Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста

Инна Артюшечкина
Развитие речи детей раннего возраста

Развитие человека – физическое и психическое – происходит в известные всем нам возрастные ступени (младший, ранний детский возраст, дошкольный, младший школьный, подростковый, юношеский, зрелость). Интеллект развивается с раннего детского возраста и интенсивно совершенствуется в дальнейшем. Но развивается он и совершенствуется при непременном условии овладения речью, так как она является главным в становлении и дальнейшем развитии психических процессов. Как известно, в процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста» размещена в разделах

Развитием речи детей в Доме Ребенка занимаются все дефектологи и воспитатели, так как мы работаем в тесном контакте дополняя друг друга. Наша работа предполагает решение простейших, но очень важных задач, благодаря которым закладываются предпосылки физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания. Только благодаря развитию понимания речи окружающих осуществляется формирование самой речи и познавательной деятельности ребенка, регулируется его поведение и осуществляется весь процесс воспитания.

Работа по развитию речи детей раннего возраста строится поэтапно. Выделение этапов осуществляется на основе психологического принципа развития, сущность которого состоит в том, что ребенок овладевает речью в определенной последовательности с соблюдением общих закономерностей и при условии тесного взаимодействия речи с развитием всей психики ребенка. Дефектолог развивает речь детей, а воспитатель на своих занятиях и вне занятий (в повседневной жизни) закрепляет речевые навыки детей, полученные на занятиях дефектолога.

Большое значение для развития речи имеет оречевление воспитателем всего процесса ухода за ребенком: одевание и раздевание его, умывание и кормление. Важно использовать каждый момент, заметив, например, как ребенок тянется к столу за хлебом, спросить, что тебе дать? В перечисленных ситуациях речь воспитателя на первых парах должна быть стереотипной. Если слово будет повторяться до 90 раз, оно зазвучит в речи ребенка. Не рекомендуется начинать обращение к детям одной и той же фразой, например: «Пошли мыть руки», «Сейчас будем заниматься». По мере того, как дети начинают правильно действовать усвоив эту формулировку, следует заменять словесное обращение к детям, дополняя его новыми словами, меняя порядок слов в предложении, эмоциональную окраску. Так, обращение: «Пошли мыть руки» я заменяю следующими вариантами: «Будем мыть руки», «Вымоем руки», «Сейчас будем мыть руки», «Пойдемте мыть руки», «Пора мыть руки» и т. д. Вместо: «Сейчас будем заниматься» - «Приготовься к занятию», «Дети готовимся к занятию», «Сядем все на стульчики», (за столы, «Что мы будем делать?» (Рисовать, играть, лепить, «Сели на свои места» (за столом) и т. д. А также я во время бодрствования детей провожу дыхательные и голосовые упражнения, упражнения направленные на развитие моторики, особенно мелкой, которая способствует развитию речи. Дыхательные упражнения нужны для подготовки артикуляционного аппарата к продуцированию речи. Детей учу длительному выдоху, опосредованно контролировать силу и длительность выдоха. Осуществляется длительность и сила выдоха с помощью игр: «Поддувать повешенные полоски папиросной бумаги, ватные шарики, мелкие плавающие игрушки в тазу с водой, занавески в домике, пар в чашке.

Когда в речи детей появляется лепет, следует активно поощрять его, увеличивая количество повторений имеющихся звуков, слогов, развивая звукоподражание, постепенно удлинняя звучание гласных.

Для развития мелкой моторики проводятся упражнения с нанизыванием колец, различными мозаиками, палочками, вставными игрушками, бусинами. Из палочек можно выкладывать дорожку, домик, забор, елочку и т. д. Сначала надо давать детям крупные палочки, затем постепенно уменьшать их размеры.

Кроме упражнений с предметами, используют различные движения пальцами в играх («Сорока», «Ладушки», «Коза» и т. д.).

Я использую множество различных игр на развитие импрессивной речи, которые распределяю на весь учебный год. Например, тема по изучению частей тела, занятие «Мишенька болен», где воспитатель учит ребенка заинтересованно слушать текст и активно его воспринимать, воспроизводить двигательно, междометия, производить несложные игровые движения.

Воспитатель говорит и одновременно сопровождает слова показом на игрушке.

Таким образом перечисляются все остальные части тела и лица, которые необходимо знать малышу в этом возрасте. Этому способствуют и многие другие игры.

Занятия по развитию речи ребенка становятся более разнообразными в связи с возросшими возможностями малыша. Я не указываю точный возраст развития, так как наши дети в большинстве с ЗПР.

Дальнейшее развитие понимаемой речи, тематика усваиваемой лексики расширяется: ребенок может понимать слова, обозначающие окружающих людей в соответствии с их возрастом и полом (девочка, мальчик, бабушка, дедушка, тетя, дядя). Идя на прогулку знакомлю малыша с природой. Он различает и пытается называть камень, песок, дождь, снег, солнышко; за обедом называть овощи и фрукты, которые употребляют в пищу. Начинаю заучивать с ребенком названия некоторых признаков предметов: цвет (красный, синий, желтый, зеленый, размеры (большой, маленький, вкус (сладкий, горький, кислый) внешние признаки (чистый, грязный, общие оценки (плохой, хороший). Ребенок должен понимать и выполнять поручения, состоящие из 2-3 действий (подойди, возьми, принеси).

Расширяя активный словарь, приучаем ребенка произносить слова, которые уже имеются в пассивном словаре. В дальнейшем побуждаю ребенка переходить от коротких двухсловных предложений («Дай то-то») к более сложным из 3-4 слов.

Тематику игр на развитие речи, я также распределяю на весь год, постепенно усложняя цель.

Публикации по теме:

Физкультурно–оздоровительные мероприятия на 2013–2014 учебный год ОСЕНЬ СентябрьМладший возраст «В гостях у осени» Старший возраст «Игры которые мы любим» ОктябрьМладший возраст «Мой веселый звонкий мяч».

Перспективный план работы музыкального руководителя на летний оздоровительный период 2014 года Цель: Сохранение физического и психического здоровья дошкольников. Задачи: - создание у детей атмосферы радости; - формирование положительного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста
Опубликовано: 23 января 2015 в 16:40
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Инна Артюшечкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД