Светлана Ионова
«Развиваемся играя»
▼ Скачать + Заказать документы
Способность родителей участвовать в жизни детей проявляется в отношении к играм. Зачастую игра – первая фаза более серьезной деятельности.
Хорошо когда взрослый – уметь играть с детьми, не теряя достоинства и не сюсюкая. Например, ребенок восхищается умением взрослых строить из строительного материала замки, но воспринимает как друга только того, кто ожесточенно старается построить замок лучше, соревнуясь с ребенком, так как этот взрослый принимает серьезность игры и участвует в ней с тем же интересом, что и ребенок.
Публикация «„Развиваемся играя“» размещена в разделах
Известно, что лучшим и проверенным средством формирования детской личности дошкольного возраста является активная деятельность самого ребенка. Игра в этом отношении имеет ряд достоинств. Она является важной формой организации жизни детей, дает большую возможность для проявления детской непосредственности, положительных чувств и поступков. Характер ролевых и строительных игр способствует воспитанию у детей добрых и осознанных взаимоотношений. Усвоение различных правил помогает регулированию детских взаимоотношений.
Дидактические игры особенно интересуют детей своей занимательностью и содержанием: отгадать, найти, назвать. Дети добиваются решения игровой задачи, руководствуясь определенными правилами. Они проявляют интерес к качеству игровой задачи: красиво сложить узор, правильно подобрать картинку и так далее.
Особенно большой интерес для детей представляет ролевая игра. Она захватывает их своим содержанием, мотивами и занимательностью сюжета. Такая игра при умелом руководстве существенно изменяет характер поведения детей. Но что бы она полностью оправдывала себя, необходимо выразить в игре красоту человеческих отношений и систематизировать детские представления об окружающем.
Дети способны на интересную выдумку, сами вносят разнообразие в ту или иную игру. Детская инициатива, если она поддержана и получает развитие, оказывает огромное влияние на воспитание как личности одного ребенка, так и всего детского коллектива.
При всем многообразии игр, можно выделить несколько типов:
- Сенсомоторные игры: совершение движений, направленных на получение интересных для ребенка ощущений. Такие игры преобладают в первые 2-3 года жизни. Примеры: погремушки, удары какими-либо предметами друг о друга или столь раздражающее многих родителей стремление малышей влезть в лужу, чтобы побрызгаться или изваляться в грязи.
- Сюжетные игры: подразумевают такие действия с предметами, которые иллюстрируют определенный сюжет, заимствованный как из реальной жизни, так и из сказки, мультфильма и т. п. Возить машинки, кормить и укладывать спать куклу, строить город из песка – примеры таких игр. Быстрее всего они развиваются в 3-4 года, однако не исчезают и впоследствии, встречаясь иногда даже у взрослых.
- Ролевые игры: здесь дети берут на себя определенные роли, позиции человека в обществе и воспроизводят те модели поведения, которые, как они считают, им соответствуют. Это могут быть, например, позиции, связанные с трудовой деятельностью (как, скажем, в игре в магазин, роли солдат и офицеров в боевых действиях и т. п. Именно эти игры наиболее значимы для развития ребенка в возрасте 4-6 лет.
- Игры с правилами: они представляют собой искусственные ситуации, зачастую не имеющие прямых и очевидных параллелей с реальной жизнью, в которых люди действуют на основе заранее сформированных правил. Чаще всего это сопровождается состязанием. К этой группе относятся, например, спортивные игры – футбол, хоккей или волейбол, а также разного рода детские прятки, пятнашки, перестрелки и т. п. Подобные игры начинают преобладать в младшем школьном возрасте, но сохраняются и дальше, к некоторым из них неравнодушно и большинство взрослых.
Иногда родители, желая чтоб ребенок много знал и не отставал от современного прогресса многообразия знаний, стремятся как можно раньше приобщить его к учебной деятельности (например наняв репетитора и «засадив» его за изучение иностранных языков, почти не оставляя времени на игры, тем самым снижая эффективность развития ребенка. В лучшем случае оно становится дисгармоничным, «однобоким» - например, ребенок прекрасно умеет считать, но оказывается совершенно не в состоянии общаться со сверстниками; в худшем - у ребенка может произойти нервный срыв, появятся серьезные проблемы с поведением, навязчивые страхи и т. п.
Именно в дошкольном возрасте закладывается умение вести себя в соответствии с принятыми на себя ролями, что очень важно для дальнейшего социального развития ребенка.
Игра – наиболее эффективный способ совершенствования познавательных процессов ребенка. Внимание, память, мышление, воображение, речь и мелкая моторика рук наиболее интенсивно активизируются, развиваются у дошкольников именно в ходе игры, а не в других видах деятельности. Игра способствует преодолению «познавательного эгоцентризма» ребенка, учит его отграничивать свою точку зрения от чужой. Он обучается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию других людей.
Играя дети учатся жить!