Лучший педагог года

Православная семья в современном мире. Программа «Социокультурные истоки» как инструмент формирования православной семьи

Наталья Марунич
Православная семья в современном мире. Программа «Социокультурные истоки» как инструмент формирования православной семьи
▼ Скачать +Заказ

«Дети слушают отца, отцы слушают Христа –идеальная семья, один дух, одна душа! Дочка маму почитает, мама папу уважает. Жизнь в согласии и любви – вот мечта любой семьи

В настоящее время увидеть идеальную православную семью, где бы отношения супругов и детей не были ничем омрачены — очень большая редкость. Как подлинная личная святость является драгоценным и редко встречающимся Божественным даром, так даром Божиим является и совершенство семейных отношений.

Публикация «Православная семья в современном мире, Программа „Социокультурные истоки“ как инструмент формирования православной семьи» размещена в разделах

В последние годы в обществе назрел большой интерес к культуре православия и, в частности, к укладу жизни в православной семье. Мы разучились жить по законам предков, в христианском духе – как Бог велит и учит святая Церковь. Мы утратили прежние устои и преемственность традиционного уклада жизни, и нам предстоит её восстанавливать, если не хотим духовно-нравственной деградации и вырождения. Среди множества задач, стоящих сегодня перед российским обществом, важнейшей является восстановление исторической памяти народа, православной веры, с нею связанных ценностей, идеалов, нравственных ориентиров, отечественных народных традиций в общественной, семейной жизни и в воспитании детей. Проблема воспитания подрастающего поколения сегодня является главной для России. Её приоритет осознается педагогами, родителями, Церковью, общественными и государственными деятелями, но благотворно-действенных шагов очень и очень мало – по причине отсутствия единомыслия среди взрослых людей, призванных обеспечить достойное воспитание. Все закладывается в семье, там человек должен окультуриваться, воспитываться как тип личности, развивать необходимые в течение всей жизни качества, такие как понимание, рассуждение, терпение, ответственность, творческое выражение, служение ближним.

В связи с этим главная цель – привлечь внимание общественности к православной семье как национальной ценности.

В соответствии с целью можно сформулировать следующие задачи :

- осознавать ценности православной семьи;

- быть добрыми по отношению друг к другу;

- формировать представления о значимости православной семьи в жизни каждого гражданина.

-сохранить традиции и общепринятые каноны семьи. Сегодня разрушены традиции и семейный уклад. Воспитать духовно – нравственную личность – значит обрести в её лице опору для будущей семьи, церковной общины, профессионального коллектива, государства и общества. И здесь не обойтись без преемства национальных идеалов – подвижников веры и благочестия, примеров святости, патриотизма, доблести и чести.

Великий князь Александр Невский – потомок и наследник легендарного княжеского рода Мономаховичей является одним из ярких примеров в этом на протяжении многих веков для наших соотечественников. Его род дал России 15 из 18 великих князей и 20 святых. Они не просто приняли Православие, а вместили в себя всю глубину христианского образа жизни и понимания. Именно в Александре Невском было заложено служение Богу, своему народу, своей семье. Именно Мономаховичи стали действенно формировать на Руси идею единого православного государства.

В современном мире происходят процессы, в результате которых семья как социальный институт оказывается под угрозой распада и вырождения. Чтобы дать убедительный ответ на вызовы секулярного мировоззрения, мы должны опираться, прежде всего, на Священное Писание и опыт Церкви.

В библейском понимании брак и семья представляют собой изначальную форму коллективного, «соборного» бытия, к которому человек призван самим Творцом. Жизнь человека не ограничивается тесными рамками индивидуального существования: человек во всей полноте реализуется как личность не сам по себе, но в духовном общении с Богом и ближним.

Тема союза любви между мужчиной и женщиной является одной из важнейших тем библейского благовестия. В Книге Бытия сам Господь дает предельно четкое определение семьи : «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут двое одна плоть» (Быт. 2, 24). Эти слова служат основой для богословского учения о семье и браке.

В Священном Писании мы читаем о том, как в самые драматические моменты истории Господь предостерегал об опасности ослабления семейных и братских уз, вызванного сомнением, эгоизмом или ожесточением сердца. Со времен Каина и Авеля, когда оскудевает любовь и распадаются родственные связи, вражда и грех неминуемо приводят к убийству, войнам и многочисленным бедствиям. В Синайской пустыне, чтобы народ не погиб в своих беззакониях, Господь вручает пророку Моисею скрижали Завета с заповедями, часть которых касается фундаментальных принципов семейного бытия.

Важным условием христианского брака является вера супругов в то, что Бог – хранитель их семейного союза. Приняв решение о заключении брака, молодожёны не только перед родными и друзьями, но перед Богом дают обет (обещание) верности и призывают Бога быть защитником, хранителем их семейного союза, помощником на нелегком жизненном пути.

В браке, который заключен по любви и взаимному согласию, у супругов есть решимость переживать вместе не только счастливые, но и трудные моменты, не только все доброе и прекрасное, но и, то трудное, с чем неизбежно связана наша жизнь.

Семья собственно начинается с детей. Когда рождаются дети, рождается и новая семья. Муж и жена становятся «родителями». Рождение и воспитание детей для них – это особая радость и большое счастье. Родители стараются передать детям и свою и любовь, и свои знания, и свою веру.

Создание семьи понимается в христианстве как онтологическое соединение двух людей в единое целое, которое совершается самим Богом, и является даром красоты и полноты жизни, нужным для совершенствования, для осуществления своего предназначения, для преображения и вселения в Царствие Божие.

Исторические изменения понятия «семья» в православии

Примеры существования и развития различных систем семейных отношений мы можем наблюдать в исторической и культурной перспективе.

Своё начало история православной семьи берет, когда осуществился переход от языческой цивилизации к христианской культуре. В структуре семьи Библия определяет положение каждого из супругов, где муж занимает главенствующее положение: «Жена да убоится своего мужа» ( Еф 5:33). Существует мнение, что по Библии муж безраздельно и деспотично главенствует в семье, не считаясь с интересами женщины. Однако в Библии приводятся строки и о том, как муж должен обращаться со своей женой: «Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы» (Кол. 3:19, «Мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни…» (1-е Пет. 3:7, «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее…» (Ефесянам, 5:25-29). Согласно священной книге члены семьи должны пребывать в единомыслии, любви к Богу, друг к другу и своим ближним (1-е Тим. 5:8, от Матфея, 22:37-39).

У славян переход от полигамии к моногамии произошел достаточно поздно (Х в.) и был форсирован принятием христианства.

Принятие христианства на Руси в 988 году привело к тому, что государство и церковь начинают действовать вместе. Православная церковь начинает играть важнейшую роль и в государственных делах и в жизни народа. Церковные уставы князей Владимира Святославовича и Ярослава Владимировича (Х- XI вв.) – это наиболее ранние из известных нам документов, содержащих нормы семейных отношений на Руси. Они осуждали многоженство, прелюбодеяние и левират – обычай, обязывающий брата умершего жениться на его вдове. Законным признается церковный брак, как один из семи таинств. Первая историческая форма моногамии – патриархальная семья, управляемая отцом. Авторитет главы семьи подчеркивался тем, что муж, отец занимал главное место за столом и первым начинал трапезу. Мужчина оставался главной фигурой, наделенной властью, жена находилась в подчинении.

В средние века нормы брачно-семейных отношений были прописаны в сборнике постановлений церковного Собора 1551 г. — в Стоглаве, который закреплял власть мужа над женой и отца над детьми. О количестве браков, допускавшемся этим правовым документом, можно сказать словами Григория Великого: «Первый брак – закон, второй – прощение, третий – законопреступление, четвертый – нечестие, свинское есть житие». Православная церковь признавала возможность развода, основным поводом которого являлось прелюбодеяние.

Петр и Феврония Муромские – представители положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине.

Документ «Домострой» появился в середине 50-х годов XVI века. В нем описывались христианские нормы семейной жизни в жанре поучений.

В положениях «Домостроя» Сильвестр, наставник Ивана IV, изложил структуру идеальной православной семьи. Главенство мужа превращалось в деспотизм: побои не преследовались, а поощрялись обычаем, неугодных жен заточали в монастыри и т. д. Главная обязанность детей – любовь к родителям, полное послушание в детстве и юности и забота о них в старости. Статус женатого человека в «Домострое» выше, чем статус холостого. Нравы были строгие, сексуальные отношения находились под жестким контролем общественного мнения, в особенности для женщин. Самое страшное наказание (вслед за Божьим судом)«от людей смех и осуждение». Фактически это была эпоха двоеверия, т. к. вопросы доминирования-подчинения и борьбы поколений разрешались силой и, скорее, по-язычески [3].

