Светлана Саватеева
«Путешествие по речке Речь». Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы «Игра, развитие, творчество…»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип занятия: повторение и закрепление.
Вид занятия: путешествие.
Цель: формирование и закрепление правил речевого этикетного поведения,
расширение у детей представление о речи, как о средстве общения.
Задачи:
• расширить у детей представление о речи, как о средстве общения;
• способствовать формированию и закреплению правила речевого этикетного поведения;
Публикация «„Путешествие по речке Речь“, Методическая разработка конспекта занятия образовательной программы „Игра, развитие, творчество…“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Программы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2012
• развить внимание, восприятие, воображение, творческое мышление, способность сопереживать (эмпатию, умение определять и выражать эмоциональные состояния;
• воспитать умение вести себя в соответствии с правилами и нормами принятыми в обществе.
Методы и приемы: частично-поисковый.
Предварительная работа: чтение «Сказки о речке Речь».
Оборудование: магнитофон; музыкальные фонограммы.
Дидактический материал: телеграмма; капельки с этикетными фразами и словами по количеству детей; атласные ленты на каждого ребенка; разрезанные на части пословицы.
Ход занятия
I. Организационный момент
1. Игра «Приветствие»
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня мы будем приветствовать друг друга интересно и необычно. Я буду приветствовать вас, а вы будете отвечать мне той же самой фразой и движением.
- Индейское приветствие: «О-о-о!» (стучит ладонью по рту)
- Как инопланетяне: «Ку!» (хлопнуть ладонями по щекам и присесть).
- Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и пожать ему руку!
Педагог: Вот как весело мы поприветствовали друг друга. Очень важно не скупиться на улыбку. В каких ситуациях, ребята, мы приветствуем друг друга только жестом? Да, вы правы, мы так здороваемся, когда нельзя разговаривать.
2. Игра «Телеграф»
Педагог: Я слышу, как заработал телеграф, происходит передача телеграммы, давайте ее примем. (Дети садятся в круг, кладут руки на колени сидящих рядом ребят.) Ребята я начинаю принимать телеграмму, ваша задача передавать ее последовательно и без ошибки. (Педагог отбивает ладонью ритм: «Та-та, та-та-та!» (SOS). Дети передают его, если они ошибаются, то прием начинается заново.)
Педагог: Телеграмма принята!
II. Основная часть
Сообщение темы занятия
Игра «Прочти телеграмму»
Педагог: Нам доставлена телеграмма (приложение 1, но некоторые слова зашифрованы, нам, ребята, предстоит их расшифровать, и тогда мы сможем прочитать телеграмму.
«SOS! SOS! SOS! Помогите! Мне страшно. В стране «ЭТИКЕТ» подверглась загрязнению речка Речь. Речка Речь стала грустной и печальной. Необходимо срочно произвести очистку реки и тогда она вновь станет веселой и радостной! Фея Этикет».
Педагог: Отправимся на помощь, поможем фее? Очистим речку Речь?
Беседа
Педагог: Только сначала скажите, вы знаете, что такое этикет (правила вежливого поведения, принятые в обществе?
- Что помогает нам общаться?
- Ответьте мне, при помощи чего образуется наша речь? Что принимает участие в формировании звука? (Дыхание, голосовые связки и артикуляционный аппарат.) Приступим к подготовке нашего речевого аппарата.
Артикуляционная гимнастика
1. Упражнение: поочередно «Хоботок», «Лягушка» (8 раз).
2. Упражнение: почесать зубами верхнюю губу, потом резко поднять ее вверх (8 раз).
3. Упражнение: почесать зубами нижнюю губу, потом резко опустить ее вниз (8 раз).
4. Упражнение «Шарики»: язычком надувают щечки (8 раз).
Педагог: Подготовку мы провели, осталось проверить спасательные жилеты, так как без них нельзя отправляться в плавание по реке Речь. Приступаем.
Игра «Насос и надувной спасательный жилет» (на дыхание и взаимодействие с партнером).
Участники разбиваются на пары.
