Колосова Гульфира Хамитовна
Приобщение детей подготовительной группы к культурным ценностям России
▼ Скачать +Заказ
«Народ в наиболее чистом виде
всегда представляют дети.
Когда национальное умирает в детях,
то это означает начало смерти нации.»
Г. Н. Волков
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа. Особенно остро встает вопрос глубокого и научного обоснования национально-региональных факторов в воспитании детей, ибо сохранение и возрождение культурного наследия начинается со своего края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения.
Публикация «Приобщение детей подготовительной группы к культурным ценностям России» размещена в разделах
Образовательный процесс по приобщению детей к культурным ценностям России в условиях детского сада имеет определенную нормативную базу. Основными из них являются:
• Конвенция о правах ребенка
• Конституция Российской Федерации
• Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ
• "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1)
• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Основы законодательства Российской Федерации о культуре обязывают применять его нормы в деятельности, связанной с эстетическим воспитанием. Потому, деятельность образовательной организации по приобщению воспитанников к культурным ценностям России должна быть основана на установленных указанным нормативным актом определениях культурных ценностей и культурного наследия России.
Культурные ценности - нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. ["Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 N 3612-1) (ред. от 01.04.2020)]
Культурные ценности России - совокупность культурных ценностей, а также организации, учреждения, предприятия культуры, которые имеют общенациональное (общероссийское) значение и в силу этого безраздельно принадлежат Российской Федерации и ее субъектам без права их передачи иным государствам и союзам государств с участием Российской Федерации.
Работа по приобщению к культурным ценностям России детей дошкольного возраста производится в условиях реализации ФГОС ДО и основной общеобразовательной программы.
Основная фундаментальная цель приобщения детей к культурным ценностям России закреплена в преамбуле Основ законодательства РФ о культуре –развитие и самореализация личности, гуманизация общества и сохранение национальной самобытности народов, утверждении их достоинства [Преамбула к Основам законодательства Российской Федерации о культуре]
В этой связи, образовательный процесс должен быть организован с учетом интеграции образовательных областей «социально-коммуникативное развитие» и «художественно-эстетическое развитие».
Прежде всего педагогом, исходя из задач указанных образовательных областей, закрепленных ФГОС ДО, должны быть поставлены цели работы по приобщению детей дошкольного возраста формируются педагогом:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе в отношении культурного наследия России;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к культурным ценностям России
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания культурных ценностей России (произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы)
становление эстетического отношения к ценностям России;
формирование элементарных представлений о ценностях России (видах искусства, музыки, художественной литературы, фольклора).
С учетом поставленных целей, реализуемой в образовательной организации программы, возрастных особенностей детей, их потребностей, возможностей, материально-технической базы образовательной организации и срока, в течение которого планируется достижение образовательных целей, педагог может определить задачи:
1. Ознакомление с государственной символикой России
2. Ознакомление с художественной литературой России
3. Ознакомление с фольклором России
4. Ознакомление с народными ремеслами России
5. Ознакомление с архитектурными памятниками России
6. Ознакомление с историей России и памятниками истории.
Затем педагогом должен быть сформирован план образовательной деятельности.
Деятельность по достижению образовательных задач может быть реализована педагогом в рамках непосредственно-образовательной деятельности, досуговой деятельности, режимных моментах. Планировать образовательную деятельности более целесообразно с использованием методических пособий. В связи с этим, хочу представить Вам, уважаемые коллеги, список подобранных мной парциальных программ:
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного народа, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа «Наследие» Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:
• круг событий;
• семейный круг;
• круг чтения.
Изучение указанных парциальных программ является дополнительной методической поддержкой педагога и поможет планировать образовательную деятельность по приобщению детей к культурным ценностям России.
Образовательная область Формы деятельности Тематические варианты деятельности
Социально-коммуникативное развитие Игра Русская народная игра
Игра с соревновательным моментом для проверки знаний об определенных культурных объектах России
Игра-квест в виде экскурсии в «Русскую избу»
Игра-драматизация русской народной сказки
Театрализованная игра «Ярмарка русских промыслов»
Социально-коммуникативное развитие Чтение Ознакомление с произведениями художественной литературы и поэзии великих российских авторов, былин, сказок.
Социально-коммуникативное развитие Беседа Ознакомление с памятниками архитектуры, живописи, истории, Российскими государственными праздниками,
Социально-коммуникативное развитие Экскурсия Экскурсия к памятникам архитектуры, истории, в музеи и другие культурные объекты России
Социально-коммуникативное развитие Проектная деятельность Памятники архитектуры нашего города
Социально-коммуникативное развитие Праздник Совместный праздник «День Победы», «Первое сентября – День знаний», «Масленица» и т. д.
Социально-коммуникативное развитие Просмотр мультфильмов Просмотр мультфильмов ЗАО «Аэроалан», ООО «Большая анимационная студия «Пилот», созданных по заказу Русского географического общества
Художественно-эстетическое развитие Продуктивная деятельность Лепка по мотивам промыслов – сувениры - дымковские игрушки
Изобразительное искусство по мотивам русских промыслов (роспись)
Изготовление поздравительных открыток и украшений для группового помещения к праздникам.
Художественно-эстетическое развитие Музыкальное развитие Использование русских народных инструментов для музицирования
Разучивание русские народных танцев
Разучивание русских народных песен
Прослушивание русских народны песен
Прослушивание музыкальных произведений
Художественно-эстетическое развитие Организация выставок Выставки детский работ по результатам продуктивной деятельности
Конкурс детских работ «Дымковская игрушка», «Русские промыслы»
Художественно-эстетическое развитие Музыкально-сюжетная игра Музыкальная сюжетная игра:
Кострома, игры – хороводы «Два веселых братца», «Кострома», «Просо», музыкальная игра «Пошел козел на базар», «Зайчик» - игра-хоровод.
Учитывая специфику образовательных целей и задач приобщения детей к культурным ценностям России, целесообразно будет использовать такой вид педагогического планирования, как тематическая картотека.
Спасибо за внимание!