Гульшан Еникеева
«Праздник башкирского меда» Сценарий праздника для детей 5–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
«Праздник башкирского мёда»
Сценарий праздника для детей 5-7 лет.
Взрослые:
Ведущий - воспитатель в башкирском костюме,
Пасечник – воспитатель в одежде пасечника
Дети:
Роли - Охотник, Медведь Аюхан, Пчелки, Цветочки.
Остальные дети одеты в башкирские костюмы.
Зал украшен в башкирском стиле. В одном углу стоит юрта, в другом – бутафорское дерево с дуплом.
Публикация «„Праздник башкирского меда“ Сценарий праздника для детей 5–7 лет» размещена в разделах
- Башкортостан. Башкирский народ
- Пчела. Все о пчёлах для детей
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Дети под музыку входят в зал, садятся. Под башкирскую мелодию из юрты выходит ведущий праздника в башкирском национальном костюме, танцует.
Ход праздника.
Ведущий. Хаумыхыгыз, балалар! Хаумыхыгыз, кунактар! Здравствуйте, дорогие дети! Здравствуйте, уважаемые гости! Я очень рада вам и приглашаю вас в гости к себе в юрту.
К вашему приходу я нарядилась! Это башкирский национальный костюм. Посмотрите, на моем платье много оборок из атласных лент! Это – камзол! Он украшен монетками. На голове у меня головной убор, который называется кашмау. Он украшен бисером, кораллами и серебрянными монетками. (Показ и рассматривание костюма)
Башкиры – весёлый, трудолюбивый, гостеприимный народ. И в работе, и в отдыхе они не расстаются с песнями и танцами. Они любят играть на музыкальных инструментах. Какие вы знаете башкирские музыкальные инструменты? (Курай, кубыз, домра)
Это курай. (Показывает инструмент). Он сделан из тростника. Звучание курая поэтичное, возвышенное, оно словно сливается со звуками природы. На курае играли джигиты. Когда джигиты были далеко от родных мест, свою грусть и тоску по родине изливали игрой на курае. Когда они были счастливы, свою радость и любовь тоже выражали игрой на курае. (Звучит курай).
На кубызе играли в основном женщины и дети. (Показывает). Звук кубыза тихий, нежный. (Звучит кубыз). На нем можно изобразить разные звуки: пение птицы, шелест листвы, жужжание пчелы, цокот копыт.
Прекрасна и богата земля башкирская! Особенно славится она мёдом! Тёплое солнце согревает землю, чудесные цветы и травы растут на ней. Вот и полюбилась она пчёлам! Стали они дарить мёд людям.
Но не всегда было так! Я расскажу вам сказку о мёде и пчёлах. Слушайте и запоминайте, да мудрости у старой сказки набирайтесь. (Звучит мелодия курая).
Давным-давно, говорят, возвращался в свой аул охотник, устал и решил отдохнуть под деревом.
Выходит охотник, за плечами у него лук со стрелами. Обходит зал, садится под деревом.
Ведущий. А на том дереве в дупле жили дикие пчёлы. Они каждый день вылетали в поле, чтобы собрать сладкий нектар с цветов.
Выбегают девочки-цветочки и пчёлки. Музыка на выбор музыкального руководителя.
Танец цветов и пчёлок.
После танца пчелки летят к дереву
Ведущий. Вечером пчелки возвращались обратно. Они научились охранять свой дом. Но вот пришёл медведь Аюхан!
Под музыку выходит ребёнок в костюме медведя, обходит зал, останавливается у дерева.
Ведущий. Разогнал медведь пчёлок, залез лапой в дупло и стал есть мёд.
Аюхан.
Я нашёл душистый мёд,
Очень я голодный.
Пока пчёл семья придёт,
Съем я мёд целебный!
Делает вид, что ест мед.
Ведущий. Проснулся охотник от жужжания пчёл.
Пчёлки подлетают к охотнику.
Пчёлки. Помоги, помоги, к нам на помощь иди!
Охотник.
Пчёлки, пчёлки, не спешите,
О беде мне расскажите!
Пчёлки.
Мишка дом наш разобрал,
Весь наш мёд отобрал!
Охотник.
Пчелы, я вам помогу,
Аюхана прогоню!
Охотник с пчёлками подходят к медведю. Охотник натягивает лук.
Охотник.
Аюхан, уходи,
Больше к нам не приходи!
Сам ты мёд не собирал,
Сладкий мёд у пчёл украл!
Охотник натягивает лук.
Ведущий. Охотник выпустил стрелу из лука, медведь испугался и убежал.
Пчелки подлетают к охотнику.
1-я пчёлка.
Нам ты очень помог,
Мёд ты наш уберёг.
2-я пчёлка.
Мёд наш очень полезный,
Исцелит от всех болезней.
3-я пчёлка.
Тебя мёдом угощаем
И здоровья желаем!
