Получи документы

Развитие просодических компонентов речи у детей через приобщение к русской народной культуре

Маргарита Малюгина
Развитие просодических компонентов речи у детей через приобщение к русской народной культуре
▼ Скачать

• «РУССКИЙ НАРОД НЕ ДОЛЖЕН ТЕРЯТЬ СВОЕГО НРАВСТВЕННОГО АВТОРИТЕТА СРЕДИ ДРУГИХ НАРОДОВ - АВТОРИТЕТА, ДОСТОЙНО ЗАВОЕВАННОГО РУССКИМ ИССКУСТВОМ, ЛИТЕРАТУРОЙ.

• МЫ НЕ ДОЛЖНЫ ЗАБЫВАТЬ О СВОЕМ КУЛЬТУРНОМ ПРОШЛОМ, О НАШИХ ПАМЯТНИКАХ, ЛИТЕРАТУРЕ, ЯЗЫКЕ, ЖИВОПИСИ.

• НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ СОХРАНЯТСЯ И В 21 ВЕКЕ, ЕСЛИ МЫ БУДЕМ ОЗАБОЧЕНЫ ВОСПИТАНИЕМ ДУШ, А НЕ ТОЛЬКО ПЕРЕДАЧЕЙ ЗНАНИЙ».

Д. С. ЛИХАЧЕВ

Просодика (просодия) – совокупность ритмико-интонационных свойств речи, включающий мелодику, ритм, интенсивность, тембр, темп и логическое ударение.

Публикация «Развитие просодических компонентов речи у детей через приобщение к русской народной культуре» размещена в разделах

Просодика – это инструмент, обеспечивающий эмоциональность и выразительность речи.

Интонационно-выразительная сторона речи реализуется через такие качества речи, как тембр, сила голоса, его высота, мелодика, темп, ритм, пауза, модуляция голоса, логическое ударение, дикция.

Просодические компоненты определяют выразительность, разборчивость речи, ее эмоциональное воздействие в процессе коммуникации.

Просодические элементы речи : мелодика, сила произнесения слов и слогов, соотношение отрезков речи и пауз, общая тембровая окраска.

Цель: Развитие просодических компонентов речи у детей через приобщение к русской народной культуре.

Одной из главных задач педагогической работы с детьми является развитие речи детей и их способностей говорить осмысленно, выразительно. Отсутствие вышесказанного мешает детям на более эмоциональном уровне общаться со взрослыми и сверстниками. Дети скованны, зажаты, отказываются проявлять свои эмоции. Их речь монотонна и невыразительна, убыстренная или наоборот - замедленная, отсутствует мимика, выразительность в движениях. Дети не всегда осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Работу с детьми по формированию просодических элементов решили начать, используя яркий, живой материал народного творчества.

У каждого народа свои культурные традиции, которые чтят и передают из поколения в поколение. Мы не должны терять нравственный авторитет среди других народов, забывать о прошлом: о красоте и богатстве нашей музыки, живописи, литературе, о своих праздниках и обычаях. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка - началом рождения личности.

Работа была построена так, чтобы как можно ближе приобщить детей к истокам русской народной культуры. В комплексе с музыкальными занятиями прививается любовь к чтению, развивается интеллект, эмоциональная и двигательная сфера, формируется эстетическое восприятие, воспитываются эстетические чувства. Считаем, что наряду со знанием компьютерных игрушек ребенку совсем не помешает иметь представление о счете на камешках, узелках, о русской народной песне.

Речевое развитие ребенка влечет за собой повышение познавательной деятельности, вследствие чего повышается школьная мотивация, возрастает потребность в общении, вырастает интеллект ребенка. На этой позитивной ноте началась работа по формированию просодических элементов.

На занятиях и в режимных моментах в эпизодической форме стали использоваться малые фольклорные формы: потешки, заклички, поговорки, колыбельные и т. д. Использовались задания - объясни поговорку («Октябрь грязник, ни колеса, ни полоза не любит»).

Предварительно проводятся занятия, где дети знакомятся с иллюстрациями художников И. И. Левитана «Золотая осень», «Осень. Дорога в деревне», А. К. Саврасов «Грачи прилетели» и др.

Становление интонационной системы - сложный процесс. На начальных этапах используем игры, подвижные на развитие выразительности движений и речи : «У медведя во бору», «Два мороза», «Хитрая лиса» и др. Затем на занятиях по развитию речи стали использоваться небольшие диалоги, фрагменты сказок для пересказывания, детям даются задания на составление рассказа (например «Идет уборка урожая», заучивание скороговорок, пересказ русских-народных сказок, игры «Подумай и отгадай» - отгадывание и толкование загадок об одежде (Какую одежду носили на Руси? - сарафан, рубаха, порты).

«Эх, лапти, да лапти, да лапти мои.

Эх, лапти мои, лапти липовые,

Вы не бойтесь, ходите,

Тятька новые сплетёт!»

Развитие чувства ритма, рифмы, как отмечалось раннее, имеет огромное значение для развития эмоциональности и выразительности речи ребенка. Использование ритма, рифмы обеспечивает внутреннюю организацию текста. В данном случае используются для разучивания заклички, колядки, обрядовые песни, подвижные игры и т. д. : «Гуси-Лебеди», «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю», «Пришла коляда на кануне Рождества», «Ой, ты Масленица». А дальше перешли к театрализации. Для этого использовали разные виды театров, подключив к этому родителей (знакомство и изготовление костюмов, кукол, поделок). Большой отклик мы получили от родителей, которые с удовольствием помогали в изготовлении атрибутов, декораций для театрализованной деятельности. Родители, увидев, как эмоционально раскрылись их дети, обыгрывая роли, стали совершенно по-другому относиться к работе группы. Они более часто стали откликаться на просьбы, участвовать во всех мероприятиях сада.

Так же родителям было предложено ответить на ряд вопросов в виде анкеты.

Анкета (для родителей)

Приобщение детей к истокам русской культуры

1. Можете ли Вы рассказать ребенку о традициях русского народа :

а) как жили наши предки?

б) какими занимались ремеслами?

в) как сеяли хлеб?

г) какую на Руси носили одежду?

2. Нужно ли ребенку давать толкования старославянских слов?

3. Нужно ли соблюдать обряды, традиции?

4. Надо ли знать народные сказки и былины?

5. Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?

6. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и бабушек? Знает ли об этом ребенок?

7. Какие народные игры Вам известны?

8. Играете ли Вы в них с ребенком?

9. Ходите ли Вы в музеи (исторический, краеведческий и др.).

Обработав результаты ответов, получены следующие данные:

Да-86,6%; частично-13,4%; нет-0%

Да-73,7%; частично-20%; нет-6,3%

Да-73,7%; частично-20%; нет-6,3%

Да-100%

Да-100%

Да-26,7%; фото-13,4%; нет-59,9%

Лапта, Хороводы, Городки, Салки, Жмурки, Бирюльки и т. д.

Да-20%; иногда-6,3%; нет-73,7%

Да-73,6%; эпизодически-13,2%; нет-13,2%

Из полученных данных видно, что родители полностью поддерживают позицию учреждения о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры в дошкольном возрасте. Они согласны с воспитателями, что этот процесс необходимо вести совместными усилиями.

Нельзя сказать, что фольклор в обучении и воспитании дошкольников используется мало: практически каждый педагог в своей работе обращается к сказкам, пословицам, загадкам, песням, народным играм. Надеемся, что использование развивающих возможностей малых фольклорных форм поможет нам в работе с дошкольниками.

А годовым итогом нашей работы стала постановка игровая сказка «Королевство кривых зеркал». В данном представлении приняла участие вся наша группа (выпускной бал).

Публикации по теме:

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры.Работа с родителями по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Решить задачи умственного, физического, нравственного, эстетического, трудового, семейного воспитания, ввести ребенка в мир искусства,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие просодических компонентов речи у детей через приобщение к русской народной культуре
Опубликовано: 10 апреля 2014 в 23:55
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие просодических компонентов речи у детей через приобщение к русской народной культуре» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Малюгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД