Алёна Богачёва
«Познание»: Формирование элементарных математических представлений. Тема: «Путешествие по сказочному лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
по образовательной области «ПОЗНАНИЕ» :
Формирование элементарных математических представлений
Тема : «Путешествие по сказочному лесу» дети 5-6 лет.
Богачёва Алёна Степановна
Воспитатель МБДОУ
«Детский сад № 15 Ромашка
Тема НОД «Путешествие по сказочному лесу».
Приоритетная образовательная область «Познание»
Публикация «„Познание“: Формирование элементарных математических представлений, Тема: „Путешествие по сказочному лесу“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2013
Интеграция образовательных областей
«Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».
Цели НОД:
1. Образовательный аспект:
• - Добиваться усвоения знания определять место положения окружающих детей относительно себя и обозначать его навыки (слева, справо).
• - Обеспечить запоминание последовательно называть дни недели.
• - Совершенствовать умения видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник).
• -Совершенствовать умение различать и называть знакомые объёмные геометрические фигуры (по форме, по цвету).
• - Добиться усвоения навыков счёта в пределах 10.
• - Добиться уточнения знания различать и сравнивать группы предметов по количеству.
• - Добиваться освоения знания о цифрах от 1 до 6.
• - Вызвать желание решать задачи на логическое мышление.
• - Систематизировать, знание детей, о пространственном представлении : слева, справо, вверху, внизу.
2. Развивающий аспект:
• - Обеспечить развитие навыков словообразования.
• - Обеспечить развитие коммуникативных навыков общения.
3. Воспитывающий аспект:
• - Побудить чувства взаимопонимание, дружелюбие
• - Порадоваться вместе с детьми игровой деятельности.
• - Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
4. Речевой аспект:
• - Осваивать элементарные навыки речевого этикета;
• -Добиться инициативности и самостоятельности в речевом общении с окружающими.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
-формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
Образовательная область «Физическая культура»- обеспечить оптимальную двигательную активность детей при проведении НОД.
Образовательная область «Здоровье»- способствовать сохранению здоровья детей путем использования здоровьесберегающих технологий.
Образовательная область «Безопасность»- формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).
Образовательная область «Коммуникация»
Осваивать элементарные навыки речевого этикета;
Добиться инициативности и самостоятельности в речевом общении с окружающими;
Побудить в детях силу воли, достижение своей цели.
Вызвать желание сопереживать чужому горю.
Образовательная область «Социализация»
Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию.
Методы и приемы.
Наглядный ( демонстрационный: иллюстрации, конверт с письмом, посылка, картина на сравнение)
Словесный (художественное слово, словесные игры, вопросы)
Практический (цифры в вагончиках, ориентировка на листе).
Игровой (сюрпризный момент, персонажи по сюжету, игры «назови дни недели»,игра «сосчитай и сравни», игра «математические загадки»,игра «что бывает круглой, квадратной и т. д.) игра «цифры в вагончиках», игра «ориентировка на листе».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
1. Совместная деятельность: Беседы, отгадывание загадок; чтение художественной литературы…
2. Образовательная деятельность в ходе режимных моментов: проведение НОД – игры словесные и дидактические. ….
3. Самостоятельная деятельность детей: рассматривание иллюстраций ….
Материалы для проведения непосредственной образовательной деятельности:
- Конверт с письмом, шарик, посылка.
- иллюстрации (сказок).
- персонажи - игрушки: белочка, медведь, зайка.
- цветочки, бабочки, шишка
- раздаточный материал (цифры, вагончики)
- лист бумаги, карандаши простые
- образец для сравнения.
Педагогические технологии: соц. игровая (игры в кругу, личностно-ориентированная модель обучения и воспитания детей, здоровьесберегающая технология: двигательная активность.
Форма организации НОД : Игра- путешествие, соц-игры в кругу, работа фронтальная.
Ход НОД
Упражнение «Приветствие»
Поздоровались с гостями
Улыбнулись всем вокруг
И скорее встали в круг.
