Гульназ Исламова
Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой
▼ Скачать + Заказать документы
Природа – это удивительный мир, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека и, прежде всего, ребёнка-дошкольника, трудно переоценить. Практический опыт свидетельствует – детская душа раскрывается в общении с природой : развивается способность к образному мышлению, наблюдательность, внимание.
Путем бесконечных вопросов и исследований ребенок расширяет свои представления об окружающем мире. При этом данное качество можно и нужно воспитывать. Во многом от взрослого зависит, будут ли познавательные интересы ребенка крепнуть и развиваться или останутся незамеченными.
Публикация «Развитие познавательной активности ребенка в процессе ознакомления с живой и неживой природой» размещена в разделах
- Неживая природа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Познавая мир, дошкольники стремятся все пощупать, изучить и по возможности разобрать. Они заваливают взрослых вопросами. Дошкольный возраст является благоприятным периодом познавательной активности детей. Умение наблюдать, сосредоточенно слушать рассматривать, запоминать очень пригодится ребенку при дальнейшем обучении в школе.
Любознательность определяется как стремление к приобретению новых знаний, живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. Другими словами, любознательный человек имеет развитые познавательные интересы, стремится к овладению новыми знаниями и получает от этого процесса радость и удовлетворение. Жажда новых знаний играет важную роль в жизни каждого, особенно ребенка. Она состоит в следующем.
Во-первых, наличие любознательности облегчает любое познание, в том числе учебу. Если у ребенка есть желание и интерес к получению новых знаний, то в процессе учебы у него "включается" внимание, он легче понимает суть информации, непроизвольно и без труда ее запоминает. И, что главное, все эти познавательные психические процессы сопровождаются эмоцией радости. Дошкольник получает удовольствие от познания, он не устает и с легкостью овладевает новой учебной информацией.
Если же у ребенка не развита любознательность, то познавательная деятельность, в том числе учеба, вызывает чувство насилия над собой, неудовольствия и страдания. Ему трудно удерживать внимание, в связи, с чем он плохо понимает и не запоминает учебный материал. Другими словами, любознательность - источник позитивной энергии, активизирующей и облегчающей учебу и любое познание.
Во-вторых, любознательность, побуждает человека к активному интеллектуальному поиску, позволяет ему создавать новое, делать открытия для себя и всего мира. Она лежит в основе всех изобретений, новых идей и креативных действий.
Любознательность как личностная черта возникает на основе развития эмоций радости, интереса и удивления в процессе познания. Она может быть как поддержана, так и подавлена реакциями и действиями взрослых. Поэтому так важно создавать у ребенка ощущение радости и активности в процессе любого познания. Например, можно пригласить дошкольника поэкспериментировать, какие предметы тонут в воде, а какие - нет, и подумать о том, от чего это зависит. Важно проявлять уважение к поделкам, догадкам, "открытиям", увлечениям самого ребенка. Иногда он "открывает" для себя то, что взрослым давно известно. В этом случае важно его поддержать, порадоваться, а не говорить, что это уже давно известно.
Существует много способов развития детской любознательности.
Первый способ - удовлетворение детской любознательности. Нельзя запрещать ребенку проводить исследования, если даже это приведет к поломке дорогой игрушки. Помогите ребенку разобраться, почему едет машина, звучит музыкальный инструмент и т. д. Нужно обратить внимание на детали, которые помогут ребенку самому ответить на интересующие вопросы. Заинтересованность взрослого к исследовательской деятельности ребенка заложит первый кирпичик в формировании любознательности как личностной черты. Если взрослые будут ругать ребенка за поломанные игрушки, запрещать или говорить, что в этом нет ничего интересного, постепенно ребенок перестанет интересоваться и проводить исследования, что приведет к безразличию к познавательной деятельности.
Второй способ развития детской любознательности - внимание к его вопросам, свидетельствующим, что у ребенка развивается любознательность. Обязательно отвечайте на них как можно полно и доступно.
Третий способ развития любознательности - передача ребенку своего интереса, удивления и радость от наблюдений, исследований.
Четвертый способ - выказывать уважение к людям сделавшим открытия. Важно так проявлять интерес к «открытиям» ребенка. Важно поддержать его, порадоваться, а не говорить, что это давно- давно известно.
