Наталья Марунич
Программа по пожарной безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение №7 детский сад «Незабудка»
Программа по профилактике пожарной безопасности
для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности.
«Огонь - друг, огонь - враг».
Пояснительная записка.
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. Проблема пожаров остро стоит не только в нашей стране, но и в нашем городе. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. Часто причиной пожара является детская шалость. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно. Разрешают детям играть огнеопасными предметами, у многих зажигалка является привычной игрушкой. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Дети дошкольного возраста как никто нуждаются в безопасности. Развивать инстинкт самосохранения, учить видеть опасные факторы и предвидеть опасности – задача педагогов дошкольных образовательных учреждений и родителей детей. Ежегодно в Российской Федерации происходит свыше 250 тыс. пожаров, во время которых погибает более 14 тыс. человек, в том числе 800 детей. Причина каждого десятого пожара в стране – шалость детей с огнем. Пожары часто возникают из-за детских шалостей: природная любознательность малышей порой приводит их к играм со спичками, бытовыми электроприборами, легковоспламеняющимися материалами. Задача взрослых – дать каждому ребенку основные понятия пожароопасных ситуаций, познакомить с правилами поведения при пожаре. Ведь именно в детском возрасте закладываются основы внутреннего мировоззрения и поведенческие нормы человека. Участившиеся в последнее время трагические случаи пожаров в образовательных и лечебных учреждениях и анализ причин их возникновения убеждают в необходимости систематической работы с педагогами, детьми и родителями, что заставило дошкольное учреждение разработать Программу по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Посчитано, что на тысячу пожаров сто вспыхивает по вине детей, которые становятся жертвами своего незнания и легкомыслия. Число детей, пострадавших от пожаров, возрастает с каждым годом. Это не может не вызвать тревогу. Уверены, что забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Актуальность этой проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на пожарную безопасность, которая свойственна взрослым. При чрезвычайных ситуациях дети – самая незащищенная часть населения. В экстремальных случаях они зачастую хотят просто спрятаться - забиваются в угол комнаты, под кровать. Не знают как себя нужно вести при пожаре. Как научить ребенка правильно реагировать в любой опасности и тому, куда нужно звонить при таких случаях – задача данной Программы и всех педагогов ДОУ. Итак, работа по обучению детей правилам пожарной безопасности – это работа не одного дня. Для того, чтобы она принесла результаты, недостаточно одного занятия или беседы с детьми. Работа должна быть систематической. И чем раньше малыш начнет с ними знакомиться, тем прочнее будут его знания и навыки использования на практике. Поэтому уже в детском саду необходимо изучать правила пожарной безопасности и формировать у них навыки осознанного безопасного поведения. Но работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями – «это можно, а так нельзя».
Публикация «Программа по пожарной безопасности» размещена в разделах
- Пожарная безопасность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Цель: формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности
Задачи:
1. Углублять и систематизировать знания детей о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей.
2. Учить безопасному обращению с бытовыми электроприборами (утюг, пылесос, телевизор, стиральная машина и др.).
3. Формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов и материалов.
4. Познакомить с правилами противопожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения.
5. Убедить в необходимости выучить наизусть важную информацию о себе (фамилия, имя, домашний адрес, номер телефона, ФИО родителей); учить набирать телефонный номер пожарной службы; сформировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации.
6. Продолжать знакомить с профессией пожарного и спецтехникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных.
7. Углублять и расширять знания об охране жизни людей.
8. Формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение.
9. Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.
Предполагаемый результат.
Забота о сохранности детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства. Работа по противопожарной пропаганде среди детей требует постоянного внимания и улучшения.
Дети могут к концу работы:
1. Знать и выполнять правила поведения при угрозе и возникновении пожара; как обезопасить себя, выжить в сложившейся чрезвычайной ситуации. Следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
2. Знать и выполнять технику безопасности при обращении с бытовыми приборами.
3. Уметь оценивать свои поступки и поступки других людей.
4. Знать о работе пожарного, его личностных качествах, трудовых действиях.
5. Стремиться расширять свой кругозор по данной теме, желание выявить и вникнуть в существующие в нашем мире связи и отношения.
Родители воспитанников к концу работы могут:
1. Получить информацию педагогического, психологического характера, повысить свою педагогическую компетентность в вопросах противопожарной безопасности.
2. Получить желание помочь воспитателям реализовывать мероприятия, направленные на формирование у детей знаний о правилах противопожарной безопасности, уважения к людям, которые спасают детей и взрослых, попавших в беду.
3. Получить уверенность за безопасность своих детей в дошкольном образовательном учреждении.
Сотрудники образовательного учреждения к концу работы могут:
1. Точно выполнять правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях, организовать условия для решения поставленных задач.
2. Иметь игры для профилактики пожароопасных ситуаций.
3. Разработать формы организации деятельности с детьми, родителями, педагогами, дидактические и наглядные материалы для последующей работы.
Социум может
1. Получить пропаганду педагогических знаний, объединение усилий участников социума по профилактике пожаров.
Перспективный план по пожарной безопасности дошкольного возраста
Проведение Тема Программное содержание Материал
Сентябрь «Огонь в доме. Как говорить по телефону.» -Ознакомиться с причинами возникновения пожара.
- Ознакомиться с правилами поведения при возникновении пожара, навыками осторожного обращения с огнем.
- научиться разговаривать по телефону, ознакомиться с номером телефона 01. Плакаты, цветные карандаши, игрушки – кот, пес, рисунки с ситуациями.
Октябрь «Не играй с огнём!»
-Вызвать у детей желание правильно реагировать на критические ситуации, которые с ними могут произойти во время пожара.
-Развивать ответственность, выдержку в любой критической обстановке. Учить соблюдать правила поведения во время экстренной эвакуации.
-Воспитывать умение помочь не только себе, но и окружающим людям, воспитывать чувства сострадания, жалости, милосердия. Плакаты, стихи о пожаре.
Ноябрь «Основные правила поведения и действия при пожаре»
- Ознакомление детей с действиями в чрезвычайной ситуации при пожаре.
-Закрепление навыков правильного безопасного поведения на пожаре дома.
-формировать навыки умения помогать не только себе, но и окружающим людям, воспитывать чувства сострадания, жалости, милосердия. Рисунок меленький дом, рисунок многоэтажный дом, рисунок дым в подъезде, игрушки: кот, пес.
Декабрь Тематический досуг «Огонь – друг и огонь - враг»
- отработать до автоматизма правила поведения детей при пожаре.
-Закрепление навыков правильного безопасного поведения на пожаре.
-Развивать ответственность, выдержку в любой критической обстановке. На каждую команду – комплекты карточек с цифрами от 0 до 10, отключенный телефонный аппарат. Столы, надувные шары красного цвета. На каждого ребенка – кукла.
Январь «Пожароопасные предметы»
-Помочь детям хорошо запомнить основную группу пожароопасных предметов, которыми нельзя самостоятельно пользоваться как в городе, так и в сельской местности. Плакаты, цветные карандаши (фломастеры, краски).
Февраль «Предметы, требующие осторожного обращения»
-Предложить детям хорошо запомнить основные предметы, опасные для жизни и здоровья,
-помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами,
- расширить знания детей о пожароопасных предметах,
- Воспитывать умение помочь не только себе, но и окружающим людям, воспитывать чувства сострадания, жалости, милосердия.
Плакаты, цветные карандаши.
Март «Пожар»
- Познакомить детей с номером телефона «01»
по которому, надо звонить в случае пожара,
-ознакомиться с правилами поведения при возникновении пожара, навыками осторожного обращения с огнем,
-научить разговаривать то телефону. Игрушки кот, пес, рисунки с ситуациями.
Апрель КВН
«От маленькой искры большой пожар бывает»
-систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения в бытовых условиях,
-закрепить правила противопожарной безопасности. Эмблемы для команд, загадки про огонь, плакаты, цветные карандаши.
Май Детские шалости
Закреплять знания пожарной безопасности. Воспитывать смекалку, логическое мышление. Формировать навыки сознательного поведения правила пожарной безопасности. Уметь быстро найти выход из создавшейся ситуации. Иллюстрации
Июнь В гости к Незнайке
Продолжать знакомить детей с причинами возникновения пожара. Учить отвечать на вопросы по содержанию. Воспитывать дружелюбие и чувство взаимопомощи. Выучить причины возникновения пожара. Уметь отвечать на вопросы. Уметь дружить и помогать друг другу в трудной ситуации Кукла незнайки. Иллюстрации
Июль Герои пожарные.
Формировать навыки сознательного поведения при пожаре. Уточнить и закрепить знания детей о пожарных, стремление подражать им. Воспитывать уважение к профессии пожарного. Тётушка Сова. Иллюстрации
Август Повторение.
Продолжать закреплять и расширять знания детей пожарной безопасности. Формировать умения анализировать пожароопасные ситуации. Повторить правила пожарной безопасности. Уметь находить выход из сложной ситуации. Развивать мыслительную и речевую деятельность. Воспитывать любовь к природе.
Список использованной литературы:
1. «Беседы о правилах пожарной безопасности.» Т. А. Шорыгина. Москва 2008.
2. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет». Т. А. Шорыгина. Москва 2009.
3. «Пожарная безопасность в старшей группе детского сада». ИТД «Корифей» 2009.
4. «Новые загадки про слова для детей». Агеева И. Д. Москва 2003.
5. «Лучшие подвижные и логические игры для малышей». Бойко Е. А. Изд. Рипол Классик 2008.
6. «Играю, значит интересно живу». Богачкина Н. А. Молодцова Е,Е, Ткаченко И. В. Москва 2009.
7. «Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников». И. В. Кононова Москва 2007.