Светлана Лыткина
Конспект занятия для детей 3–10 лет «Растительный мир Краснодарского края»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений о растительном мире родного края, о неповторимой красоте Кубани.
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с разнообразием растительного мира Краснодарского края, показать его пользу для людей и животных, необходимость его охраны.
Развивающие:
- развивать речь, внимание, мышление детей, активизировать познавательную деятельность, расширять кругозор.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к родному краю, бережное, гуманное отношение к растениям.
Предварительная работа: наблюдение за деревьями и птицами, трудом людей в природе.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Краснодарский край, Краснодар
- Республика, область, край. ВСЕ, список
- Темочки
Материалы и оборудование: компьютер, магнитофон, картины лиственного, хвойного, смешанного лесов; карта-схема растительности; рисунки лекарственных растений; иллюстрации правил поведения на природе.
Возрастная категория: 3-10 лет
Методы и технологии:
- словесный (рассказ с демонстрацией слайдов);
-наглядный (картинки с изображением растений, физическая карта Краснодарского края);
здоровьесберегающие технологии: физминутка
-ИКТ (презентация)
- игровые: игра «Осенний листопад», игра «Где живет растение?»
Ход занятия
1. Вводная часть.
Высокие горы, степные просторы,
Приморского берега грань,
Леса и поляны, сады и лиманы –
Всё это родная…Кубань.
Друзья мои! Давайте на минуту представим, что мы отправились в космическое путешествие. Из иллюминаторов корабля мы любуемся нашей планетой Земля. На ней мы прежде всего торопимся увидеть нашу большую Родину – Россию и свой отчий край.
2. Основная часть.
-Наш родной край необыкновенно привлекателен разнообразием природы, у нас много достопримечательных мест – ведь недаром к нам приезжают гости со всех уголков России. Если посмотреть на него с высоты, то можно увидеть и горы, и холмы, и бескрайние равнины, и крутые обрывы, и моря.
-Как называется наш край? (Краснодарский)
– А как по-другому ещё называют наш край? (Кубанский)
– Да, ещё наш край называют кубанским. Сегодня мы обобщим наши знания о природе и богатствах нашего края. Поговорим о бережном отношении к ней. Много интересного ждёт вас впереди.
-Наша кубанская природа, полная поэзии и прелести, трогает и волнует каждого человека, живущего на этой земле.
-Но для начала давайте послушаем легенду о том, как появилась Кубань. Ваша задача внимательно слушать легенду и запомнить, что решила сделать девушка Кубанушка?
Легенда о родном крае.
-Давным-давно жила на земле девушка. Была она у родителей единственной и любимой дочерью, которую звали Кубанью. Жили они в старом ветхом домике, добрые это были люди. Двери их жилища всегда открыты для странников. Путники находили здесь тепло, заботу и внимание. Росла Кубань всем на диво необыкновенной красавицей. Высокая, стройная, круглое личико обрамляла длинная русая коса, озаряла всегда улыбка, блестели ярко-синие глаза. Самое удивительное, девушка любила украшать землю, где жила. Надо сказать, что земля, на которой они жили, производила гнетущее впечатление: с одной стороны - скалистые горы, а с другой - выжженная солнцем степь, с третьей - безжизненное море. И решила Кубанушка преобразить свою землю. Отправилась она по свету, чтобы посмотреть, как люди живут, познакомится с их природой и обычаями. Долго не возвращалась она из путешествия, а когда вернулась, принялась за дело. Сначала посеяла рожь, и вскоре заколосились хлебные поля. Виноградная лоза, яблони и груши дарили богатые урожаи. Что ни посадит красавица, всё выходит на славу. В озёрах, реках, морях развела она рыбу, привезённую издалека. Ожили водоёмы, на их берегах зашелестел камыш, ракита зазеленела, на водной глади закачались кувшинки. Редко стала бывать Кубанушка дома. Настоящим её домом были тихие горные долины и привольные луга с широкими разливами буйных, сочных трав, с толпами то ярко-синих, то удивительно голубых, то жёлтых, как брызги живого солнца, цветов. Её незаменимым другом и мудрым учителем стала девственная природа. Она вырастила в душе девушки восторженное отношение ко всему прекрасному, родной земле. Прослышали о трудолюбивой красавице далеко за пределами. И стали ней женихи свататься, приносить ей богатые подарки. Но Кубань не торопилась с выбором, она хотела завершить начатое дело. Дары использовала по своему усмотрению. Жёлтые золотые монеты превратила в россыпь веснушчатых одуванчиков на лугах; рубины рассыпала по степи, и зацвели на этом месте алые маки; бусинки жемчужного ожерелья стали душистыми ландышами, растущими на лесных полянах; янтарный браслет - превратился в ромашки с ярким солнышком внутри; бирюзовые бусы - в ярко-синие колокольчики, звенящие по ветру в степи. Долгие старания и упорство девушки не прошли даром. Ожила земля, зазеленели поля и долины, зацвели деревья в садах и лесах, запестрели цветами луга, горы покрылись лесными месивами. Не осталось на той земли никого, кто видел бы синеглазую красавицу, но имя её навечно сохранилось в памяти людской, ведь места, где жила девушка, называются с тех пор Кубанью.
