Мария Журавлёва
Работа с природным материалом как способ развития способностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира
▼ Скачать + Заказать документы
«Работа с природным материалом как способ развития способностей, эмоционально — чувственного восприятия окружающего мира»
Проектная работа по теме :
«РАБОТА С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНО- ЧУВСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
(из опыта работы)
Воспитателя МКДОУ д/сад №6 «Капелька»
Журавлевой М. Р.
с. Курсавка
2011-2012 г.
Публикация «Работа с природным материалом как способ развития способностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира» размещена в разделах
- Поделки из природного материала
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
В. А. Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Работа воспитателя тоже требует творческого поиска, инициативных действий. Я стараюсь не остаться в стороне от школьных проблем, участвую в открытых мероприятиях (семинар, новый год, провожу тематические беседы. В летний период, провела внеклассные мероприятия: «Вежливость как часть жизни», «Вредная привычка», «Пираты 20 века», «Государственная символика России и СССР», «Поговорим о дружбе» (см. приложение). В своей работе организовала оздоровительные мероприятия с будущими первоклассниками (утренняя зарядка, спортивные эстафеты, игры). В 2003, 2009 годах исполняла обязанности начальника оздоровительного лагеря.
Творчески работающий воспитатель находится в постоянном поиске путей и средств решения задач трудового и эстетического воспитания школьников. Одним из эффективных средств воспитания, в котором тесно переплетаются формирование трудовых навыков и художественное развитие воспитанников, может быть кружковая работа с природным материалом. Она позволяет детям другими глазами взглянуть на окружающий мир, пробуждает в них радость труда, жажду творчества. Эта работа в значительной степени способствует развитию индивидуальных способностей учащихся, вызывает у них стремление овладеть знаниями сверх обязательных программ. Эти занятия имеют большое значение и для гармонического развития учащихся. Они активизируют наблюдательность, внимание и воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и цветоощущение.
В различных видах труда детей с природным материалом содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности. Такой вид деятельности таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Дошкольников необходимо учить использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. С этой целью на базе д/сада мне было предложено создание кружка «Волшебная мастерская». В ней все может быть интересным, необычным: пахнет смолой от шишек ели, поблескивает солнечным светом солома, перламутром переливают ракушки.
Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Учитывая широчайшие возможности реализации связи ребенка с природой, мною была составлена дополнительная общеобразовательная программа для кружка поделок из природных материалов (см. приложение). Целью данной программы считаю создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт индивидуальности. Программа работы кружка рассчитана на год обучения. На занятиях детям предоставляю возможности удовлетворять свои интересы путем активного включения их в творческую деятельность. В результате обучения в кружке обучающие получили следующие основные знания и умения: планировать порядок рабочих операций, умение постоянно контролировать свою работу, умение пользоваться простейшими инструментами, знание видов и свойств природного материала, знания основных приемов работы изготовления несложных поделок, расширение кругозора в области искусства, литературы.
Возраст обучающихся в группе 5 – 7лет, количество детей 12-15 человек. Кружок работает 1 раза в неделю. По данной программе в результате обучения предполагается, что дети получат следующие основные знания и умения: умение выбирать композицию по теме и самостоятельно оформлять выставки.
В процессе занятий с природными материалами, я направляю творчество детей не только на создание новых идей, разработок, но и на самосознание и открытие своего «Я». При этом стараюсь добиваться, чтобы дети могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развить свои мыслительные и творческие способности.
Чтобы помочь детям не остаться гостем в природной мастерской и чтобы они стали хозяевами, как руководитель, я прежде всего задумалась о том, чем станут их встречи с природой в этой мастерской -- забавой, заполнением свободного времени или в это время ребенок захочет заняться интересной работой, приучающей его к систематическому труду. Изготовление игрушек, разных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Для того чтобы дети могли охотно им заниматься, необходимо развивать фантазию, добрые чувства, а с овладением навыком приходит и ловкость в работе. Организацию деятельности кружка начала с вводного занятия «В гостях у деда Лесовичка», познакомив их с разнообразием природных материалов, свойствами и способами их обработки. Готовиться к кружковой работе начала с лета (заготовка природного материала). В процессе работы, заинтересовавшись, дети с прогулки часто приносили желуди, шишки, ветки; с экскурсии к водоему – красивые камушки, ракушки. Дети подолгу рассматривают собранный материал, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала. Формирование интереса и любви к труду - одна из основных задач воспитания детей. В различных видах труда детей с природным материалом содержатся истоки раннего выявления способностей, дарований личности. Такой вид деятельности таит в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитание бережного отношения к ней.
Например, дети узнают, что орехи – круглые, коричневые, с бугристой поверхностью. Желуди – овальные, блестящие, желтовато – коричневатые. Рогоз - цилиндрической, с мягкой бархатистой поверхностью, коричневый.
Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала.
Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточными движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму в начальной школе, к учебной деятельности. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движения, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. Хочу обратить ваше внимание на ценные слова В. А. Сухомлинского: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется : детям показываю рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец по заданию или по собственному замыслу.
Стараюсь разнообразить занимательность работы по изготовлению игрушек из природного материала, которая способствует развитию у детей внимания – повышается его устойчивость, формируется произвольное внимание. Например, во время изготовления собачки детям предлагаю вначале внимательно посмотреть, где надо делать отверстия для лап (они должны быть расположены симметрично, на одном уровне, не слишком высоко и не слишком низко, чтобы были как настоящие, как прикрепить голову и другие детали. Таким образом, работа детей по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения по образцу, сделанному мной заранее. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают и планируют ход предстоящего дела. Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят нашим детям замысловатые поделки. Любимой игрушкой детей становится какой – нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.
Труд по изготовлению игрушек из природного материала может быть индивидуальным и коллективным. Здесь особенно важно, чтобы дети понимали результативность коллективного труда, осознавали его преимущества. Результаты коллективного труда, особенно одобряемые взрослыми, окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых поделок. На протяжении учебного года, при правильной организации воспитательно-образовательного процесса, работа с природным материалом стала эффективным средством гармонического развития детей. В мои планы входит разработка разнообразных форм коллективной работы детей (знакомство с новыми видами природных материалов и их обработкой, для формирования у них умений планировать свою деятельность с учетом общей цели, умений распределять операции.
Итогом моей работы по данному проекту стало участие детей в коллективной работе «Лесные жители», нашего кружка «Волшебная мастерская».