Валентина Камышова
«Путешествие по свету». Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Закрепить представление детей о том, что планета Земля – это огромный шар.
Задачи: Обобщить знания детей о пустыне (холодной и жаркой) : особенностях климата, растительного и животного мира. Способствовать пониманию зависимости внешнего вида, особенностях существования растений, животных от условий внешней среды.
Развивать диалогическую речь, обогащать и активизировать словарь: верблюжья колючка, саксаул, барханы, варан, скорпион.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, к природе разных климатических зон.
Публикация «„Путешествие по свету“, Конспект занятия с воспитанниками старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Материалы: глобус, иллюстрации, макеты, фигурки животных, аудиозаписи, стаканы, трубочки, магниты дротики, емкости для воды.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание глобуса, иллюстраций книг, хрестоматий, атласов, контурных карт разных природных областей, беседы.
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Кто где живет?», «Что за зверь?», «Узнай животное», «Золото», «Экологические знаки».
Ожидаемый результат: дети имеют представление о пустыне, понимают зависимость внешнего вида, особенностей существования растений, животных от условий внешней среды.
Ход НОД
В группу входит Незнайка с глобусом.
Незнайка: Привет, друзья! Я принес Вам мяч. В какую игру будем играть?
Воспитатель : Дети, что Незнайка принес? Разве это мяч?
Дети: Нет. Это глобус.
Воспитатель : На столе передо мной
Закружился шар земной
Арктика, Экватор, Полюс,
Уместил всю землю глобус!
Незнайка: Глобус, глобус! А что такое глобус?
Дети: Глобус – это модель Земли.
Незнайка: Ни начала, ни конца, ни затылка, ни лица!
Воспитатель : Но знают все и млад и стар, что Земля – огромный шар.
Незнайка: Земля значит круглая! А как же мы не падаем с нее!
Воспитатель : Ребята, расскажите Незнайке, почему мы не падаем.
Дети: Потому что у нашей планеты есть земное притяжение.
Воспитатель : Представь себе, Незнайка, что Земля как магнит притягивает к себе все, что есть на земле (и дома, и людей, и растения, и животных).
Опыт с магнитом.
Незнайка: Теперь понятно, почему мы не падаем. Земля нас примагничивает… А почему наш глобус раскрашен разными цветами и что они обозначают?
Дети: Белый – означает снег, лед. Здесь северный полюс. Зеленый – это лес, желтый – песок, пустыня. Коричневый – горы. Голубой значит вода (океаны, моря, реки, озера). Здесь много голубого цвета. Значит на нашей планете много воды.
Воспитатель : Давайте путешествовать по глобусу.
Незнайка: У меня есть ковер-самолет (его Самоделкин сделал, а я у него прихватил на всякий случай). Сейчас я раскручу глобус и покажу, куда мы полетим.
Глобус, глобус повернись, всем ребятам покажись!
(Вращает глобус и показывает на Арктику).
Воспитатель : Это значит, куда мы полетим?
Дети: На Северный полюс.
Незнайка: Садитесь на ковер-самолет (дети садятся и летят, двигаются под музыку «Где-то на белом свете…» и приближаются к макету «Арктика»).
Незнайка: Приземляемся. Ой, как здесь бело. А холодно-то как!
Дети: Это Арктика. Здесь вечная мерзлота, мороз, ветры сильные. Солнце почти не греет. Здесь, даже летом холодно. Можно увидеть полярное сияние.
Незнайка: А что такое полярное сияние?
Дети: Это разноцветные переливы на небе. Очень красиво, как в сказке
Незнайка: Здесь, наверное, никто не живет?
Дети: Здесь живут белые медведи, моржи, тюлени, много птицы (чайки, гагары, кайры, полярная сова).
Незнайка: А что же они едят?
Дети: Рыбу, рачков, моллюсков, водоросли. Медведь охотится на тюленей и моржей. Птицы едят рыбу.
Незнайка: А у меня возник вопрос: Почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на сильный мороз?
Воспитатель : Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт. (В емкость с водой опустите руку и сразу же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, т. е. покрыта тонким слоем воды. И если бы ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь Вытрите руки. А ты Незнайка смажь их жиром (маслом). Опусти руку в воду и вынь ее. Что вы, ребята, заметили?
Дети: Вода собралась капельками, и если руку встряхнуть эти капельки с руки слетят. На руке воды не будет. Значит в мороз нечему будет замерзнуть.
Незнайка: Понятно! Вот почему животные и птицы не замерзают в такой мороз. А есть ли здесь растения?
Дети: Есть мхи, лишайники, полярные маки. Но здесь их мало.