Практический опыт свидетельствует, что детская душа раскрывается в общении с природой, развивается способность к образному мышлению. На занятиях познавательного цикла решаются образовательные и воспитательные задачи с целью заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о ее представителях (внешний вид, образ жизни, питание и так далее).
В процессе совместной деятельности каждый ребенок может стать источником новых знаний для других детей, почувствовать радость от этого. Дошкольник получает возможность узнать, что все другие воспитанники в его группе - очень любознательны, знают то, что ему было неизвестно и что он в процессе занятия может узнать. Таким образом, создаются дополнительные условия для повышения самооценки и развития уважения к другим детям.
На занятиях познавательного цикла мы решаем образовательные и воспитательные задачи с целью заложить основы нравственного отношения к природе и дать элементарные знания о её представителях (внешний, вид, питание, образ жизни и т. д.). Все занятия в старших группах строим на основе постановки проблемной задачи, и её решение происходит в процессе совместной беседы воспитателя и детей, что даёт детям возможность сравнивать, анализировать, использовать уже имеющиеся у них знания – развивать логическое мышление. На этих занятиях мы разъясняем, дополняем, вовремя направляем ход размышлений в нужное русло, помогаем решить ситуативные проблемы, логические задачи (почему ветки ели под снегом гнутся, но не ломаются, а у других деревьев – ломаются); используем наблюдения в уголке природы, на участке детского сада. В результате у дошкольников расширяется кругозор, развивается любознательность, они учатся устанавливать связи, зависимости, обнаруживать причины и следствия, развивается умение видеть красоту природы, восхищаться ей, желание сохранить её.
В группе проводили цикл наблюдений за луком, веточками деревьев, рассадой цветов и овощей. Начинали вести цикл наблюдений в один день, но объекты располагали в разных условиях (тепло, холод, темнота, свет). Дети выясняли, что для существования растений необходимы свет, тепло, вода. Осенью с детьми пересаживали астры с клумбы в цветочные горшки, ставили их в уголке природы и вели наблюдения одновременно на клумбе и в уголке природы. Выясняли с детьми, почему в группе астры простояли дольше и мы смогли собрать семена, а на клумбе завяли после заморозков. Осенью проводили цикл наблюдений за изменениями в природе, рассматривали молодую берёзку 3 месяца. В сентябре обращали внимание детей на её красоту, на окраску листьев, на их количество на дереве и под деревом. В октябре и ноябре уточняли, почему листья опадают, хорошо это для растения или плохо.
Наблюдали за птицами. Дети сами подходят к правильному решению вопроса «почему каждый год одни птицы улетают, а другие остаются зимовать. Организовывали наблюдение за перелётными птицами, обращая внимание на постепенность отлё та: первыми улетают птицы, питающиеся насекомыми, затем – насекомыми и семенами растений, последними – водоплавающие птицы, которые питаются рыбой. В ноябре, после заморозков, обращали внимание детей на то, что на участке появляются птицы из леса. Вешали кормушки, наблюдали, какие птицы прилетают к кормушкам. Выясняли, что человек должен помочь зимой птицам, а они помогут ему весной.
Зимой знакомим детей со свойствами снега, воды, льда в разную погоду. Рассматриваем снежинки, выясняем, что они хрупкие, нежные, решая задачу – почему снег скрипит под ногами в морозный день. Залив ледяную дорожку на участке, отмечаем, что в морозную погоду скользить легче, чем в оттепель, так как она гладкая, твёрдая, без капелек воды, блестит. Измеряли глубину снега.
Весной, в начале марта обращали внимание на сосульки – на их длину, толщину, на снег – быстрее тает на бугорках и у стволов деревьев. Сеяли семена растений, сухие и намоченные, выясняли, какие быстрее взойдут. Ухаживая за комнатными растениями, дети узнавали, какие условия необходимы для их роста.
Летом собирали лекарственные травы, сушили их на солнышке и в тени. Дети узнавали, для чего они нам нужны, от каких болезней. Играя с песком, выясняли, что из сырого песка лучше делать постройки, на влажной земле легче рисовать палочкой, и рисунок виден лучше, чем на сухой. Рассматривали в уголке природы слои почвы : глина, песок, земля; рассматривали их в увеличительное стекло, сравнивали, находили отличия, смачивали водой.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования, на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
Оно выступает как метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний, может рассматриваться как форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования, и, наконец, экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых.