мягкое приземление зайцев. Через этот образ знакомим с экологическими запретами, что человек не должен допускать бездумного истребления животных и птиц, рыб. Он должен взять природы только то, что необходимо для пропитания и для теплой одежды. Человек не должен охотиться ради трофеи. Цель знакомства с этим героем- расширить представления детей о содружестве человека и природы. ответсвенность человека за сохранение живой природы. Проводим экологические игры ”Ящик ощущений”,”Чьи следы”, “Кто чем питается”, “Рыбаки и рыбки”,”Ловля рыб”.(Слайды). Правило этой игры- в этой емкости есть рыбки большие и маленькие. Цель этой игры – ловить только больших рыб, а маленьких рыб оставить, чтоб эти маленькие рыбки выросли и оставили потомство.
Следующий зимний месяц –декабрь. По якутскому преданию в этом месяце свирепствует Бык -Чудище – Морозище. (слайды).Как дохнет этот бык, изо рта густой туман изрыгается и всю землю окутывает туманом. Тут уместно прочитать сказку Суорун Омоллооно “Серебряные рога”. А хранителем якутских морозов является Чисхан. (Слайды) Объсняю, что Чисхан охраняет нашу вечную мерзлоту. Если имя Б-Байаная связана с с правилами поведения в природе, то Чисхана это волшебство, задор, веселье, поэзия. Чисхан занимает определенное место. Границы Чисхана расширяются. Ежегодно наши дети его видят на площади Орджоникидзе. В он произвел фурор в Москве. (показ картинок) .В прошлом году показывали по телевизору, что Д-Мороз в костюме Чисхана был в Голландии. С Чисханом связано много игр. Уважаемые коллеги, я призываю вас играть игру от Чисхана. “Мороз велик, стоять не велит”. Цель этой игры: систематизировать представление детей о временах года по основным существенным признакам, у детей развивается поэтическое восприятие мира, любовь к поэзии. Правило игры. Вы должны стоять в две шеренги. Дети слушают стихи якутских и русских поэтов о временах года. И если фразы относяся к зимним условиям существования, то вы должны шагать вперед и если фразы не относятся к зиме, то вы должны стоять на месте. Н-р.
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробами крепко земля.
Скажите, почеиу вы шагали вперед. Ваши ответы. И после каждой фразы вы должны доказать ваше движение, почему стоите, или почему шагаете вперед.
Мы пошли по ягоды в дальний лес,
Видимо-невидимо там чудес!
На полянке у тропинки пробиваются травинки,
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Зашумела,разгулялась в поле непогода.
Поднялась метель да въюга,
И не видно света.
Едем, едем мы домой на машине грузовой.
Ворота отворяй, едет с поля урожай.
Что за чудо-чудеса, загорелись небеса,
Ой, горит –пылает пламя, над сверкающими льдами.
Он горит, а снег не тает,он блестит, не согревает.
Листья танцуют свой хоровод
Снова вернутся через год.
Вот эту игру я провожу во время занятий по двуязычию., во время обучения русскоязычных детей якутской разговорной речи. Я им говорю фразы о природе на якутском языке. Н-Р.
Ыччыы-ычча, тымныы да тымныы.
Туман да туман.
Кун керде. Саас буолла.
Малиналыы барыахпыт. Барыахпыт, барыахпыт.
Чалбах баар, бадараан баар. И т. д.
Абытыый-абытай, итии да итии.
Салааскалыыбыт, ханкылыыбыт. хаар хаар хаачыргыыр.
Манан хаар тулабар туртанныыр, туртанныыр.
Илиим да тонно, тарбахтарым агыйда.
Следующая игра от Чисхана : Хорошо-плохо. Объект игры-мороз. Цель этой игры-дать детям представление о диалектическом понимании мира.
Докажите, что мороз- это хорошо. Н-р: речки замерзают, и это готовый каток, можно кататься с горки, на лыжах, это готовый морозильник. и т. д.
Когда темно, огни города горят ярче, ярче горят неоновые лампы.
Теперь докажите, что мороз –это плохо. Нельз я долго гулять. Из-за густого тумана плохая видимость, руки мерзнут, щечки мерзнут. Во время знакомства с Чисханом проводим динамические паузы, потому что Чисхан –это воплощение снега, пурги, метели. Дети изображают вихрь (кувырки вперед, поземку (перекатывание богом, метель (кружатся с подпрыгиванием).А еще Чисхан-это якутский Дед Мороз.
В предновогодние дни мы оформляем стенд ”Владения Чисхана”, это фотографии ледяных скульптур с этно-туристичнского комплекса “Чочур-Муран”.
А с наступлением теплых дней, с началом лета, мы знакомим детей с духом, хозяином земли, с заступницей природы -это госпожа Аан Алахчын. Это образ родной Земли, покровительница всего живущего и растущего на этой Земле. Она обычно обитает на крупных березах, на опушке леса. Мы играем с детьми такую природоведческую игру :”Наше дерево умеет “. Правило игры: Предложить детям ответить на вопросы “ Что умеет наше дерево? “ - подбираются глаголы: шелестеть, расти, качаться. Ув. коллеги еще скажите, что умеет дерево.
Следующая природоведческая игра от госпожи А-Алахчын “ Я видел на нашем дереве” .Цель этой игры, развивать память и помогает вспомнить особенности жизни дерева. Я начинаю : “ Я видел на нашем дереве лист”. Ребенок дополняет :” Я видел на нашем дереве лист и птицу”. 3-ий ребенок дополняет :” Я видел на нашем дереве лист, птицу, ягоду, и капельку росы “ и т. д. Коллеги, что еще можно дополнить к вышесказанным словам.
С именем А-Алахчын связаны моральные запреты природоохранного содержаниячего нельзя делать в природе (слайды)
Нельзя рвать цветы, ломать веточку, топтать растения, давить насекомых, не разорять гнезда, нельзя разводить костер в лесу, оставлять мусор в лесу.
А надо красоту природы запечатлевать, фотографировать, снимать на видеокамеру. Скажите, коллеги, как можно еще беречь и сохранить природу.
Имя госпожи А-Алахчын связано еще с якутской национальной культурой, с традициями и обрядами народа. Так, госпожа А-А лахчын приходит к нам во время празлника встречи –ысыах. (слайды). В честь ее мы окропляем землю, украшаем березы саламой. (слайды).
Ув. Коллеги, как вы заметили, имена этих образов Баай-Байанай, Чысхаан, Аан-Алахчын это непереводимые, неизменяющиеся исконно якутские слова. Эти слова несут в себе своеобразный национальный колорит, полностью отражают якутскую действительность. эти слова органически входят в русский текст, поэтомудетям легче усвоить в своем лексиконе и понимать значение темы. Н-р: дети говорят “Я видел Чисхана в цирке” или “На площади Оржоникидзе был Чисхан”. Или “Ноябрь- месяц Б-Байаная”.
Можно проводить литературные викторины по мотивам якутских народных сказок. Н-Р:
- В каком месяце отламывается первый рог у Быка-чудище –морозище?
1-.январе. 2-.феврале. 3-марте. Правильный ответ-феврале.
-Из-за какой птицы остались зимовать в нашем краю другие пернатые?
1-филин, 2- куропатка, 3-воробей.
- Какая птица не хотела поделиться секретом своего быстрого перелета с севера на юг?
- 1-соловей, 2-ворона, 3- журавль. Правильный ответ-ворона.
Хочу знакомить с литературой, которыми я пользуюсь. Эта книга 1.“Якутия удивительная и загадочная”. В книге кроме природных богатств, показаны духовная культура, обычаи и традиции народов.
2. Историко-культурный атлас Якутия. То, что я отметила в этой книге, якутский народ верил, что природа живая, все объекты и явления ее имеют своих духов, т. е. владетелей, хозяев, владык, хранителей, т. е. внутреннюю таинственную силу.
3. Энциклоклопедия Якутии. Это издание –одна из первых в России региональных энциклопелий.
Кроме это вырезки газет, журналы. (показ).
В заключении хочу сказать, что воспитание гуманно-ценностного отношения к природе посредством таких природоохранных игр расширяет представление детей о содружестве человека и п