Руку дали другу слева
А теперь соседу справа.
Мячик мы передаём
Друга слева, друга справо
Мы скорее назовем (передаётся мяч по кругу…
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся.
«СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ». музыка ветра (шарик на нём письмо).
В. Ой ребята слышите, ветер… Дети посмотрите, ветер принёс нам воздушный шар… И конверт…
Давайте откроем его и прочтём что там написано. Ребята письмо то говорящее на диске записанное. Давайте прослушаем.
ПИСЬМО (говорящее письмо)
Здравствуйте ребята! Меня зовут Василиса Премудрая. Злая Баба Яга похитила у меня волшебную книгу сказок. Разорвала её на странички и разбросала по тёмному лесу. Помогите мне ребята, пожалуйста, книгу собрать и злую Бабу Ягу победить. Ваша Василиса Премудрая….
В. - Ну, что ребята поможем Василисе Премудрой?
Д. - Да….
В. - Там нас ждут волшебные превращения, приключения, трудные задания…
Ребята, для того, что бы попасть в сказку, давайте, оденем, наши волшебные колпачки, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесё м волшебные слова:
• В круг скорее становись
Крепко за руки держись
Раз, два, три, четыре, пять
В сказку будем попадать.
В. - Ребята, вот мы и волшебном лесу.
Посмотрите на дерево, а кто сидит на его ветках?
Д. - Белочка.
В. - Ребята посмотрите, а в лапках белочки страничка из волшебной книги сказок.
Белочка тут мне шепнула, что она отдаст, страничку из волшебной книги сказок, в том случае если мы выполним задание. И назовём дни недели.
Игра «Назови дни недели» (музыка)
( По кругу: передаём шишку, и на ком остановится музыка, отвечает на вопрос).
• Какой сегодня день недели?
• Сколько дней в недели?
• Как называется пятый день недели?
• Назови все дни недели?
• С какого дня начинается неделя?
• Какой день недели идёт за вторником?
• Назови мне выходные дни в недели?
Молодцы ребята вы справились с заданием, вот и первая страничка из волшебной книги сказок.
А как называется эта сказка, которая изображена на страничке?
Д. - Белоснежка и семь гномов.
В. - Спасибо белочка, что отдала нам страничку из волшебной книги сказок….
В. - Ребята, а кто нас здесь встречает на этой полянке?
Д. - Медведь.
В. - Ребята, а у мишки тоже есть страничка из сказки. А Мишка нам что-то приготовил.
Для того что мишка отдал нам страничку из волшебной книги сказок нам нужно решить его задачки, которые он нам приготовил.
Игра «Математические загадки».
• На пассике три медвежонка.
Играли в прятки у бочонка.
Один в бочонок еле влез.
А сколько убежало в лес? (два).
• Пять щенят в футбол играли. Одного домой позвали. Он в окно глядит, считает. Сколько их теперь играет? (четыре).
• Яблоки в лесу поспели,
Мы отведать их успели. Пять румяных наливных. Три с кислинкой. Сколько их? (восемь).
• Пять лисят песок копают. Два на солнце загорают. Сколько всех, скажите мне (семь).
• На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один и уселся рядом с ним. Я хочу спросить ребят: «Сколько стало здесь щенят?» (два).
В. - Молодцы ребята, мишка даже повеселел. Посмотрите вот и страничка из волшебной книги сказок. А какая сказка изображена?
Д. - Гуси лебеди.
В. - Спасибо тебе мишка…
В. - Ребята посмотрите ковёр самолёт. А мы сможем полететь на этом ковре самолёте? А почему?
Д. - (ответы детей).
В. - Ребята, подойдите, возьмите по заплатке и почините ковёр…
(индивидуальная работа (вопросы к детям).
• Серёжа, а у тебя какая фигура?
• Лера, а у тебя какая фигура?
• Вадим, а у тебя какая фигура?
Присаживайтесь на наш ковёр самолёт (музыка).
Ребята ведь это волшебный ковёр самолёт, мы сейчас закроем глаза.
Чтоб случились чудеса
Наш ковер – самолет
Отправляется в полет.
(Звучит спокойная музыка.)
Он плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает нас. Мы пролетаем мимо ласкового солнышка, которое касается нас своими теплыми лучами. Оно решило поиграть немного с нами. Солнышко щекочет наши носики, глазки, ротики, ушки. Погрейтесь под его лучами (пауза). Постепенно ковер – самолет начинает снижение и приземляется… (пауза). Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза.
Ребята, а сейчас наши волшебные колпачки превращаются в шапку невидимку, и мы с вами поиграем в игру.
Игра «что бывает круглым, квадратным, треугольным.» (дети, под музыку ходят, когда останавливается музыка, задаёшь вопрос ребёнку).
В. - Вот видите ребята, мы и здесь со всем справились. Вот и ещё одна страничка от волшебной книги сказок. А какая тут сказка изображена?
Д. - Три поросёнка.
В. - Ребята посмотрите перед нами цветочная полянка.
Игра «сосчитай и сравни).
• А сколько цветов белого цвета?
• А сколько цветов красного цвета?
• А сколько цветов жёлтого цвета?
• А сколько цветов синего цвета?
• А сколько здесь цветов?
• Посмотрите здесь ещё кто?
• А сколько бабочек?
• А чего больше цветов или бабочек?
• А на сколько, больше цветов, чем бабочек?
• А, что нужно сделать, что бы их было поровну?
В. - Молодцы ребята, вот нам и ещё одна страничка из волшебной книги сказок. А какая тут сказка изображена?
Д. - Красная шапочка.
В. - Ребята, посмотрите, а нас здесь встречает Незнайка и у него страничка из волшебной книги сказок, нам предстоит выполнить задание, что бы её получить. Присаживайтесь за столы….
Ребята Незнайка мне шепнул, что цифры у него все перепутались. Помогите каждому цифре сесть в свой вагончик. Разложите их по порядку от 1 до 6 (каждый выкладывает числовой ряд).
Игра «Цифры в вагончиках»
• Назови цифры по порядку, так как ты их разложил по вагончикам.
• Ребята давайте проверим, какую цифру вы положили в вагончик между 3 и 5 вагончиком.
• Назовите, какую цифру вы положили между 4 и 6 вагончиком.
• Назови соседей цифры (числа) 2
Молодцы, а теперь сложите цифры на место.
Игра «Ориентировка на листе»
Ребята а давайте нарисуем картину Незнайке, перед вами лист бумаги а где, что нарисовать слушайте внимательно…
• Нужно нарисовать солнышко в правом верхнем углу.
• В левом нижнем углу нарисовать нужно домик.
• В левом верхнем углу солнышко.
• В правом нижнем углу гриб
• А в центре цветок.
ПРОВЕРКА ПО ОБРАЗЦУ.
В. - Молодцы ребята. Вы отлично справились с заданием. Вот и последняя страничка из волшебной книги. А как называется эта сказка…
Д. - По щучьему веленью.
В. - Ребята, а нам пора возвращаться в детский сад. Становитесь в круг (закрываем глаза).
• В круг скорее становись
Крепко за руки держись
Раз, два, три, четыре, пять
В детский сад спешим опять.
(открываем глаза и присаживаемся на ковёр)
Ребята, вот мы все странички из волшебной книги собрали. А как мы можем отправить Василисе Премудрой эти странички?
А давайте отправим по почте посылкой… (Укладываем в посылку, (музыка).
Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие. Вам понравилось?
• А что понравилось больше?
• А в чём ты испытывал затруднение?
Ритуал окончания: (в кругу)
Дружно за руки возмёмся
И друг другу улыбнёмся!
Список литературы:
1. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
2. .В. П. Новикова. «Математика в детском саду».
Мозаика-Синтез. 2009г
3. Е. В. Колесникова. «Математика для дошкольников 5-6 лет».
Сфера. 2004г.