Ирина Анохина
Консультация «Признаки неблагополучия в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Признаки неблагополучия в семье
1. Ребенок не ухожен, неопрятный, нет запасного белья, одет не по сезону и не по погоде, неполадки в одежде и обуви: рваная, грязная, без пуговиц, не по размеру. На замечания воспитателей по поводу внешнего вида родители не реагируют.
2. Родители злоупотребляют алкоголем, приходят в детский сад в нетрезвом виде.
3. Ребенок приходит из дому со следами побоев, и родители не могут объяснить происхождение синяков и ссадин.
4. Родители неоднократно «забывали» забрать ребенка из детского сада.
Публикация «Консультация „Признаки неблагополучия в семье“» размещена в разделах
5. Родители нигде не работают, не состоят на учете по безработице и не имеют постоянного источника дохода.
6. Ребенок постоянно проживает у бабушки, родители в детском саду не появляются.
7. При посещении семьи выясняется, что условия жизни ребенка не отвечают санитарным нормам, у ребенка нет игрушек и материалов для занятий.
8. Характер взаимоотношений в семье наносит вред психическому здоровью ребенка: скандалы, драки, пьяные компании, аморальный образ жизни родителей. При выявлении признаков неблагополучия педагог-психолог пишет докладную на имя заведующей с просьбой поставить семью на учет с указанием причин неблагополучия.
3. Алгоритм работы с неблагополучной семьёй
Первый этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей). Второй этап: первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
Третий этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни.
Четвё ртый этап: совместные педагогические консилиумы по определению путей совместных действий.
Пятый этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации.
Шестой этап: изучение личностных особенностей членов семьи.
Седьмой этап: составление карты семьи.
Восьмой этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр защиты семьи, инспекция по делам несовершеннолетних, и т. д.).
Девятый этап: составление программы работы с неблагополучной семьёй. Десятый этап: текущие и контрольные посещения семьи.
Одиннадцатый этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Социально-педагогическая работа с различными типами семей 1. Семьи, в которых находятся опекаемые дети: - выявление детей -сирот, оставшихся без попечения родителей, создание банка данных; - участие в обследовании условий жизни и воспитания детей; - контроль за здоровьем и оздоровлением детей; - поддержка семьи опекунов (педагогическая, просветительская и др.); - работа с воспитателями по установлению индивидуального подхода к опекаемым детям; - защита интересов опекаемых; - законодательное просвещение; - практические мероприятия для семьи.
2. Многодетные семьи : - содействие родителям в повышении качества выполнения ими воспитательных функций; - организация благотворительной помощи; - рекомендации по организации семейного досуга; - законодательное просвещение; - совместные мероприятия для детей. 3. Неполные семьи : - оказание необходимой помощи в получении пособий; - психолого-педагогическое консультирование; - профилактика асоциально-аморального поведения; - законодательное просвещение. 4. Проблемные семьи : - изучение динамики развития проблемы семьи; - общая психолого-педагогическая помощь проблемной семье; - законодательное просвещение.
5. Классификация семей, оказавшихся в трудном социальном положении. Факторы риска в этих семьях. Возможные виды помощи семьям и детям в них Семья группы риска многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, мало обеспеченность. Виды помощи: Социальная (помощь в трудоустройстве родителей, предоставление льготного питания) Педагогическая (организация летнего отдыха детей) Медицинская (организация медицинского обследования детей) Коррекционная (организация медико - педагогического обследования детей) Проблемная семья к объективным трудностям семьи прибавляется субъективная неспособность супругов с ними справиться, и отношение в семье. Виды помощи. Психолого-социально-педагогическая (дополнительные занятия с целью преодоления образовательной дезадаптации, включение детей в занятия по интересам) Медицинская (направление на лечение, санаторное оздоровление) Неблагополучная семья обстановка в семье характеризуется постоянным физическим или психическим давлением на ребенка, пребывание в подобной семье негативно отражается на поведении и развитии ребенка.
Виды помощи
Социально-педагогическая (временное помещение ребенка в соц. приют, коррекционная работа с семьей, с ребенком) Правовая помощь в реабилитации. Асоциальная семья характерно противоправное поведение взрослых, чаще всего на фоне алкоголизма, нахождение в семье ребенка несет прямую угрозу жизни и здоровью. Виды помощи Социально-педагогическая (временное помещение ребенка в соц. приют, коррекционная работа с семьей, с ребенком) Медицинская (направление на лечение родителей в реабилитационные центры) Правовая помощь в реабилитации.