Любовь Нечаева
НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе «Путешествие мальчиков и девочек в сказку»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект
непосредственной образовательной деятельности
№11 «Теремок»
на тему:
«Приключение мальчиков и девочек в тридевятом царстве»
2012 год
Цель: Создание эмоционально приятной атмосферы в группе, формирование и закрепление представлений о сходстве и различии мальчиков и девочек.
Интеграция областей:
Публикация «НОД по гендерному воспитанию в подготовительной группе „Путешествие мальчиков и девочек в сказку“» размещена в разделах
- Гендерное воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мальчики и девочки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
1. О. О. «Социализация»: Формировать навыки культуры общения мальчиков и девочек. Воспитывать эмоционально отзывчивых людей, бережное отношение друг к другу. Формировать у детей понятия о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.
2. О. О. «Познание»: Способствовать развитию мышления при отгадывании загадок, при выполнении графического диктанта, изображая разные фигуры. Формировать знания о женских и мужских русских народных костюмов, об особенностях их изготовления.
3. О. О.»Коммуникация»: Создавать условия для развития навыков коммуникации в играх, совместной деятельности (беседе). Формировать диалогическую речь детей (добиваться полных ответов на вопросы, совершенствовать грамматический строй речи, обогатить словарь по теме.
4. О. О.»Чтение художественной литературы»: Вызывать интерес к восприятию художественного слова, развивать речевой слух и внимание.
Демонстрационный материал:
• Царь, Марьюшка, Змей Горыныч, лесовичок.
• Русские народные костюмы, кокошники, пояса, сказочные вещи с мешочком, ёлочка, волшебный цветок, лужа, цветы, дорожки, картинки – путаницы.
Словарь: народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха – косоворотка, кушак, кокошник, оберег, вышивка крестом.
Ход образовательной деятельности.
1. Приветствие:
День наступает, природа оживает.
Солнышко встаёт, нам тепло даёт.
Кто у нас хороший, кто у нас пригожий?
Девочки у нас хорошие, а мальчики у нас пригожие.
Воспитатель: Дети, а вы любите сказки? Хотели бы вы оказаться в мире сказок? (да) Тогда в путь.
Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети,
Все хотят в них побывать
И немножко поиграть.
Перед нами - в сказку дверь.
Открывай её скорей!
Воспитатель: Посмотрите, на двери замок. Чтобы его открыть, нужен ключ. А как его достать?
2. Надо выполнить графический диктант. Слушайте внимательно.
1 клетка влево, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 10 вправо, 2 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 2 влево, 1вниз, 2 влево, 2 вверх, 7 влево, 2 вниз, 1 влево,1 вниз.
Воспитатель: Дверь мы в сказку открываем.
В мир волшебный попадаем.
- Ой, ребята, посмотрите - царь. У него что-то случилось? Пропала его любимая дочь Марьюшка. Украл её Змей Горыныч, и спрятал в своём царстве. Вы готовы помочь отыскать Марьюшку? Для того чтобы добраться до замка Змея Горыныча, нам с вами нужно принять сказочный вид.
3. Сундук с русскими народными костюмами для девочек и мальчиков (сарафан, косоворотка, рассматривание костюмов и беседа.
Воспитатель: А вот и сундук, посмотрим,что в нём? Костюмы какие-то. (эти костюмы носили на Руси)
-Давайте вспомним, что же носили раньше на Руси.
(на Руси носили сарафаны – женщины, а косоворотки - мужчины)
-Мальчики, скажите мне, а почему рубашка так интересно называлась – косоворотка? (косоворотка – это рубаха с косым воротом, их носили навыпуск, не заправляя в брюки).
-А чем подпоясывали косоворотку? (Подпоясывали шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Завязка пояса располагалась с левой стороны).
-А теперь, девочки, ответьте мне, какого цвета были сарафаны у девушек (красного (обозначающего тепло, праздник, радостное настроение, жёлтого (олицетворял солнце, богатство, голубого (символ неба, молодости) и коричневого (Землю- кормилицу) цветов)
-Почему эта одежда нарядная и красивая? (потому что, она вышита крестиком)
-А для чего вышивка и узор на рубахах? (для красоты, оберега и защита от злых сил)
-И мы с вами станем девочками и мальчиками того времени. Посмотрите, здесь и для вас есть что-то (дети выбирают и надевают на себя элементы костюмов- кокошники и пояса).
• 4. Упражнения «Чем мы похожи», «Чем мы отличаемся» (девочки стоят против мальчиков)
• 5. Упражнение «Имена мальчиков и девочек» -рассматривание кукол (передавая куклу, дети называют имя)
Воспитатель: Ну, что отправляемся дальше в путь? Что это, лепестки от цветка?
6. Игра «Волшебный цветок»
Детям предлагается собрать «Цветок», но для этого нужно каждому ребенку взять лепесток и назвать хорошее качество девочки или мальчика. Дети перечисляют положительные качества мальчиков – сильный, смелый, ловкий, храбрый, умелый и девочек – аккуратная, нежная, ласковая, слабая, заботливая; соединяют лепестки с серединкой.
Воспитатель:
Отправляемся дальше в дорогу
На нашем пути вырос волшебный лес
Верхушки сосен до небес.
В этом лесу живет лесовик
Вообще-то он добрый старик
Но тех, кто задание его не выполняет
Он в пеньки превращает. (присели около ёлочки)
-Здравствуй лесовичок. Мы идем Марьюшку выручать. Ребята, а лесовичок сказал, что надо выполнить его задания, тогда он нас пропустит.
