Ольга Кандиева
Конспект итогового мероприятия «Праздник народной игры»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект итогового мероприятия «Праздник народной игры»
по тематической неделе: «Мой дом, мой город, моя Республика»
в подготовительной к школе группе.
Кандиева О. С., ст. воспитатель МАДОУ детский сад №36 г. Нефтекамск
Интегрированные задачи:
• продолжать формировать интерес у детей к традициям и культуре народов, проживающих в Республике Башкортостан;
Публикация «Конспект итогового мероприятия „Праздник народной игры“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» май 2015
• продолжать формировать у детей понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но они все равны;
• обогащать словарь детей в процессе данной деятельности, используя народный фольклор, песни, пляски, игры;
• развивать ловкость, быстроту, внимание, желание играть в народные игры;
• воспитывать уважение терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста.
Предварительная работа: беседа о жителях нашего города, люди каких национальностей живут в нашей местности, о национальной кухне, о национальных костюмах, встреча с интересными людьми, чтение произведений, народных сказок, детских писателей, подбор пословиц, поговорок, фольклора, рассматривание иллюстрации, заучивание стихотворений, разучивание песен, плясок, посещение краеведческого музея.
Материал: деревенская изба, украшенная в национальном стиле, сундук, рядом стол, самовар, домашняя утварь, оборудование для игры (лента, колечко, лапти, тюбетейка, платки, национальные блюда).
Ход мероприятия:
В доме хозяйка хлопочет, что-то напевает.
Звучит марийская музыка. Бабушка-хозяйка выглядывает в окошко.
- Что это за музыка звучит? Кто-то в гости видно торопится.
В зал входит подгруппа детей в марийских национальных костюмах, подходят к бабушке, здороваются.
Бабушка (воспитатель) :
- Здравствуйте гости дорогие. «Сай улда» (здоровается на марийском языке). Из какой деревни вы будете?
Дети:
- Мы из деревни марийской, привезли с собой угощения к чаю – блины.
Бабушка берет, угощения ставит на стол.
Звучит башкирская музыка. Входит вторая подгруппа детей в башкирских национальных костюмах.
Бабушка:
- А вот и еще гости спешат. «Хаумыхыгыз» (здоровается на башкирском языке). Заходите, заходите. А вы, из какой деревни будете?
Дети:
- Мы из деревни башкирской. Принесли с собой угощения кыстыбый.
Бабушка:
- Спасибо большое (берет угощение, ставит на стол).
Присаживайтесь, пожалуйста.
Звучит татарская музыка, входит третья подгруппа детей в татарских национальных костюмах.
Бабушка:
- Здравствуйте, здравствуете гости дорогие. «Исянмысэз» здоровается на татарском языке. Давно вас ждали. А вы, из какой деревни?
Дети:
- Здравствуй, бабушка, мы из татарской деревни. Прими от нас сладкое угощение «чак - чак».
Бабушка благодарит детей, ставит угощения на стол.
Звучит русская музыка. Входит четвертая подгруппа детей.
Бабушка:
- Ох и много у нас сегодня гостей. Здравствуйте, милости просим.
Дети:
- Мы, бабушка, приехали из русской деревни. Прими от нас угощение – пряники да баранки.
Бабушка:
- Рада видеть вас всех у себя в гостях, в нашей избе. Прошу располагайтесь, садитесь, да устраивайтесь кому как удобно.
Дети садятся на лавки.
Бабушка:
- Слушайте, слушайте люди добрые, именитые,
по улицам, гуляющие, в разных деревнях проживающие.
На веселье массовое приглашаем, ждут вас танцы, игры, шутки.
Не сидеть вам ни минутки.
Да и я вас позабавлю, вас скучать здесь не оставлю.
А ну-ка, послушайте мои частушки.
Частушки можно спеть на русском языке или на марийском.
Ведущая (второй воспитатель)
- Спасибо бабушка, порадовала ты нас, такие веселые частушки спела. И у нас разные шутники есть, вот послушай.
Дети исполняют инсценировку из марийского фольклора:
- Сапани, Сапани,
Пойдем лису стрелять
- Что из лисы делать будешь?
- Лисью шапку сошью.
- Что из лисьей шапки делать будешь?
- Поеду невесту выбирать.
- С бородою, что делать будешь?
- Сбрею.
- Побреешь - болячки будут.
- Будут болячки - маслом намажу.
- Если блестеть будет – что делать станешь?
- Поцелую девушку – пройдет.
Ведущая:
- А что же у тебя бабушка в сундуке? Давай посмотрим.
Бабушка:
- Нет, не покажу.
Ведущая:
- Ребятки, давайте попросим бабушку показать.
Дети:
- Бабушка, покажи!
Бабушка:
- Ладно, уговорили. Сундук этот не простой. В нем лежит мое богатство. Копила эти вещи годами и сегодня хочу передать свое богатство в ваши руки. Вот что у меня есть (что-то достает из сундука и прячет у себя в ладонях).
Ведущая:
- Ребята, послушайте загадку и узнайте что у бабушки в руках.
Загадка: Без начала, без краю
На палец надеваю… (кольцо)
Бабушка:
- Правильно, а вот и мой секрет (отдает колечко ведущей).
Ведущая:
- Ребята, а вы знаете марийскую народную игру с колечком?
Дети:
- Да!
Ведущая:
- Давайте поиграем. Для игры мы выберем ведущего. Вспомним нашу марийскую считалку (под считалку выбирают ведущего).
Считалка: Раз – алче,
Два – алче,
Три – алче,
Четыре – алче,
Пять – алче,
Шесть – алче,
Шималче!
Игра «Спрятанное колечко».
Игроки становятся по кругу и держат ленту с нанизанным колечком. Кольцо нанизано на ленту, концы которой связаны.
Водящий стоит в центре. Водящему нужно найти кольцо, которое играющие незаметно для него передают друг другу и прячут в ладони. Если водящий угадал, в чьей ладони кольцо, он меняется с этим игроком.
Ведущая:
- А, еще у какого народа есть похожая игра?
Дети:
- У русского народа.
Ведущая:
- Она тоже называется…
Дети:
- Колечко (выбирается ведущий под русскую считалку)
Я куплю себе дуду
И по улице пойду
Громче, дудочка, дуди:
Мы играем, ты води.
Игра «Колечко».
Все игроки сидят на скамейке, руки складывают лодочкой и кладут на колени. Под пение песни ведущий обходит всех и каждому вкладывает в ладони свои ладони. Одному из игроков ведущий незаметно кладет кольцо. Затем отходит на несколько шагов и говорит:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдет-
Тот колечко найдет!
Игрок, у которого колечко, должен вскочить и убежать. А дети, сидящие рядом, догадаться и постараться не упустить этого игрока, придерживая руками (за одежду хватать нельзя). Если убежать не удается, кольцо возвращается ведущему, а если убегает, то становится ведущим.
Ведущая:
- Бабушка, а что еще у тебя есть в сундуке.
Бабушка:
- Э нет, сначала отгадайте мою загадку, а потом я открою мой волшебный сундук.
Загадка: Четыре угла на голову повяжу, в гости пойду (платок).
Бабушка достает платок и передает детям.
Ведущая:
- Дети, а какую игру мы знаем с такими большими, красивыми платками?
Дети:
- «Юрта»
Ведущий: Десять крыльев распахнула,
Белый чекмень накинула.
Из синей травы стог поставила, верхушку открытой оставила (юрта)
- «Юрта» - какая национальная игра?
Дети:
- Башкирская.
Дети играют в игру «Юрта».
Игра «Юрта».
В игре участвуют 2 подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором весит платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют.
Мы веселые ребята
Соберемся все в кружок.
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыша, получается юрта.
Правила игры : С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Бабушка:
- Ай, да юрты вы построили. Какие красивые юрты получились. Вижу, любите вы эту игру, знаете, как правильно играть.
Бабушка: А у меня для вас есть хитрый вопрос. Кто ответит на него, тот получит от меня подарок из моего волшебного сундука.
Вопрос: «Какая дружественная республика находится с нами по соседству, и язык в этой республике очень похож на наш, башкирский?»
Дети:
- Татария!
Бабушка:
- Молодцы. А вот и мой подарок – татарская тюбетейка.
Ведущая:
- Спасибо, бабушка! Ребята, а во что мы будем играть с татарской тюбетейкой? В какую игру?
Дети:
- «Как детишки Тимербая»
Дети играют в игру. Водящий декламирует или поет:
Пять детей у Тимербая.
Дружно весело играют.
В речке быстрой искупались,
Нашалились, наплескались,
Хорошенечко отмылись
И красиво нарядились, в лес под вечер прибежали
Там ни есть, ни пить не стали,
Друг на друга поглядели, сделали вот так!
(в это время игроки, стоящие в кругу, проходят на 2 шага вперед, затем на 2 шага назад, на 4 шага вправо и 4 шага влево. В конце водящий неожиданно выполняет какое-нибудь упражнение. Например, правую руку поднимает вверх, левую ставит на пояс и т. д. все остальные должны повторять движения водящего. Кто не сможет выполнить упражнение или опоздает, то занимает место водящего. Игра начинается снова.
Бабушка:
- Молодцы ребята, вы много знаете игр разных народов. А хотите, я расскажу вам, как мы раньше играли. В старину игрушек не было. Люди сами придумывали себе игры. А игрушки делали своими руками. В основном игры были из природного материала. А может в моем волшебном сундуке еще что-то есть? Загляну-ка я в него (заглядывает). Ой, и правда. Смотрите-ка, что я нашла! Что это?
Дети:
- Лапти!
Бабушка:
В наши – то времена мы лапти не только носили, но и играли, а вот как играли, не помню.
Ведущий:
Не переживай бабушка, зато мы помним. Сейчас я вам напомню.
Игра с лаптем.
Лапоть привязывается к веревке. Дети встают в круг. Ведущий в центре раскручивает вдоль пола веревку с лаптем по кругу. Дети должны перепрыгнуть через веревочку, тот, кто задел веревку или лапоть выбывает из игры.
Ведущая: - Спасибо, Вам, что вы вспомнили такую старинную игру и научили нас! И тебе бабушка, спасибо, ты рассказала нам много интересного. Мы тоже хотим сделать тебе приятное - подарить танец «Куштымаш».
Бабушка:
- Ой, значит плясовая!
Марийский народный танец «Куштымаш» (можно использовать танец любого народа).
Бабушка хвалит детей за танец.
Бабушка:
- Порадовали Вы меня. Развеселили. Да и мой волшебный сундук теперь в хороших и добрых руках. Передаю его вам и надеюсь, что он еще не раз вас порадует. А раз у нас сегодня праздник и вы принесли с собой так много угощений. Может в моем волшебном сундуке ещё что-то осталось? (заглядывает) Ой, и, вправду, осталось!
Достает из сундука конфеты и передает ведущей.
Ведущая:
- Спасибо бабушка! Приглашаем тебя к себе на чаепитие.
Дети читают стихотворение: «Откуда родом ты?» Фаузия Рахимгулова
«Откуда родом ты?»
Меня спросили,
И я ответил гордо: из России,
А если говорить точней-
С Урала я,
Там родина –
Башкирия моя!
Украинской поэтессы Н. Л. Забилы
Народы – как одна семья
Хотя язык и разный
Все – дочери и сыновья
Своей страны прекрасной.
Итог мероприятия :
Ведущий: С детства мы любим, играть и смеяться.
С детства мы учимся добрыми быть.
Вот бы такими всегда оставаться,
Чтоб улыбаться и крепко дружить.
Много узнали интересного о нашей Республике, в какие игры играли в старые времена, какие народы проживают в нашем городе. Спасибо. Молодцы.