Татьяна Фомина
Консультация для воспитателей «Развиваем руку — развиваем речь!»
Речь – важный показатель развития интеллекта человека. Без речи нельзя овладеть ничем — ни историей, ни физикой, ни математикой. В этом смысле родная речь — золотая середина психики.
Все чаще приходится работать с детьми, имеющими общее или тяжелое нарушение речи. Давно замечено, что у ребёнка, страдающего нарушением речи нет быстрой переключаемости, нет тонуса в руках, есть вялый и непослушный язык. Это ещё раз доказывает, что в коре головного мозга два центра, отвечающие за речь и мелкую моторику пальцев рук, находятся очень близко и взаимодействуют друг с другом. Чем лучше развиты пальцы, тем лучше артикуляция, тем чище и правильнее звукопроизношение. Развитые тактильные ощущения несут в речевой центр мозга дополнительную энергию, способствующую его формированию. А чем совершеннее кора головного мозга, а значит совершеннее и мышление.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развиваем руку — развиваем речь!“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
В настоящее время перед нами стоит сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книжки, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет почти. Важно понимать – это другой человек и у него другой мозг. В этом есть опасность. Если маленький ребёнок, придя в школу, не учится письму, привыкая тем самым к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду или дома не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает мелкие детали, бисер, то у него не вырабатывается мелкая моторика рук.
Игры на развитие тактильного восприятия :
«Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», Чудесный мешочек», «Горячее-холодное», «Мокрое-сухое».
- Игры с нанизыванием:
«Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду».
-Игры с водой.
-Игры с пластилином (разминание, отщипывание, прищипывание, размазывание, раскатывание).
-Игры с бумагой: «Складывание из бумаги», «Снежинки» (один вариант - порвать бумагу, другой - скатать из нее шарики)
-Игры на выкладывание: «Составь целое из частей» (разрезные картинки, кубики, мозаики, пазлы; игры с прищепками («Солнышко», «Овощи»).
- Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока», «Ладушки», Этот пальчик…». «Расскажи стихи руками».
- Предложите ребёнку распечатанный материал с картинкой, на которой требуется нарисовать что-нибудь по точкам.
Какую функцию несут в себе такие упражнения?
Действуя с предметами, ребёнок непроизвольно выполняет тонкие движения, получает лёгкий массаж пальцев рук, на которых расположено множество биологически активных точек. Большое внимание необходимо уделять кончикам пальцев рук, так, как согласно теории Су-Джок-терапии, именно кончики пальцев являются соответствием проекции коры головного мозга. Таким образом, с помощью воздействия на определённые зоны мы можем опосредованно стимулировать мыслительные процессы, в том числе и речевые.
Речь совершенствуется намного быстрее и лучше, когда при одновременном проговаривании работают пальцы рук.
Все упражнения для пальцев рук выполняются с детьми в несколько этапов:
1. Взрослый сам демонстрирует ребёнку игру.
2. Затем помогает освоить игру, действуя пальцами и рукой ребёнка.
3. Ребёнок самостоятельно играет, а взрослый произносит стихотворный текст.
4. Ребёнок полностью проигрывает упражнение сам и повторяет текст.
При проведении игр необходимо соблюдать правила:
- игровые упражнения должны предлагаться, начиная с простых, и постепенно усложняться;
- начинать игру только тогда, когда ребенок хочет играть;
- во всем должна быть мера (если ребёнок все время требует продолжения, то постарайтесь переключить его внимание на другую игру, задание);
- никогда не начинайте игру, если вы сами утомлены или ребенок неважно себя чувствует;
- недопустимо переутомление ребенка в игре.
Накопленный опыт и практика являются базой для составления своих упражнений, подкреплённых авторским художественным словом (рифмованными строчками). Упражнения включают не простые движения рук, а взаимодействие с различными предметами: шариками и валиками Су-Джок, эспандерами, эластичными резинками, прищепками, различных размеров мячами, бусинами, карандашами и др.
Игры с прищепками, бусинами, карандашами развивают тонкие движения рук, необходимые для овладения навыком письма при школьном обучении. Кроме того, сами по себе рифмованные строчки задают положительный настрой на занятие, а ощущение предметов, мелких игрушек и взаимодействие с ними создают особые условия успешности в работе воспитателя.
Данный материал доступен и для родителей. Стихотворные тексты упражнений легко заучиваются детьми, движения выполняются с огромным удовольствием и находят большой эмоциональный отклик. Подобрать материал для детских пальчиковых игр очень просто. Возьмите любое детское стихотворение и придумайте к нему легко запоминающиеся движения. На первых порах вам самим придется подбирать пальчиковые движения. Но очень скоро малыш с удовольствием будет помогать вам.
Действуйте! Изучайте! Вникайте в проблемы каждого ребёнка и не упустите драгоценное время!