Евгения Глухих
Профилактика правонарушений и самовольных уходов воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«ДЕТСКИЙ ДОМ (СМЕШАННЫЙ) №30»
ДОКЛАД
«Профилактика правонарушений
и самовольных уходов воспитанников»
Подготовил:
социальный педагог
Глухих Е. В.
г. Георгиевск, 2023 г.
Особенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих отягощающие факторы становления, наследственную патологию, многочисленные отклонения, заложенные еще в раннем возрасте, обуславливают необходимость проведения с ними активной профилактической работы по предупреждению правонарушений и самовольных уходов.
Публикация «Профилактика правонарушений и самовольных уходов воспитанников» размещена в разделах
Профилактическая работа – процесс сложный, многоаспектный и продолжительный во времени. В деятельности по предупреждению центр тяжести переносится на раннюю профилактику. Основой ранней профилактики является создание условий, обеспечивающих возможность нормального развития детей, своевременное выявление типичных кризисных ситуаций, возникающих у детей определенного возраста. Значение ранней профилактики определяется тем, что при правильной организации она более эффективна и экономична по сравнению с другими уровнями профессиональной деятельности, так как направлена на предотвращение или устранение относительно слабых общественных изменений личности подростков, не ставших еще устойчивыми. При условии своевременного проведения она может дать значительные положительные результаты и тем самым исключить необходимость применения более суровых мер, в том числе и уголовно-правового характера.
Детский дом обладает возможностью для проведения профилактической работы, в частности он имеет возможность влиять на развитие личности ребенка. Анализ состава детского контингента показывает, что в них больше половины поступающих составляют дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут аморальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Дети из таких семей нуждаются в участии и поддержке со стороны государства. Отрицательный микроклимат в неблагополучных семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения. У детей из неблагополучных семей, в силу их повышенной внушаемости, эмоционально-волевой неустойчивости, имеется повышенная склонность к возникновению социально отрицательных форм поведения, как сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, а также курение и употребление алкоголя.
У этих детей отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения.
В нашем детском доме меры предупреждения, профилактики направлены не на то, чтобы выждать, когда дети и подростки, оступившись или попав под дурное влияние, совершат проступки, которые могут перерасти в преступление, а на то, чтобы уберечь их от действий начальной стадии, предупредив тем самым совершение правонарушения. Вопросам предупреждения правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактики в настоящее время уделяется большое внимание.
В плане профилактики правонарушений перед коллективом детского дома ставятся следующие задачи:
• Выявление детей склонных к девиациям и оказание коррекционно-профилактического воздействия с целью устранения отрицательных влияний на личность ребенка.
• Создание системы в работе по профилактике правонарушений.
• Создание условий для законопослушного поведения воспитанников детского дома.
Планирование работы по профилактике безнадзорности, правонарушений и самовольных уходов воспитанников в нашем детском доме ведется по следующим направлениям :
I. Контрольно-аналитическая деятельность администрации детского дома:
• изучение социального состава воспитанников детского дома (социальный педагог);
• проверка дневников, личных дел воспитанников детского дома (заместитель директора по учебно-воспитательной работе, социальный педагог, воспитатели);
• анализ занятости воспитанников в свободное время, анализ планов воспитательной работы воспитателей, педагогов дополнительного образования.
II. Исследовательская работа, изучение воспитанников :
• проведение анкетирования, тестов, опросов с целью изучения психолого-педагогических особенностей, уровня воспитанности, взаимоотношений со сверстниками.
III. Индивидуальная работа с воспитанниками :
• проведение заседаний Совета профилактики по возникающим проблемам;
• индивидуальные собеседования при директоре с детьми девиантного поведения;
• индивидуальные собеседования при заместителе директора по воспитательной работе с детьми девиантного поведения;
• индивидуальные беседы с воспитанниками о недопустимости совершения противоправных действий, об ответственности за правонарушения и преступления;
• профориентационная работа.
IV. Профилактическая работа с воспитанниками :
• реализация плана по профилактике правонарушений и преступлений с ОПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу;
• проведение тематических месячников, декад противодействия наркотикам и иным психически активным веществам;
• система занятости воспитанников, отдыха и оздоровления в каникулярное время.
V. Организация досуга в детском доме:
• реализация годового плана воспитательной работы детского дома;
• реализация планов воспитательной работы воспитателей;
• реализация плана по организации работы дополнительного образования в детском доме.
Изменение ребенка очень сложный вопрос, который требует особых знаний, владения приёмами и методами работы, особого устройства детей, умения проводить комплексной профилактической и реабилитационной работы, строить совместную работу со многими специалистами. Все эти мероприятия индивидуальны, с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.
Вопросы работы с воспитанниками девиантного поведения находятся под постоянным контролем администрации, рассматриваются на педсоветах, совместных педсоветах педагогических коллективов детского дома и школы.
На сегодняшний день из 30 воспитанников только 2 воспитанника состоят на учете детского дома и ОДН. К каждому закреплён педагог-наставник. Проводится профилактическая работа специалистами детского дома, инспектором ОДН. Воспитанники задействованы в дополнительном образовании.
Для установления контактов с детьми важна правильная позиция воспитателей. Понимание, уважение, доверие к ребенку в сочетании с требовательностью — основа взаимоотношений взрослых с ними. В установлении таких отношений очень важно выбрать правильный тон в общении с детьми. Воспитателю надо восстановить у каждого поступившего ребенка положительное отношение к учебе, труду, общественной деятельности, найти в каждом положительные черты и, опираясь на них, вовлечь его в такой вид деятельности, где он сможет наилучшим образом проявить себя, почувствовать уверенность в своих силах, заслужить уважение педагога, друзей, одноклассников.
Для более успешной воспитательной работы необходим поиск новых форм, наиболее эффективных методов воздействия на каждого отдельного воспитанника. Положительные качества формируются постепенно, при настойчивой работе педагога. Сначала они сосуществуют с отрицательными, и лишь настойчивая ежедневная воспитательная работа, совместные усилия всего педагогического коллектива, школы, привлечение общественных организаций дает возможность получить положительные результаты в воспитании трудных детей.
Важно понять, что профилактика правонарушений и самовольных уходов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является частью общей системы работы в детском доме, направленной на ликвидацию асоциального поведения подростков.
Профилактическая работа по предупреждению правонарушений и самовольных уходов несовершеннолетних должна проводиться системно, совместно со всеми субъектами профилактики.