Во время правления Петра I (1672-1725) проводились реформы по изменению социально-политической жизни российского общества, которые отразились и на брачно-семейных отношениях. Усилилась роль светского законодательства. В Своде Законов Российской Империи появился важный указ о добровольности вступления в брак. Брак расторгался в случае прелюбодеяния, приговора одной из сторон к вечной каторге, неизлечимой болезни, посягательства на жизнь другого супруга, безвестного отсутствия и поступления в монашество.

Позже, в XVIII веке и далее, дворянская семья руководствуется скорее западноевропейской христианской моделью семьи, предусматривающей большее равноправие.

В. Немирович-Данченко приводит ценные для нас данные относительно этой эпохи: «До Петра уже явились рядные записи, в которых жених обязывался не бить свою будущую жену. При жестоком обхождении мужа она по второй жалобе на него получала право развода. Некогда имущество жены принадлежало всецело мужу, и она не могла располагать им по своему усмотрению, но уже при царях право собственности не делало различия между полами. Женщина могла владеть поместьями, имуществами, капиталами…» [11].

Отсюда можно полагать, что «до Петра» семейные отношения характеризовались патриархальностью, а затем – стремлением к демократичности.

В конце XVIII – середине XIX веков в России начала преобладать малая индивидуальная семья из 2-3 поколений родственников по прямой линии, (не включая родственников по боковой линии двоюродные, троюродные братья, племянники и т. д.). Это послужило предпосылкой христианизации структуры русской семьи, поскольку модель православной семьи описывает малую семью. Особенностью дворянской семьи стало то, что на протяжении XVIII в. дворянство постепенно отказывалось от традиционных русских обрядов и принимало европейские ритуалы семейной жизни. Крестьянство же сохраняло устоявшийся семейный строй и быт вплоть до ХХ века.

С приходом капитализма «… богатство стало главным фактором в объединении полов…» [12] и к концу XIX – началу XX века все сильнее давала себя знать шаткость патриархальной семейной модели.

«Прежняя, привычная семья, — …писала А. М. Коллонтай, – где главой и кормильцем был муж, а жена состояла при муже, не имея ни своей воли, ни … своего времени, — эта семья на наших глазах меняется» [2].

При этом крестьянская семья была самой традиционной, наименее подверженной изменениям. До начала ХХ в. Россия оставалась крестьянской страной. В регулировании семейных отношений в крестьянской семье главную роль играл не закон, а обычаи и традиции. Женитьба была моральным долгом каждого. Такие взгляды поддерживались и православной церковью. В силу этого в русской деревне вплоть до начала ХХ в. сохранялся высокий уровень брачности. Молодые вступали в брак по родительской воле, которая отражала не прихоть старших, а интересы семьи в целом. Семья рассматривалась как фактор благополучия. У русских крестьян преобладала большая отцовская семья. Патриархальность не рассматривалась членами семьи как нечто ужасное. Отношения доминирования-подчинения казались естественными для всех, и даже более того – единственно возможными. Авторитаризм обеспечивал достаточно высокую эффективность работы членов семьи на основе разделения труда.

Итак, патриархальная семья отличалась четко выработанными нормами семейной жизни. В условиях нелегкой крестьянской жизни иерархичные отношения обеспечили долгое существование семьи, как социально института.

Образец православной семьи – царская семья Николая II. Главной целью этой семьи были любовь, служение любимым людям: любимому мужу, любимой жене и любимым детям. В издательстве «За-Царя. рф» писали: «Они так любили друг друга, им так было хорошо и интересно друг с другом, что огорчало их только переживание за Россию и проявление человеческой грубости и жестокости».

После революции 1917 года пропагандировались так называемое «социальное материнство», что привело к возвеличиванию роли женщины, а мужчине отводилась второстепенная роль [2,3].

За годы атеизма во времена Советской власти модель православной семьи практически перестала существовать.

Однако в последние годы в обществе все больше возрастает интерес к названной организации семейного уклада. Появляется всё больше семей, стремящихся в своём укладе жизни придерживаться законов и требований Церкви.

Влияние Церкви на семейный уклад

В основе христианской модели брачно-семейных отношений лежат универсальные законы отношений между мужчиной и женщиной, данные человеку Богом.

Согласно святому Апостолу Павлу:

1. «Мужие любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь и себе предаде за ню» (любовь должна проявляться в кротком, ласковом, не жестоком обращении мужа с женой).

2. «Жены своим мужем повинуйтеся, яко же Господу: зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава Церкве» (повиновение должно быть с полной готовностью и любовью, а не с прекословием) [Христианская, 1992, с. 5-6].

Православие приписывает роль главы семьи мужчине, не унижая при этом женщину. «Женщина по своему происхождению вторична…. А по достоинству – равна мужу», – говорит Б. В. Ничипоров [5].

Определенная иерархия взаимоотношений в православной семье является залогом гармоничного развития семьи. Семейная иерархия в таких семьях основана на взаимной любви и уважении. А нравственная любовь — это стержень Православия.

В такой семье в качестве непременного условия выступает послушание детей родителям, но не из-за страха наказания, а на основе их уважения к мнению и авторитету последних. При этом для самих детей семья является школой любви, где они учатся любить близких, других людей, окружающий мир.

Такой тип семьи испокон веков был господствующим на Руси.

Православие всегда утверждало, что соединение двух людей в браке не может быть плодом страстей. Это событие онтологическое, оно не есть просто удовлетворение физических или даже духовных потребностей человека. Согласно православному учению, брак это таинство, т. е. событие, принадлежащие к духовной реальности и духовному бытию. В Церкви всегда была четкая система подсчета степеней родства. Так, между матерью и ребенком – первая степень родства, между внуком и бабушкой – вторая, между братом и сестрой – тоже вторая и т. д. При этом между мужем и женой – нулевая степень родства: муж и жена — не родственники, а часть друг друга. Еще недавно наши предки всегда знали, что муж – роднее сына, а жена – роднее дочери. Поэтому всего 200-300 лет назад развод был просто немыслим, т. к. с самим собой развестись невозможно. При этом настоящая любовь – выше привычки к совместной жизни, т. к. единство плоти – это не только телесное, а главным образом – духовное единство супругов, которое и формирует их единый взгляд на мир, позволяет им испытывать единые переживания. Тогда говорят, что они обладают счастьем – от слова «соучастие» в другой жизни. Примеры таких супружеских отношений многократно описаны в житийной литературе (семьи святых Кирилла и Марии, Иоакима и Анны, Петра и Февронии, святых Царственных мучеников и других).

Целью нормальной в духовном отношении семьи всегда является рождение и воспитание детей. При этом православная Церковь всегда подчеркивала глубокую духовную связь между родителями и детьми, формирующуюся с момента зачатия ребенка. Эта связь настолько глубока, что не расторгается даже после смерти родителей. Поэтому грех, как болезнь души родителей, тяжелым бременем ложится на детей, т. к. семья – единый духовный организм.

В семейной иерархии у каждого члена семьи есть свое место. При этом место ребенка – только после отца, матери, дедушки, бабушки и старших братьев и сестер. В народной педагогике есть понятие «слепая материнская любовь» : эта любовь матери, возводящей своего ребенка на пьедестал, с которого потом он будет пренебрежительно относиться и к матери, и к отцу, да и к другим людям. Верный путь воспитания эгоиста – это искажение семейной иерархии. Материнство и отцовство – это, прежде всего, огромный труд и жертва своими интересами. Только в семье ребенок проходит школу послушания и заботы, в отличие от общественного воспитания в детском саду, где он проходит школу равноправия, т. к. там нет старших и младших, все дети имеют равные обязанности. Здесь они учатся жить без межличностных конфликтов, однако, как правило, в детских садах нет духа послушания и заботы, которым проникнута семейная обстановка.

При этом в детских учреждениях все люди временные – и воспитатели, и дети, что не способствует воспитанию ответственности друг за друга. Поэтому самих детей, как правило, здесь связывает лишь детская дружба, которая часто бывает переменчивой и кратковременной.

В семье наших еще недавних предков через общение и совместный труд традиционно происходила передача опыта от одного поколения другому. На ребенка с раннего возраста смотрели, как на будущего взрослого, трудом приобщая его к взрослой жизни. Так постепенно он приобретал важную черту взрослого человека – ответственность за принятые решения. Этому способствовал весь уклад православной семьи, а также правильное понимание целей самого воспитания. Его главная задача, конечно, не в запретах, а в том, чтобы сформировать у ребенка понимание того, что является нормой в его поведении. Воспитание предполагает создание у ребенка определенной иерархии ценностей, в том числе в семейных отношениях.

Современные ученые Тищенко Ю. В. и Перевозникова Е. В., исследовавшие психологию детей из православных семей, отмечают следующее. Детям из православных семей практически не свойственны такие негативные симптомокомплексы, как враждебность и трудности общения, а также конфликтность и депрессивность.

Подростки из православной семьи направлены на духовное развитие и смирение, согласно Е. В. Перевозниковой. Им свойственна меньшая выраженность различных видов агрессии, раздражения, негативизма, а также высокий уровень самообвинения и невысокий – самопринятия, связанный с сильным желанием соответствовать идеальным представлениям о себе.

Таким образом, функции семьи, выделяемые православным вероучением и психологией, находятся в состоянии соответствия и непротиворечия. Именно поэтому всё больше современных семей стремится приобщиться к православию.

Программа «Социокультурные истоки» как инструмент формирования православной семьи

Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, образующие устойчивую индивидуальность человека.

Ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника играет семья. Именно в семье ребёнок приобретает первый социокультурный опыт. Семья является ключевым моментом при реализации программы «Социокультурные истоки».

Целенаправленная работа по формированию системы духовно-нравственных ценностей с детьми и родителями в дошкольном образовании позволяет решать следующие задачи:

- объединить усилия семьи и детского сада с целью формирования у взрослых и детей единой системы ценностей;

- осуществлять руководство взаимодействием взрослых и детей;

- обеспечивать педагога социокультурным инструментарием, способствующим формированию духовно-нравственной основы личности, начиная с дошкольного возраста;

- повышать педагогическую культуру родителей.

В рамках реализации программы проводятся следующие мероприятия: активные занятия, ресурсный круг, мастер-классы, деловые игры.

Работа в паре, микрогруппе является эффективной формой взаимодействия, позволяющая научить родителей устанавливать партнёрские отношения с ребенком, другими взрослыми, согласовывать свое решение и ребенка, приходить к единому мнению.

Привлечение родителей к работе в паре позволяет родителям учиться слушать и слышать друг друга, у них формируется умение приходить к согласию, принимать совместные решения, приобрести умение понять собственный внутренний мир и внутренний мир своих детей. Это является основанием для развития между ними теплых доверительных отношений, появлению мотивации к взаимодействию.

В нашем детском саду проводились следующие совместные мероприятия с родителями: «Рождественская игрушка», «Новогодняя игрушка», «Пасха», «Добрая забота», «Моя любимая семья».

Дети и родители готовили различные поделки и атрибуты к праздникам, учили стихи.

По результатам анкетирования, мы выявили следующее, что 65% (+20%) родителей задумались о православной стороне своей жизни. А именно, стали чаще всей семьёй ходить в храм, интересоваться церковными праздниками, соблюдать церковные каноны.

Чтобы воспитать жизнерадостного, активного, доброго, милосердного, честного и уверенного в себе человека – не просто индивида, а личность, родители должны, прежде всего, сами быть нравственно воспитаны, относиться к себе и окружающим положительно и быть для ребёнка примером!

Публикации по теме:

«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки»«Дружная семья». НОД с детьми средней группы по программе «Социокультурные истоки» Воспитатель муниципального образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 99 «Почемучка» Управления образования Администрации.

Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки»Беседа с родителями «Реализация программы «Социокультурные истоки» Уважаемые родители! Сегодня наша встреча посвящена реализации программы духовно – нравственного развития дошкольников «Социокультурные истоки».

Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки»Опыт работы «Реализация программы «Социокультурные истоки» Русский философ Иван Александрович Ильин сказал: «В руках учителя лежит судьба России». Нам учителям надлежит сохранить и возродить традиционные.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (апрель) Апрель Категория «Труд души» Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение рассказа Н. К. Абрамцевой «Правдивая история о садовнике»;.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (декабрь) Декабрь Категория «Родные просторы» Совместная деятельность детей.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (февраль) Февраль Категория «Труд земной» Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение произведения О. С. Абрамова «Семейный праздник»;.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь)Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (январь) Январь Категория «Труд земной» Совместная деятельность детей с воспитателем.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (Май) Май Категория «Труд души» Совместная деятельность с воспитателем -чтение рассказа Н. С. Шмелёва «Троица»; -чтение рассказа И. Д. Ушинского.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (март) Март Категория «Труд души» Совместная деятельность с воспитателем -чтение сказки «Крошечка-хаврошечка»; -чтение р. н. с. «Снегурочка» -чтение.

Работа по программе «Социокультурные истоки» в средней группеРабота по программе «Социокультурные истоки» в средней группе (ноябрь) Ноябрь Категория ”Родные просторы” Совместная деятельность детей с воспитателем -чтение р. н. с. «Петушок и бобовое зернышко»; -чтение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Православная семья в современном мире. Программа «Социокультурные истоки» как инструмент формирования православной семьи
Опубликовано: 1 июня 2023 в 22:57
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Православная семья в современном мире. Программа «Социокультурные истоки» как инструмент формирования православной семьи» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Марунич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД