Получи документы

Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста

Ирина Филимонова
Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Из опыта работы.

Взаимоотношение человека с природой – чрезвычайно актуальный вопрос современности. Нарушение природного равновесия, ухудшение состояния воды, воздуха, земли, образовавшейся в результате производственной деятельности и в результате невысокого уровня экологической культуры, экологического сознания у большей части населения, угрожают здоровью и жизни людей. Формировать правильное отношение к природе надо начинать задолго до того, как человек становится взрослым. Идея приобщения человека к природе, к её познанию, имеет глубокие корни. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский видели в природе могучий источник знаний.

Публикация «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас - взрослых. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать ее богатства. Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается его эмоционально - ценностное отношение к окружающему миру, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. Традиционно в дошкольном образовании в общий процесс освоения природы включается элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.

Одним из принципов развития современного дошкольного образования является принцип интеграции образовательных областей.

Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние связанности, взаимопроникновения отдельных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Наиболее интересной для детей, способной объединить сразу несколько образовательных областей и видов деятельности вообще, является проектная деятельность.

Поэтому в качестве эффективного метода экологического воспитания детей дошкольного возраста я выбрала проектную деятельность и тему по самообразованию: «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Проектная деятельность – это интегрированная деятельность, которая включает в себя и чтение художественной литературы, и художественное творчество детей, и получение необходимых научных знаний отраженных в программном содержании.

Прежде, чем приступить к работе над темой, я наметила цель: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Для достижения цели поставила следующие задачи:

Способствовать развитию познавательного интереса к миру природы;

Создавать условия для формирования первоначальных умений и навыков экологически грамотного безопасного для природы и самого ребёнка поведения;

Воспитывать гуманное, эмоционально положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом;

Выявлять особенности образа жизни птиц, животных, насекомых, заботиться о них;

Создавать условия для участия родителей в образовательном процессе;

Развивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности.

Выстраивая систему работы по экологическому воспитанию дошкольников, определила основные этапы работы над проектами :

постановка цели;

поиск формы реализации проекта;

разработка содержания всего образовательного процесса на основе тематики проекта;

организация развивающей, познавательной, предметной среды;

определение направлений поисковой и практической деятельности;

организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с родителями и детьми;

работа над частями проекта, его коррекция;

коллективная реализация проекта, его демонстрация.

С детьми младшей группы мы реализовали долгосрочный проект : «Птицы». На занятиях дети знакомились с птицами, их внешним видом, средой обитания, проводились беседы: «О птицах», «Холодно ли птицам зимой», «Кто рождается весной». Дети рассматривали иллюстрации о птицах, составляли небольшие рассказы из личного опыта, играли в подвижные, дидактические, словесные, развивающие игры, раскрашивали силуэты птиц. Вместе с детьми мы изготовили кормушки и подкармливали птиц зимой, наблюдали за птицами на прогулках. Детям читала художественные произведения о птицах, заучивали стихи, пели песни, использовали русские народные потешки, прибаутки и сказки о птицах в театрализованной деятельности.

В группе была создана соответствующая развивающая среда. Изготовила дидактические игры: «Зимняя столовая», «Загадки и отгадки», «Сложи картинку»; оформила альбомы: «Птицы наших лесов», «Жизнь птиц». Составила картотеку наблюдений на прогулках, подобрала стихи, загадки по теме «Птицы». Пополнила картотеку физкультминуток, пальчиковых и подвижных игр. Подобрала видео, аудиоматериалы по теме «Птицы»

С помощью родителей организовали сбор книг о природе в книжный уголок и открыли мини-библиотеку о птицах. Также в уголок для родителей помещала рекомендации, папки-раскладушки о птицах. Итоговым мероприятием проекта стало развлечение : «Птицы – наши друзья!».

В ходе реализации проекта дети приобрели новые знания о птицах, их внешнем виде, особенностях питания и поведения. Дети стали бережно относиться к птицам и заботиться о них.

Также с детьми младшей группы мы участвовали в конкурсе социальных проектов «Сказки на территории детского сада». Большую помощь в реализации проекта оказывали родители. Мы подготовили клумбы, посадили цветы, ухаживали за ними. Родители изготовили персонажей сказки «Колобок» из бросового материала. В ходе реализации проекта дети узнали названия новых цветов, способы их выращивания. Были созданы условия для самостоятельной познавательной деятельности детей.

