Наталья Васильева
Проектная деятельность ДОУ как эффективная форма реализации общеобразовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
На современном этапе развития российского общества главной целью образования становится не столько передача знаний и социального опыта, сколько развитие личности ребенка. На смену традиционных методов обучения и воспитания приходят новые инновационные технологии, направленные на активизацию познавательной деятельности ребенка и развитие его личностной сферы как целостной структуры. Один из перспективных методов, способствующий решению этой задачи, - метод проектной деятельности.
Публикация «Проектная деятельность ДОУ как эффективная форма реализации общеобразовательной программы» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает новые знания в реальные продукты.
Введение проектного метода в ДОУ весьма актуальна по ряду причин:
• Во-первых, всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу;
• Во-вторых помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов;
• В-третьих, проектная деятельность предполагает конечный культурно-значимый продукт.
• В-четвертых проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком.
Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. На что и направлена модернизация образования, в частности дошкольного. Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
• Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
• Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
• Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
В основе проекта обычно лежит какая-то проблема. В зависимости от ее характера, способов и форм ее решения различают несколько типов проектов. В дошкольном образовании используются следующие виды проектов :
• исследовательские проекты предполагают проверку некоего предположения с использованием научных методов познания: где дети экспериментируют, наблюдают.
• Игровые, приключенческие проекты - участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра.
• Творческие проекты с подготовкой праздников, театральных представлений
• Информационные проекты направлены на сбор и анализ информации :
• Практико-ориентированные проекты связаны с работой на достижение значимого результата
В нашем дошкольном учреждении проектный метод используется в образовательном процессе активно, как на уровне отдельной группы, так и всего учреждения в целом. Одним из таких проектов стал мега-проект «Экологический марафон». Уникальность его заключалась в том, что в нем были задействованы все участники образовательного процесса.
В процессе создания «Музея опавших листьев», мне и детям пришлось попробовать себя и в роли дизайнера, художника в роли музееведа.
Цель этого проекта : организовать предметно – развивающую среду, в полной мере отвечающей требованиям экологического воспитания дошкольников. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей.
8 слайд: Дополнением в этом проекте, организована акция «Птичья столовая». Руками родителей, было изготовлено множество кормушек. Родители творчески подошли к акции. Все кормушки были неповторимы.
Одной из проблем на современном этапе: дети не играют в народные игрушки и не знают их, не поддерживаются народные традиции. Решением этой проблемы стала реализация проекта «Куклы наших бабушек», целью которого было возрождение народной традиции средствами народной игрушки.
Данный инновационный проект, включил в себя – акцию «Подарки для детского дома»;
Почти все тематические недели сопровождаются проектной деятельностью и предполагают конечный результат. Тематические мини-проекты обеспечивают реализацию комплексно-тематического планирования. Это тематические темы, как:
• «Цирк зажигает огни»
Результат: новогоднее цирковое представление.
• Проект «Вот наш хлебушек душистый»
Цель – воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб;
Результатом этого проекта стала презентация детьми своих книжек-малышек «Приключение хлебного зернышка» и организация выставки домашней выпечки: «Вот он – хлебушек душистый!».
• Проект «В гостях у сказки» Итог: сказочное представление для малышей
Важная особенность этой технологии — участие в их создании детей и родителей. Вероятность успеха проектов : 100% - большинство родителей проявляет интерес к сотрудничеству, и поддерживают педагога в процессе создания условий для развития детей.
Социально-экономический эффект любого проекта : при минимальных затратах получаем максимальный эффект для всех участников проекта.
Метод проектов даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, способствует развитию интегративных качеств ребенка, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Мы уверены, для ДОУ применение проектного метода обеспечивает реализацию обще образовательную программу ДОУ через КТП и интеграцию видов детской деятельности.