-Посмотрите на физическую карту нашего края. Она, позволяет, как бы с большой высоты окинуть взглядом наш край. Бросается в глаза сложное устройство поверхности географического положения.
-В нашем крае растёт более 3 тысяч видов растений. Некоторые из них настоящие старожилы. Они появились здесь еще до ледникового периода, примерно 2 миллиона лет назад. Вы, наверное, их знаете. Если не все, то уж некоторые нам хорошо известны: липа, каштан: дуб, черника и другие. Эти растения называют реликтовыми, то есть сохранившимися с древних времен.
Нигде больше в нашей стране нет такого многообразия растительности.
-А как вы думаете, почему?
-Конечно, потому, что в разных природных условиях живут разные растения. Северная часть – это Азово - Кубанская низменность. Здесь сплошная степь, превращённая в поля. Современная степь вся распахана и занята посевами сельскохозяйственных культур. Возделывается свыше 100 различных сельскохозяйственных культур.
-По склонам балок и оврагов, по обочинам дорог можно встретить разные травы: пырей ползучий, горькую полынь, лебеду, мать-и-мачеху, осот и другие (показ картинок и гербариев названных трав). А какие травы вы видели возле своего дома?
Физкультминутка
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Руки подняли и покачали
-Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули —
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем —
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся - покажем:
Крылья сложили назад.
Наклонились и присели,
Заниматься тихо сели.
Путешествие в лес.
- Какие деревья растут у нас на территории нашего центра? (ответы детей)
- А вот о тополе мне бы хотелось рассказать подробнее.
- Когда говорят о России, то всегда вспоминается берёзка. О ней написано много стихов и сложено песен. А как вы думаете, какое растение может служить символом Кубани?
- Вот представьте: показывают по телевизору степь, реку, уходящую вдаль дорогу, но это может быть любой край.
Слайд 1.
-А что говорит вам о том, что на экране именно наша земля? Догадались? Я думаю - да.
-Конечно же, это тополь. Символ Кубани - тополь.
Высокий, стройный, кажется, он достаёт до неба.
-Какие еще деревья вы видели в нашем городе? (ответы детей)
-Для чего нам нужны деревья? (ответы детей)
-Да, даже есть такая пословица – «Рощи да леса – всему свету краса».
-Ребята, а где растут деревья? (ответы детей)
-А сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы в дорогу? Тогда отправляемся в лес.
Слайд 2.
Релаксация: слушание шума леса
- Кубани не только очень красивы, но и ценны своими породами деревьев. На правом берегу Кубани, недалеко от станицы Ивановской, раскинулся уникальный массив Красного леса. Там растут дуб, тополь, крушина, орешник, боярышник, шиповник.
- Итак, мы в пути. Сначала нас окружают лиственные деревья и заросли кустарников. А какие вы знаете лиственные деревья и кустарники? (ответы детей)
-В нашем крае еще растет дерево могучее, полное жизни, силы и красоты. Оно растет ввысь и вширь, это чудо-богатырь, догадались? (ответы детей)
Слайд 3.
Сколько дубу силы земля подарила!
Руки-ветки распростер и укрыл всех, как шатер.
-Какие вы видите дубы? (ответы детей)
-А также в наших лесах живут родственники наших садовых деревьев: дикая груша, алыча, яблоня.
-Постепенно лиственные породы отступают и остаются позади. И чем выше в горы, тем чаще встречаются хвойные деревья. Подумайте, о каком дереве я расскажу:
Прямо в небо рвутся ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки.
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год.
-Их ещё называют вечнозелёными. Как вы думаете, почему?
Какое дерево на нашем участке всегда зеленое?
-Это, ребята, хвойные породы деревьев; вместо листочков у них хвоинки, поэтому их так и называют хвойными.
Слайд 4.
-Хорошо в хвойном лесу! Чистый, прозрачный воздух, покой и тишина.
Для чего еще нужны деревья?
Правильно, листочки деревьев выделяют кислород, которым мы дышим.
-У нас в крае тоже есть рощи и леса, где растет много разных деревьев. Лес и рощу называют «легкими» Земли. Они очищают воздух. В лесах растут хвойные и лиственные деревья.
Беседа о растениях горных лугов.
Слайд 5.
-Выше в горах раскинулись субальпийские луга с высокими густыми травами. Ещё выше - альпийские луга (показ картины). Суровая здесь природа, снег тает только в августе. Травы, кустарники и даже деревья стелются по земле, спасаясь от постоянных ветров. Шагая по такому лугу, вы смело можете наступить на верхушку какого-нибудь дерева, так как вырастают они здесь только на несколько сантиметров в высоту (показать). А выше уже нет растительности, здесь только вечные снега, ледники и неприступные скалы.
-Ну, что, будем возвращаться или пойдём дальше? Не боитесь? Тогда карабкаемся по неприступным скалам, любуемся необыкновенной красотой горных вершин, и, если не сорвёмся вниз, то благополучно переберёмся через Кавказский хребет и начнём спуск. Через несколько часов мы уже в другом мире, как на другой планете: в мире густого леса, тёплого моря.
Растения приморской полосы.
Слайд 6 - 7.
-Приморская полоса от Анапы до Геленджика покрыта низкорослым лесом. Здесь много вкусного кизила и целебного шиповника, шумят дубы - великаны, всеми силами портят нам настроение ветви держидерева, мешая идти вперёд. Скажите, вы любите кизил? Эти ягоды любили и наши далёкие предки. Их собирали ещё в эпоху каменного века.
- В районе Сочи климат субтропический, поэтому здесь круглый год зеленеют пальмы, магнолии, хурма, инжир, кипарисы, гранаты.
Лекарственные растения.
Слайд 8.
И в степной части, и в предгорье, и в горах нашего края можно встретить растения, которые люди называют лечебными. Болеть могут все: и люди, и животные. Но где взять бедному зверю рецепт? Только у Доктора Айболита. А если его нет дома? Вот и приходится животным лечить себя самостоятельно. В лесной аптеке всегда можно отыскать то, что их исцелит. Люди ещё в древние времена, наблюдая за животными, тоже стали лечиться травами, ягодами, листьями многих растений.
Слайд 9.
-Мята перечная (рисунок на доске). Из нее делают многие лекарства, а вы тоже часто встречаетесь с ней, если не ленитесь по утрам чистить зубы. Приятный запах и свежесть придает зубной пасте ментол, который и содержится в этом растении. Он есть и в сердечных лекарствах, и в мятных пряниках и конфетах.
-О зверобое (рисунок этого растения прикрепляется на доску) говорят, что он помогает от 99 болезней.
-Отваром мать-и-мачехи лечат простуду. Кашицу из свежих листьев прикладывают к опухолям, нарывам, фурункулам.
Отгадайте загадку.
Хоть и жжется, но красива
Всем известная (крапива)
-Лечебными бывают не только травы, но и листья, плоды деревьев и кустарников и даже их кора. Все знают, например, липу - красивое раскидистое дерево (рисунок вывешивается на доску). Чай из его цветов помогает при простуде. Липовый цвет очень любят пчелы.
Отгадайте еще одну загадку (рисунок на доске).
-Какое лекарственное растение вы обязательно встретите на любой дорожке?
Я рассказала вам только о некоторых лечебных растениях, а их на Кубани много.
Игра «Где живет растение?»
Беседа о необходимости охраны растений.
-Ребята, сегодня мы узнали много нового и интересного о растительном мире нашего края. Но мы должны помнить о том, что лес, все растения и травы нужно беречь. А почему нам необходимо это делать? (Ответы детей).
Слайд 10.
Запомните правила поведения в природе. (Иллюстрации на доске)
-Ребята, закончить наше занятие я хочу 1. Не ломай деревьев и кустарников!
2. Не повреждай кору деревьев!
3. Не рви на лугу цветов. Помни, что букеты можно составлять из тех растений, которые выращены человеком.
4. Из лекарственных растений можно собирать только те, которых в нашей местности много.
5. В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать траву и почву.
6. Не разжигай в лесу костры! Весной с сухой травой обгорают ростки молодой травки, погибают подземные части многих растений, в результате некоторые из них совсем исчезают с лугов.
7. Не оставляй в лесу, парке, на лугу мусор!
следующими словами:
Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай,
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
Люби цветы, леса,
Простор полей –
Всё, что зовётся Родиной твоей!
3. Рефлексия
-Вам понравилось наше путешествие?
-Что запомнилось и понравилось больше всего?
Нарисуйте свое настроение на фишках.
Подведение итогов.
-Что нового вы узнали?
-Какое растение является символом Кубани?