Педагог: Те, кто внутри круга, берутся за руки – «надувной спасательный жилет» из которого выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Те участники, которые стоят во внешним кругу «накачивают» жилет с помощью «насоса», ритмично наклоняясь вперед, произнося звук «Ш-ш-ш» на выдохе. «Спасательный жилет» постепенно наполняется воздухом, его части выпрямляются. Вот он надут! Дальнейшее наполнение воздухом опасно: она может лопнуть. Время окончания «надувания» участник с «насосом» определяет по состоянию напряжения «спасательного жилета». После этого его «сдувают». Он сдувается со звуков «с-с-с», произносимом на выдохе. Затем участники меняются ролями.
(Дети надевают спасательные жилеты)
Педагог. Пора отправляться на встречу приключениям. Готовы?
В страну Этикет попасть совсем несложно.
Она ведь исключительно
Удобно расположена!
Игра «Воображаемое путешествие»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом вместе с педагогом, разбившись на пары.
Педагог: Нам необходимо пройти сквозь заколдованный лес. Я буду предупреждать вас о каком-либо препятствии, а вы вместе со мной постарайтесь его преодолеть. Итак, отправляемся в путь. Мы идем по земле. Раздвигаем ветви деревьев и вступаем в волшебный лес. Вот сейчас мы идем по зеленой мягкой траве, она приятно ласкает ноги. А теперь у нас под ногами песок. Он становится все горячее и горячее. Он просто обжигает ноги. Ой! Посмотрите: вдруг выпал снег, и мы идем теперь по мягкому, пушистому, но очень холодному снегу. Теперь мы идем по весеннему лесу и перепрыгиваем через лужи, ручьи. Полетели как птицы. И снова побежали по тропинке».
Педагог: Мы с успехом прошли сквозь заколдованный лес и оказались в стране Этикет. Слышите, журчат ручейки. Мы оказались у самых истоков реки Речь, которая протекает через всю страну Этикет. Это необычная река, в ней звуки сливаются в слова, слова во фразы.
- Чтобы помочь реке Речь нам предстоит проплыть по всему ее течению, а для этого необходимо средство для плавания. Какое? (Плот.)
(Дети садятся на ковер в форме квадрата – «плот».)
Педагог: Занять места на плоту! По местам! Поднять якорь! (Ребята выполняют соответствующее движение.) Взять весла в руки! (Дети берут воображаемые весла.) Одновременно начинаем грести. Раз, два!
- Чем дальше плывем, чем богаче и ярче становится Речь, все больше информации она несет. Сушить весла! (Ребята поднимают весла над водой.) Посмотрите налево (приставляют руку ко лбу, на волнах плывут слова, посмотрите направо – появились вопросительный предложения (зачитывает некоторые) (Приложение 2). А вот впереди тихий затончик, в который вливаются ручьи с вежливыми словами и этикетными фразами. Налетел сильный ветер (звук ветра, вырвал многие слова из ручейков и перепутал. Теперь жители страны Этикет не смогут разобраться какие выражения в каких случаях используются. Требуется наша помощь.
Игра «Волшебные капельки»
(Детям предлагается доплыть до капелек с волшебными фразами (словами, взять одну из них и вернуться назад в лодку.)
Педагог: Прочтите этикетную речевую фразу. Необходимо придумать предложения с этими словами и произнести их тепло и приветливо, обратившись при этом к одному из ребят по имени. А задача этого ребенка: так же тепло и приветливо ответить.
(Затем педагог предлагает вернуть разлетевшиеся капельки в ручейки: «ПРИВЕТСТВИЕ», «ПРОЩАНИЕ», «ПРОСЬБА», «ИЗВИНЕНИЯ», «БЛАГОДАРНОСТИ».)
Педагог: Продолжим путешествие по реке Речь. Ее поток стал широким, но впереди пороги. (Слышится громкое кваканье лягушек.) Разбивается Речь о них, шумит, и лягушки, живущие по берегам реки, не слыша друг друга, ссорятся, перебивают друг друга. Давайте успокоим течение, покажем лягушкам как надо общаться.