7. Игра «Дополни имя»
-У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.
Для девочек:
Елена. (Прекрасная)
Сестрица. (Аленущка)
Василиса. (Премудрая)
Крошечка (Хаврошечка)
Марья. (Искусница)
Для мальчиков:
Кощей. (Бессмертный)
Мальчик. (с пальчик)
Братец. (Иванушка)
Иван. (Царевич)
Змей. (Горыныч)
Дети выходят из леса на лужок.
8. Игра «Лужа»
Дети ведут хоровод.
Ай, гугу, гугу, гугу,
Не кружися на лугу.
Опускают голову, поворачиваются лицом к центру, берутся руками за голову и качают головой. С последним словом поворачиваются спиной к луже:
На лугу-то лужица,
Голова закружится.
Ой, вода! Ой, вода!
Вот беда так беда!
Делают несколько прыжков от центра:
Прыг-скок, Прыг-скок!
Прыгал, прыгал и скакал,
Прямо в лужицу попал!
Дети приседают, «попадают в лужу».
Мальчики быстро вскакивают с пола, помогают девочкам подняться. Девочки грациозно приседают, благодарят.
Дети продолжают путь. На тропинке лежит мешок.
Игра «Сказочные вещи»
Игла – кто пользуется ею, почему? В какой сказке встречается игла? (Кощей Бесмертный, Царевна-лягушка)
Зеркальце – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается зеркальце? (Сказка о спящей царевне)
Кольцо – Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается кольцо? (Волшебное кольцо, Сивка-бурка)
Меч и щит - Кто пользуется ими, почему? В какой сказке встречается меч? (Иван- крестьянский сын и чудо-юдо)
Лук и стрелы- Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается лук и стрелы? (Царевна – лягушка, Федот стрелец)
Фонендоскоп - Кто пользуется им, почему? В какой сказке встречается он? (айболит)
Дети выходят к замку Змея Горыныча.
Воспитатель:
-Вот и замок Змея Горыныча.
И он для нас приготовил три задания, которые мы должны выполнить без ошибок. И только тогда он отпустит Марьюшку.
- Первое задании: ЗАГАДКИ.
У неё косички, длинные реснички,
Юбочка с воланами, платьице с карманами.
Кто же это: белочка, мальчик или девочка?
(девочка)
- А почему вы так решили? (ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
У кого на курточке
Пять карманов или шесть.
Носовой платок – не знаю,
А рогатка точно есть.
Авторучка, батарейки, ремешки от телогрейки,
Кто же это: робот, мальчик или девочка?
(мальчик)
- А почему вы так решили? (ответы детей)
-Молодцы! Правильно!
Второе задание:
Игра «Сказочная путаница». (Красная шапочка, По щучьему веленью)
-Вы должны внимательно прослушать текст и найти, что напутал художник. И назвать сказку и сказочного героя.
Что за девочка такая? Видишь – ну и ну!
Мама дочку отпускает в тёмный лес одну.
И девчонка по тропинке к бабушке идёт,
Что-то вкусное в корзинке бабушке несёт.
Что за сказка, отгадали? Эту девочку узнали?
Только есть изъян в картинке:
Нет у девочки корзинки,
Что ещё, скажи, пропало?
Что не так в рисунке стало?
Что тут лишнее, ответь, отыщи, найди, отметь!
(стрела, дом с дедушкой и бабушкой, золотой ключик).
Вот ведь, глянь-ка, незадача, страшно стало даже:
Бедный юноша чуть плачет, к дереву прижавшись.
А ему бы на печи плюшки есть да калачи,
Отдыхать и наслаждаться, не страдать, не напрягаться!
Но тебе, наверно, ясно –
Из своей он выпал сказки,
Не поможет к сожаленью, парню щучье повеленье.
Всё здесь наперекосяк, не понятно, что и как.
(лес и волк, фонендоскоп, Иван-царевич)
Третье задание:
Игра «Доскажи словечко»
-Змей Горыныч хочет проверить, знают ли дети вежливые слова? Вам надо вспомнить такие слова и закончить с их помощью стихотворные строчки.
Мальчик вежливый и развитый, говорит при встрече… (Здравствуйте).
Зеленеет старый пень, когда услышит … (Добрый день).
Когда нас бранят за шалости, мы говорим … (Извините, пожалуйста).
Друга встретил ты в обед и сказал ему … (Привет).
Если же вечером встреча, скажем ему … (Добрый вечер).
Если девочка больна, хрипло кашляет она
И раз пять чихает снова, скажем ей мы … (Будь здорова).
Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
И во Франции и в Дании на прощание говорят … (До свидания).
-А ещё Змей Горыныч хочет знать кто такие «настоящие мужчины и настоящие женщины».
-Как вы думаете, когда про мужчину или мальчика говорят: «Это настоящий мужчина»? (Рассуждений детей.)
-Девочки — будущие женщины. А можно ли уже сейчас сказать о девочке: «Она, как мама, она настоящая хозяйка»?
Воспитатель:
Молодцы, ребята! Вот мы и справились с заданиями Змея Горыныча.
И вернул он Марьюшку царю. А в этом помогли вы ребята.
-Ребята, трудно ли вам было? Что больше всего понравилось в мире сказок? Как вы думаете, почему вы выполнили все задания? Какие мальчики, какие девочки?
-А самое главное мальчики и девочки в нашей группе дружат, помогают друг другу.
- Большое вам спасибо!
Вспомним слова песни о дружбе.
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот, что значит настоящий, верный друг.
-Ребята, нам пора становится детьми нашего времени и возвращаться в детский сад.