Воспитатель : Вот, Незнайка, теперь ты знаешь, что такое Северный полюс.
Незнайка: Было очень интересно. Но очень холодно. Я продрог. Давайте еще куда-нибудь слетаем.
«Глобус, глобус повернись всем ребятам покажись».
Незнайка: Что за желтые поляны нам на глобусе видны?
Воспитатель : То пустыни и барханы, и горячие пески.
Незнайка: Значит, погреемся. Полетели! (Звучит музыка, дети передвигаются к макету «Пустыня»)
Незнайка: Как здесь жарко. Хочу пить! Здесь есть вода?
Дети: Пустыня – это царство жаркого солнца и песка. Лето в пустыне жаркое, Земля сильно прогревается. В пустыне сухо, солнечно, небо безоблачное. Песок такой раскаленный, что нельзя ходить босиком по нему, иногда он такой горячий, что в нем можно сварить яйцо. Летом все ручьи и озера без воды, они высыхают. Ветер такой же горячий, как песок.
Незнайка: Что же может здесь расти и жару перенести?
Дети: Весной и осенью можно увидеть в пустыне зеленую траву, некоторые цветы (маки, ирисы, тюльпаны). Есть в пустыне и деревья, например саксаул.
Незнайка: Что такое саксаул?
Дети: Это дерево с извилистым стволом, без листьев, его корни глубоко уходят в почву и там находят влагу. Оно не дает тени, поэтому под деревом не спрячешься от палящего солнца. Здесь растет верблюжья колючка. У нее очень длинный корень, потому что он ищет воду под землей. А еще здесь растут кактусы. В них много воды.
Незнайка: А что это за горы песка?
Дети: Это барханы.
Незнайка: Что такое барханы?
Дети: Это песчаные холмы, только большие. Их создает ветер.
Воспитатель : Дети, давайте покажем Незнайке, как образуются барханы. Возьмите стаканчик с песком, трубочки. Это будет ваша личная пустыня (дети дуют в трубочку, песок перемещается из одного места в другое). Вот, так с помощью ветра, песок путешествует по пустыне и образует горы-барханы.
Незнайка: Вот здорово! Теперь мне понятно. А животных здесь, наверное, нет.
Воспитатель : Расскажите, дети, есть ли в пустыне животные и как они живут в пустыне.
Дети: В пустыне есть птицы, звери, ящерицы, жуки, змеи. Там есть большие ящерицы – вараны. Они быстро бегают на полусогнутых ногах, не касаясь хвостом земли. По пути нападает на птиц, ящериц, черепах, ест яйца птиц. Пищу не жуют, а как змеи заглатывают целиком. Днем животные прячутся в норах или зарываются в песок, а ночью ищут пищу. Животные пустыни долго могут обходиться без воды, некоторые совсем не пьют, им хватает влаги, которая находится в растениях.
Незнайка: Я слышал: люди говорят «корабли пустыни». А разве в пустыне есть море?
Дети: Это верблюды. Они очень выносливые. Могут долго обходится без воды и еды. Целую неделю перевозят грузы, людей, поэтому их называют «корабли пустыни».
Незнайка: А какие еще животные живут в пустыне?
Дети: Черепахи, скорпионы, пауки, грифы.
Незнайка: Я запарился. Жарко очень. Садитесь скорее на ковер-самолет. Полетели! (Звучит музыка, дети возвращаются в детский сад).
Незнайка: Как много я узнал о пустынях! Ребята, а я схитрил, набрал животных пустынь.
Воспитатель : Незнайка, что ты наделал. Разве ты не знаешь, что эти животные не смогут жить в нашем климате.
Незнайка: Я пошутил, они же игрушечные. Я хочу поиграть с ребятами в игру: «Рассели животных» (дети достают из рюкзака животного, называют его и кладут на природные зоны, в которых они проживают)
Практическая игра «Холод и жара»
Дети раскладывают животных в два обруча: в белый – животных северных, в желтый – пустынных.
Воспитатель : Молодцы, ребята!
Незнайка: Я сегодня очень много узнал!
Воспитатель : Что же ты узнал, Незнайка?
Незнайка: Пусть дети расскажут.
Дети: Что наша Земля – это шар. На ней есть леса, горы реки, моря, океаны, пустыни. Что пустыни бывают холодные и жаркие, но все равно там есть растения и животные, которые приспосабливаются к условиям, в которых проживают, почему животные не замерзают. Узнали, что такое барханы.
Воспитатель : Наше путешествие подошло к концу. В следующий раз мы будем путешествовать в других климатических зонах.
Незнайка: До свидания ребята.