В средней группе на основе комплексно-тематического плана были разработаны и реализованы следующие проекты : «Растительный и животный мир наших лесов», «Зима в лесу», «Пернатые друзья», «Насекомые».

В ходе работы над проектами дети вели наблюдения, экспериментировали, рисовали, лепили, играли, слушали музыку, знакомились с литературными произведениями, сочиняли сказки. У детей развивались наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности. Итоговыми мероприятиями стали: выставка книжек-малышек о животных и растениях наших лесов, изготовленных родителями совместно с детьми; коллективная композиция «Зимний лес». Также продолжили работу по ремонту и изготовлению кормушек родителями совместно с детьми и развешивание их, подкармливали птиц зимой.

В старшей группе мы работали над долгосрочным проектом «Лес мы любим, охраняем – свое здоровье укрепляем», результатом которого стало участие в фотоконкурсе «Природы лик живой» городского экологического фестиваля «Зеленый мир». В данный период продолжается работа над долгосрочным проектом «Животный мир наших лесов». В комплексно-тематическом планировании реализуются такие темы, как: «Земля – наш общий дом»; «Ребятам о зверятах»; «И высок он и могуч»; «Лесной календарь»; «Будем беречь планету»; «Перелетные птицы»; «Царство растений».

Для реализации проекта организовала соответствующую предметно-развивающую среду. Изготовила дидактические игры: «Отгадайте, что за растение», «Четвертый лишний», «Что растет в лесу?», «Кто где живет?», «Кто чем питается?», создала электронную базу данных экологических игр. С детьми собрали листья деревьев и кустарников и изготовили гербарий из них. Также оформила пособия, альбомы на экологическую тематику; подобрала презентации для ознакомления детей с миром природы : «Цветы. Какие они?», «В мире живой природы», «Дикие животные», «Лекарственные растения» и т. д.

В ходе реализации проекта ходили с детьми на экскурсии в природу, с родителями организовали поход в лес. Дети знакомились с жизнью леса и его обитателей в процессе непосредственной образовательной деятельности. Проводились беседы: «Деревья – наши друзья», «Берегите добрый лес – он источник всех чудес», «Синичкин день», «Как люди помогают лесным обитателям». Была организована встреча с лесником и знакомство детей с процессом выращивания деревьев леса на питомнике. Была выпущена стенгазета «Наш лес!». Дети знакомятся с жизнью леса через дидактические, словесные, подвижные игры, рассматривают иллюстрации и картинки. Детям читаю художественные произведения, стихи о лесе и его обитателях, познавательные сказки. С детьми инсценировали экологическую сказку «Лесная история», показали ее родителям и детям других групп. На праздник «День матери» провели экологическое развлечение «Лесное путешествие» со здоровьесберегающими технологиями. Дети закрепляли свои знания в продуктивной деятельности : на рисовании, лепке, художественном труде.

Также ведется работа с родителями. В родительский уголок помещалась информация о природе и экологии, для родителей провела консультацию на тему: «Восприятие детьми таинства природы через книгу, телепередачи и музеи». Также запланирована консультация «Сбережем родную природу» и родительское собрание «Воспитание у детей любви к природе». Родители с детьми оформили страницы альбомов «Лекарственные растения родного края», «Эти интересные животные». Родители активно участвуют в выставках, экологических акциях детского сада: «Синичкин день», «Витамины на подоконнике», «Покормите птиц зимой», «Семечко и зернышко про запас».

Родители вместе с детьми участвовали во Всероссийской экологической акции «Живи, лес!». От каждой семьи были нарисованы плакаты в защиту леса.

Таким образом, в процессе работы над проектами подвожу детей к выводу о том, что мы - люди – являемся частью природы, что для роста и развития живых объектов необходимы не только вода, свет и тепло, но любовь и бережное отношение окружающих.

Проекты дают возможность закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

И в результате проделанной работы я хочу видеть своих детей добрыми, терпеливыми, трудолюбивыми и милосердными, умеющими восхищаться красотой природы, а их родителей - экологически грамотными.

Публикации по теме:

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей подготовительной группы «Природу края береги» Представляю вашему вниманию педагогический проект по воспитанию экологической грамотности детей старшего дошкольного возраста. Основная.

План работы по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 19 марта 2014 в 20:46
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как эффективный метод экологического воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Филимонова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД