Гермогенова Наталья
Программа «Развивающие якутские национальные настольные игры-хабылык, иэрэгэй, тырыынка»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развивающие якутские настольные игры «Хабылык, иэрэгэй, тырыынка»
Воспитатель: Гермогенова Н. Г.
Пояснительная записка.
Данная программа способствует углублению, расширению знаний традиционной игровой культуры якутского народа и направлена на воспитание уважения к традициям предков. Стимулирует интерес к настольным играм.
Якутские национальные игры имеют многовековую историю. Они передавались из поколения в поколения, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Настольные игры — это еще проверка на ловкость, силу, выносливость. Многие из них были не только развлечением, но и воспитательными мерами, поскольку способствуют физическому и умственному развитию.
Публикация «Программа „Развивающие якутские национальные настольные игры-хабылык, иэрэгэй, тырыынка“» размещена в разделах
Якутские настольные игры – это неотъемлемая часть традиционной культуры, отражение этноса в целом и история его развития. Вместе с тем это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить способности мышления и воображения. Игра «хабылык», «тырыынка» и «иэрэгэй» развивают мелкую моторику пальцев, координацию движений, выносливость и глазомер, дети овладевают навыками счета и запоминают последовательность.
Программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и способствует обеспечению сохранения физического здоровья детей, а также даёт основу для самоорганизации здорового образа жизни.
В программе даны конкретные методические рекомендации по организации и планированию учебно-тренировочной работы с детьми. Уважение к традициям своего народа, понимание характера и техники игры легче развивать с дошкольного возраста. Якутские настольные игры призваны способствовать формированию здорового образа жизни, развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижению уровня спортивных успехов сообразно способностям.
Цель программы – углубленное изучение традиционных якутских настольных игр
Задачи:
• содействие правильному физическому и психическому развитию;
• воспитание воли, настойчивости, трудолюбия и дисциплинированности;
• обучение основной технике настольной игры.
Актуальность:
Популяризация и развитие якутских национальных настольных игр, организация детского досуга, способствование физическому и умственному развитию ребенка.
Содержание программы:
Материал программы включает:
- основы знаний;
- общую и специальную физическую подготовку;
- техническую подготовку
«Основы знаний» предусматривает материал по истории развития игр предков, правила соревнований.
«Общая и специальная физическая подготовка» - даны упражнения, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук, подготавливают организм к физической деятельности, развивают определённые двигательные качества.
«Техническая подготовка» - представлен материал, способствующий обучению техническим приёмам игры.
В конце изучения программы дети должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.
Методы и формы обучения
Для повышения интереса к занятиям традиционными якутскими настольными играми и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
С целью создания представления об играх используются такие словесные методы:
- рассказ;
- беседа;
- объяснение.
Наглядные методы: применяются в виде показа упражнения, показ мультимедийных презентаций, видеофильмов. Можно к занятиям приглашать ветеранов, мастеров настольных игр. Эти методы помогут создать у детей конкретные представления об изучаемых действиях.
Практические методы: предусматривают метод упражнений, игровой, открытого занятия и соревновательный. Основным из них является метод упражнений, который предусматривает многократные повторения движений. Игровой метод даёт наибольший эффект при сочетании игры и обучения. Открытые занятия дают возможность показать и реализовать детям свои знания и умения, т. е тому, чему научились. Игры и упражнения, составляющие основу занятий, способствуют снятию эмоционального напряжения, совершенствованию коммуникативных, игровых и двигательных навыков, развитию познавательных процессов.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ожидаемые результаты:
- Овладение техникой и способами игр предков;
- Знание правил игры, умение выполнять технические приёмы;
-Формирование здорового образа жизни, развитие физических, интеллектуальных и нравственных способностей, достижение спортивных успехов сообразно способностям;
- Формирование внутренней мотивации и устойчивого интереса к играм предков, выход на уровень творческой активности и самостоятельности. Открытость в общении.
Режим работы
Количество занятий в неделю – 2 раза (вторник, четверг)
Количество занятий в год - 72
Количество детей – 10.
Продолжительность одного занятия – 20 минут
Игра «Хабылык»
Инвентарь:
Основным инвентарем в данном виде соревнований являются палочки, которые изготавливаются из дерева.
Размеры хабылык: длина — 16 см, ширина — 9 мм, толщина — 4мм. Количество хабылык — 20 штук.
Для игры можно использовать столы якутские круглые или прямоугольной формы.
Правила соревнований по якутской игре «Хабылык»
Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 25-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами
Правила судейства
1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе: старшего судьи, секретаря, судьи-хронометриста, бокового судьи (судья, который ведет счет хабылык).
2. Участник, приглашенный первым по жеребьевке, должен разложить на столе хабылык по пять штук. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.
3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание) участник принимает основную стойку, берет в ладонь хабылык.
4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время, участник начинает игру. Продолжительность игры — 2 минуты.
5. Судья-хронометрист информирует участника по истечении одной минуты и за 15 секунд до конца игры.
7. Если участник выронил хабылык, то сам должен его поднять.
8. По сигналу «Б ттэ!» («Стоп!») судья-хронометрист засекает время, и участник заканчивает игру.
9. По окончании игры секретарь делает запись о количестве пойманных хабылык в соответствующей графе судейского протокола.
10. Если участник поймал все 20 хабылык раньше окончания отпущенного времени, то судья-хронометрист фиксирует, а секретарь отмечает в протоколе время, затраченное на игру.
11. Победитель определяется по наименьшему количеству времени или по наибольшему количеству пойманных хабылык.
12. Если по окончании игры два или более участников набирают одинаковое количество очков, то назначается дополнительная игра, и по их результатам присуждаются места.
Участник, держа хабылык на ладони, осторожно подбрасывает их вверх, а затем ловит тыльной стороной кисти. Потом снова подбрасывает хабылык вверх и, поворачивая кисть, старается поймать пальцами один хабылык. До 15-ти ловится только по одному хабылык. Оставшиеся пять хабылык можно поймать по 5 или по 3. Поймав нечетное количество хабылык, участник берет себе один, который засчитывается ему в актив. Последний хабылык участник подбрасывает и ловит мизинцем и безымянным пальцами.
Игра «Иэрэгэй»
Инвентарь:
Деревянный волчок «Иэрэгэй» диаметром 8 см., длина ручки 10 см., стол.
Правила соревнований по якутской игре «Иэрэгэй»:
Развивает координацию движений, умение соизмерять силу кистей рук. Ребенок прижимает между ладонями ручку иэрэгэй, и поступательно-возвратными движениями ладоней крутит за ручку.
Цель игры: Развитие мышц кисти руки. Концентрация внимания.
Правило игры:
1. Для проведения соревнования назначается судейская бригада в составе: старшего судьи, судьи-хронометриста.
2. На предстартовую подготовку дается не более 30 секунд.
3. По команде «Бэлэмнэн!» (Внимание) участник принимает основную стойку, берет в ладонь иэрэгэй.
4. По сигналу «Чэ!» («Марш!») судья-хронометрист засекает время, участник начинает игру. Игрок крутит иэрэгэй на ровной поверхности между ладонями и убирает руки. У кого иэрэгэй дольше крутится, тот побеждает.
5. Победитель определяется по наибольшему количеству времени.
6. Если по окончании игры два или более участников набирают одинаковое количество очков, то назначается дополнительная игра, и по их результатам присуждаются места.
Игра «Тырыынка»
Инвентарь:
Деревянные палочки-брусочки, длиной до 10–12 см, толщиной около 4 мм.
Правила соревнований по якутской игре «Тырыынка»
Могут играть двое и более детей. Очерёдность определяется по жребию или считалке. Первый игрок держит палочки вертикально в одной руке, упирает их нижними концами в стол и резко ослабляет их захват. Палочки рассыпаются по столу, образуя замысловатую кучу. Первый игрок собирает откатившиеся от кучи палочки и откладывает их в сторону. После этого он руками или с помощью «лопаточки» очень осторожно вытаскивает палочки из кучи по одной. В случае малейшего движения других палочек право хода передаётся следующему игроку. Когда куча закончится, по наибольшему количеству набранных палочек определяется победитель. В следующей игре победитель начинает игру.
Варианты правил:
- Один игрок не может тянуть больше трёх (или пяти) палочек подряд.
- Если при вытаскивании палочки куча шелохнулась, то эту палочку возвращают в кучу сверху.
- Игра продолжается, пока кто-то не наберёт некоторое оговоренное число палочек.
Формы работы
Формы работы
1. Знакомство с якутскими настольными играми, история происхождения игр «Хабылык», «Иэрэгэй», «Тырыынка»
2. Чему учат якутские настольные игры? Беседа (честности, ловкости, вниманию, памяти, счету)
3. Видеоролик «Якутские настольные игры»
4. Массаж рук кистей. Упражнение «Пошли пальчики гулять»
5. Игра «Поймай мешок» Тренировка ловкости пальцев.
6. Игра «Хабылык», «Иэрэгэй», «Тырыынка»
Мастер класс от педагога (Ловля по одному хабылык)
7. Самостоятельная игра
Разучивание скороговорки «Хаарыан хабылык биир, хаарыан хабылык икки…»
8. Правила игры. Пробная игра «Хабылык», «Иэрэгэй», «Тырыынка»
9. «Играют все!» Просмотр видеофильма соревнований по настольным играм в СК «Модун»
10. Беседа «Обязанности хронометриста и боковой судьи»
11. Мастер класс от мастера спорта по настольным играм Чириковой А. К.
12. Самостоятельная игра
13. Игра соревнование «Сосчитай, сколько поймал?»
14. Мастер класс от мастера спорта по настольным играм Встреча с Устиновым А. А.
15. Самостоятельная игра
16. Игры соревнования
17. Занятие-турнир. Проведение тренировочных занятий
18 Занятие-турнир. Подготовка к соревнованиям
19 Занятие-турнир. Подготовка к соревнованиям (индивидуально)
20. Игры соревнования между группами
21 Занятие-турнир. Подготовка к соревнованиям (индивидуально)
22 Занятие-турнир. Проведение тренировочных занятий
23 Занятие-турнир. Подготовка к соревнованиям
24 Подготовка к соревнованиям. Участие в соревновании
25 Самостоятельная игра
26 Игры соревнования
27 Соревнования во время национального праздника «Ыhыах»