Елена Полякова
Конспект ООД «Путешествие на Северный полюс»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие на Северный Полюс»
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция: Речевое развитие.
Цель: Создание условий для формирования целостного представления о Северном Полюсе.
Задачи:
Образовательные: закреплять знания детей об особенностях природных условий крайнего Севера; формировать элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания.
Развивающие: развивать у детей способность наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки.
Публикация «Конспект ООД „Путешествие на Северный полюс“» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Воспитательные: воспитывать уважительное и бережное отношение к природе; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Средства: ноутбук, проектор, экран, презентация с фильмом; географическая карта (глобус); иллюстрации к сказке В. Катаева «Цветик-семицветик» (девочка Женя на Северном полюсе); картинки к игре: морж, белый медведь, тюлень, сев. олень, песец, пингвин, вперемешку с животными жарких стран; для опыта тазик с водой на каждого ребенка, крем.
Ход ООД
В. : Однажды художникам, живущим в разных странах, предложили нарисовать портрет Земли. Когда они справились с заданием, то все пейзажи поместили на выставке. И все люди увидели, что получились совсем разные портреты. На одном мы увидели бы суровую тундру, на другом – пышные джунгли, на третьем - пустыню, томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, сколько лиц у нашей планеты!
(рассматривание картинок разных природных зон).
В. : Эти разные лица появились у Земли, потому что условия для
жизни организмов на ней очень разнообразны и в разных уголках планеты
сложились совсем разные природные зоны. Вспомните сказку В. Катаева «Цветик-семицветик» (показываю цветик-семицветик).
В. : Одно из желаний девочки Жени, было попасть на Северный полюс. Она оказалась там мгновенно и также быстро попросилась обратно домой. Почему?
Дети: Там было очень холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.
В. : Давайте мы с вами сегодня отправимся в путешествие и узнаем, что же это такое - Северный Полюс. А для этого нам нужно оторвать лепесток нашего цветика-семицветика. Как вы думаете, какого цвета нужно выбрать лепесток.
В. : Правильно белого, потому что белый цвет больше всего
подходит к этой части земли.
В. : Посмотрите, где находится Северный Полюс?
(дети показывают его на карте-глобусе).
Воспитатель: Как вы думаете, почему он весь окрашен в белый цвет? (ответы детей)
Потому что Северный Полюс - это ледяная пустыня. Океан в этом месте покрыт льдом, толщина которого равна высоте трехэтажного дома. Я предлагаю присесть на стульчики и внимательно послушать рассказ про эту ледяную пустыню.
(Дети садятся на стулья, расставленные полукругом перед экраном мультимедии, карта вешается на доску перед ними).
Ребенок читает стихотворение «Северный Ледовитый океан»
Ребенок: Океан покрылся льдом (далее идет рассказ воспитателя с одновременным показом фильма про Северный Полюс)
В. : Зимой здесь часто бушуют метели, свирепствуют морозы.
(показ фильма со звуковым сопровождением звуков вьюги, ветра)
В это время солнце долго не показывается над линией горизонта.
Длится полярная ночь. Только бледный свет звёзд да луны, а иногда
полярного сияния, освещает бескрайние снежные просторы.
(показ видеофрагмента с северным сиянием)
В. : На смену длинной ночи, приходит полярный день. Круглые сутки светло. Наступает короткое лето. Солнце совсем не скрывается за линией горизонта. Но оно поднимается невысоко. Его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом.
Только у берегов, сильными ветрами лёд взламывается и начинает таять. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. И день с ночью не чередуются, как это происходит в том месте, где живем мы.
В: Я предлагаю вам поиграть в игру, нужно правильно выбрать из картинок животных, только Северного Полюса.
Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд.
(Дети еще раз рассматривают картинки с изображением этих
животных, называют их).
В. : А чем же питаются моржи и тюлени?
Дети: Рыбой, которой много в тех местах.
В. : А кто еще любит рыбу?
(продолжается показ фильма, дети сидят на стульях)
В. : На острова в летнее время слетается множество птиц: кайры, гагары, тупики. Они находят в море богатую пищу: различных рыб, мелких рачков. На скалистых берегах устраивают гнёзда, откладывают яйца и выводят птенцов. На зиму птицы улетают в тёплые края. В тех местах, где рыбы много, много и птиц. Они селятся по скалистым берегам, образуя птичьи базары.
В. : А как вы думаете, кто главный житель северных просторов? Дети: это белый медведь.
Правильно. Это самый крупный хищный зверь. Густая белая шерсть медведя и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов.
Чем же питается белый медведь во льдах? Ведь нигде нет ни кустика, ни травинки.
Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия. Белый медведь может плавать даже под водой. Он охотится за рыбой и тюленями, птицами, даже моржи могут стать его добычей. Когда медведь вылезает на льдину из воды, он встряхивает с себя воду. И от него во все стороны летят брызги. А почему медведь не покрывается льдом, ведь он вылезает из воды на такой сильный мороз? (предположения, рассуждения детей)
Чтобы понять, как медведь приспособился к таким условиям, проделаем опыт.
Дети подходят к столам, на которых емкости с водой, на каждого)
В емкость с водой опустите руку и тут же выньте ее. Посмотрите на нее внимательно. Она мокрая, то есть, покрыта тонким слоем воды. И если бы сейчас ударил мороз, то эта вода превратилась бы в корочку льда. Теперь вытрите руки и слегка смажьте их жиром (детский крем). Снова опустите руку в воду и выньте ее. Что вы заметили? Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. И если руку встряхнуть, эти капли с руки слетят. На руке воды не будет, значит, в мороз нечему будет превращаться в лед.
Молодцы, вы все правильно поняли. Шерсть медведя покрыта жиром, который не дает воде проникнуть сквозь него, и шерсть не замерзает от сильного мороза.
На этом предлагаю закончить наше маленькое путешествие по Северному Полюсу. Где мы с вами сегодня побывали? Покажите на карте,
где находится северный полюс. Какова природа севера? Чем климат Севера,
похож на русскую зиму? Что такое северное сияние? Что такое полярная ночь, день? Какие животные живут на северном полюсе? Что больше всего вам запомнилось?