Угощают мёдом. Охотник «пробует» мед.
Охотник.
Ноги больше не стоят,
Танцевать они хотят.
Выходят все дети.
Танец «Башкирочка».
Ведущий. Захотел охотник, чтобы все люди из его аула узнали о пчёлах и мёде. Принёс он пчёл домой. С тех пор стали они жить у людей в ульях и дарить им мёд. Ухаживать за пчёлами стал пасечник.
Под музыку в зал входит воспитатель в костюме пасечника, заносит ульи.
Пасечник. Здравствуйте! Чтобы пчёлы давали нам мёд, нужно за ними ухаживать: cтроить для них домики-ульи, укрывать ульи зимой, чтобы пчёлы не замёрзли; подкармливать их сладким сиропом, чтобы они не умерли от голода зимой. Пчёл надо защищать от вредителей и болезней. Тогда в благодарность людям пчёлы будут дарить вкусное лакомство – мёд.
Мёд – это чудесный дар природы. Создают его пчёлы и цветы. Пчёлы опыляют растения, а цветы отдают им свой сладкий нектар. Мё д бывает разный: жёлтый, коричневый, красноватый – вкус и цвет зависят от того, с каких цветов он собран. Какие сорта мёда вы знаете? (Ответы детей : горчичный, гречишный, липовый, подсолнечный, клеверный, сборный, цветочный). А вы любите мёд? (Да)
Пасечник. Кто любит башкирский мёд –
Дети. Красоту тот обретёт!
Пасечник. Кто любит башкирский мёд –
Дети. Тот здоровье обретёт!
Пасечник. Кто любит башкирский мёд –
Дети. Силу тот обретёт!
Все. Мёд башкирский славится,
Всем детишкам нравится!
Песня «Улей».
Пасечник. Спасибо, ребята! Мне пора к своим пчелам, им нужна моя забота!
До свидания!
Дети прощаются с пасечником. Пасечник уходит.
Ведущий. Есть много пословиц и поговорок о мёде и пчёлах. Расскажите их, ребята.
Выходят несколько детей.
1. Любишь мёд – люби сто его забот.
2. Мёд-то сладок, да пчела жалит.
3. Калина с мёдом сладка, а мёд и без калины сладок.
4. Не змея, а жалит, не птица, а летает.
5. Над тропой у дома вьётся, улетит – опять вернётся.
6. Там, где сладкое лежит, целый день она жужжит.
Ведущий. Башкирские поэты воспевали мед в своих стихах. Послушайте отрывки из стихотворений.
1-й ребёнок.
Башкирский мёд известен многим,
Такого вкуса нет нигде!
За морем выбран людом строгим,
Оценку ставят "пять" везде!
2-й ребёнок.
Какое чудо - эти пчёлы,
Породы местной - "Медонос"!
Летают целый день над полем
И вносят в сборку мёда взнос!
3-й ребёнок.
Над пасекой кипит работа,
Пчелиным семьям тут приют.
Всю смену до седьмого пота
Нектар в свой улей вновь несут!
4-й ребёнок.
Цветочный луг и воздух чистый,
Не так уж много нужно им!
Какой же запах здесь душистый,
И вкус медовый так любим!
Ведущий. А теперь настало время поиграть. Я приглашаю девочек в свою юрту.
Выходят девочки.
Игра «Юрта».
(«Игра с платочками»)
Ведущий. Пора и джигитам поиграть, свою силу, свою удаль показать.
Выходят мальчики.
Игра «Ловкие джигиты».
Ведущий. Богата земля башкирская, не только земными недрами, не только дивной природой, но и людьми – добрыми, сильными, трудолюбивыми! Так пусть наша земля процветает под мирным небом, теплым солнцем! Пусть все народы живут на ней дружно и счастливо!
Ребёнок.
Родина моя, реки и поля,
Расцветай мой край, башкирская земля!
Выходят все дети, исполняют песню.
Песня «Край башкирский».
Из юрты выходит ведущий с самоваром.
Ведущий.
Пар из чайника идёт,
В гости вас к себе зовёт.
Кто не ел башкирский мёд –
Вкуса мёда не поймёт!
Пейте чай с башкирским мёдом!
Дети идут в группу, где устраивается чаепитие с чак-чаком и мёдом.
Предварительная работа:
Знакомство с башкирскими народными музыкальными инструментами. Слушание звучания курая и кубыза.
Ознакомление с башкирским костюмом.
Разучивание башкирских народных игр.
Разучивание песен.
Разучивание танцев.
Знакомство с творчеством башкирских поэтов.
Чтение башкирских сказок.
Музыкальный материал:
«Музыка в детском саду» 1995 г. Составители Р. К. Мухаметзянова. Д. Р. Янкина, А. М. Кубагушев
«Музыка в детском саду» 1998 г. Составители Р. К. Мухаметзянова. Д. Р. Янкина, 1998 г