- Как должны вести себя собеседники? (Выслушивать друг друга, отвечать спокойно, и не перебивая.) Да, действительно так, и делать это достаточно вежливо.
Задание «Хлопки» (на умение выслушивать и точно передавать фразу).
Педагог: Вы, ребята, встаньте у порогов справа, а я слева, напротив вас. Мы будем общаться хлопками. Я задаю ритм хлопками, постарайтесь, чтобы ритм и сила хлопка соответствовали моему. Это как в разговоре: я спрашиваю – вы отвечаете.
(Лягушки начинают квакать тихо и спокойно.)
Педагог: Научили лягушек вести вежливый разговор.
Игра «Волны»
(Звучит музыка разного характера)
Педагог предлагает детям попробовать превратиться в речные волны и с помощью атласных лент, длинной 0,5 см. показать под музыку «волны тревоги», «волны радости», «волны грусти», «волны страха».
Педагог: Но вдруг разыгралась забурлила речная вода, закипела.
(Слышаться звуки сильного бурного течения, звуки водопада.)
- Нас вынесло к Водопаду Мудрости, который начинает превращаться в Водопад Глупости. Не позволим этого. Пословицы, разбившиеся в этом водопаде. Нужно вновь составить. Разобьемся на 4 команды.
Задание «Составь пословицу»
Детям предлагается составить пословицу и объяснить ее значение. Тот, кто выполнит задание верно, ставит пословицу на одну из ступеней водопада.
- «На добрый привет – добрый ответ».
- «Ласковое слово, что солнышко в ненастье».
- «Много крику, мало толку».
Педагог: Какие чудесные богатства полились в Речь, сколько новых слов заплескалось в воде.
(Звучит волшебная мелодия. Появляется Фея Этикет.)
Фея Этикет: Здравствуйте, дорогие друзья! Ваши труды не пропали даром река Речь стала чистой и прозрачной. Красивые и правильные слова составляют глубокие и точные мысли.
- Я все же устрою вам небольшой экзамен. Узнаю, умеете ли вы различать плохие и хорошие поступки?
Тест - игра «Плохо - хорошо»
(1 хлопок – плохо, 2 хлопка – хорошо.)
- Поздороваться при встрече.
- Толкнуть, не извиниться.
- Не уступить место бабушке в транспорте.
- Поднять упавшую вещь друга.
- Обмануть товарища.
- Обратиться к незнакомцу: «Эй, ты, как тебя зовут?»
- Перебить во время разговора педагога или ребенка.
- Поблагодарить за подарок.
Фея Этикет: Молодцы! Вы правильно отличили добрые поступки от плохих. Какие поступки можно назвать хорошими (плохими? Почему?
III. Итог занятия
Фея Этикет: Вы, ребята, помогли мне и моей стране, очистили реку Речь. Я благодарю вас за это. Воспитанный человек – это человек, красивый своими поступками. Тот кто…
Не стоит в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Идти на выручку нужно.
В любую минуту всегда.
С ним хочется общаться и дружить.
- С этой минуты вы, ребята, являетесь почетными жителями страны Этикета.
(Детям вручается грамота «Почетного гражданина страны Этикет».)
Фея Этикет. Напомню вам на прощание 2 основных правила вежливости:
1. надо называть всех не по кличкам и прозвищам, а по. (дети заканчивают фразу) именам.
2. В разговоре чаще вспоминать. волшебные слова.
Игра «Аплодисменты»
Фея Этикет: Ребята, мы все очень хорошо поработали на занятии, и мне хочется вас поблагодарить аплодисментами. Я начинаю хлопать в ладоши и подхожу к одному из вас. Эти аплодисменты звучат для него. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и так далее. Последнему участнику аплодирует вся группа.
(Педагог может делать в процессе игры акценты на успехах ребенка на данном занятии.)
Педагог прощается с детьми.
1. Клюева, Н. В., Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. [Текст] / Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 240с.