Светлана Катенева
План-конспект организации и руководства труда в природе «Посадка черенков герани»
▼ Скачать + Заказать документы
Министерство труда и социального развития
Краснодарского края
Государственное казённое учреждение социального обслуживания
Краснодарского края «Славянский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних»
План-конспект
организации и руководства труда в природе
по теме «Посадка черенков герани».
Воспитатель Катенева С. В.
Славянский район
пос. Совхозный
Публикация «План-конспект организации и руководства труда в природе „Посадка черенков герани“» размещена в разделах
- Герань, комнатное растение
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посадка и выращивание растений
- Посадка и выращивание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Тема: «Посадка черенков герани».
Цель: совершенствовать трудовые навыки и умения детей.
Программные задачи:
образовательная: формировать знания и умения по уходу за объектами природы;
развивающая: развивать умение пользоваться хозяйственно-бытовым оборудованием.
воспитательная: воспитывать у детей положительного отношения к природе.
Оборудование: клеенка, фартуки, одноразовые стаканчики на каждого ребенка, палочка, лейка с водой, ведро с землей, совочки, «Герань», черенки растения.
Предварительная работа: уход за комнатными растениями, рассматривание иллюстраций комнатных растений, заучивание стихов о цветах, отгадывание загадок о растениях.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Какие растения вы знаете в уголке природы?
Дети: Кактус, фикус, традесканция, фиалка, герань.
Воспитатель: Почему они называются комнатными?
Дети: Это растения, которые не растут в открытом грунте круглогодично, т. к. они не переносят холод и если их оставить в земле, то зимой они погибнут.
Сюрпризный момент: (Слышен стук в дверь, входит почтальон, приносит красивую коробку).
Воспитатель: Чтобы узнать, что лежит в коробке и её открыть, надо отгадать загадку:
Загадка.
Круглые листочки,
Пышные цветочки
Даже очень хороши –
Так решили малыши.
На окне в такую рань
Распускается … (герань).
Основная часть:
Воспитатель: Каждый цветок прекрасен по-своему. Герань - символ тепла и уюта, символ дома, где тебя всегда ждут. Не зря еще герань называют «бабушкин цветок». «Бабушкин» - значит родной, привычный, домашний…
Родился цветок далеко-далеко в Южной Африке. Привезли его к нам путешественники-мореплаватели. Всем он понравился за то, что он так красиво цветёт. Давайте внимательно рассмотрим герань (пеларгонию).
Растение это светолюбивое, у него прямой стебель, округлые, светло-зелёные листья на длинных черенках. На листочках как будто нарисованы бурые, коричневатые круги. Цветки растут «букетиком» - соцветием. Также считается, что запах герани борется с вирусными инфекциями: если потереть листик герани, то он начнет пахнуть, этот запах защищает человека от болезни. Также применяют герань в случаи, когда болит ухо: отрывают листик герани сворачивают в трубочку и закладывают в ухо.
(Посадка черенка).
Воспитатель: Сегодня мы с вами научимся сажать черенки этого растения. Ребята, а кто хочет посадить черенок герани, чтобы потом подарить, порадовать, этим красивым растением маму? (Ответы детей).
-Сейчас я вам покажу, как это сделать. Но для начала давайте рассмотрим какой инвентарь понадобится нам для выполнения этой работы. (Показ воспитателя).
1. Клеёнка;
2. горшочки;
3. контейнер с землёй;
4. палочка;
5. совочек;
6. леечка;
7. фартук;
8. черенки герани.
-Теперь посмотрите как я буду сажать черенок герани : сделать ямку палочкой, воткнуть в землю и прокрутить; поместить черенок в углубление в земле; землю около черенка прижать, но не слишком близко к стеблю; посаженный черенок полить.
(Самостоятельная трудовая деятельность : посадка детьми черенков. Воспитатель контролирует процесс посадки).
Воспитатель: Давайте посчитаем количество листочков на ваших черенках, чтобы проследить развитие нашего растения: когда появится новый лист, это значит, что черенок прижился и растет. Теперь необходимо навести порядок и поставить наши растения на окно, чтобы было достаточно света.
Заключительная часть:
Воспитатель: Вот и подошло наше занятие к своему завершению. Сегодня вы хорошо потрудились. Чем сегодня мы занимались на занятии?
Дети: Учились сажать черенки «Герани».
Воспитатель: Что в работе вам показалось трудно выполнимым?
-Что было делать легко?
-Для чего необходимо ухаживать за растениями?
-Для чего мы посадили сегодня черенки? (Ответы детей).
(Разговор с детьми об уходе за растениями.
Напомнить о том, что эти растения ребята принесут в подарок маме).
-Всем спасибо, теперь будем наблюдать, как развиваются наши растения.
Конспект организации и руководства труда в природе в средней группе.
Тема: «Уход за комнатными растениями».
Цель: закрепить умение ухаживать за растениями различным способом.
Программные задачи:
образовательные: учить описывать растение, выявляя различия и сходства по характерным признакам; формировать представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле;
развивающие: развивать интерес к комнатным растениям;
воспитательные: воспитывать у детей бережное отношение к растениям.
Предварительная работа: беседа о комнатных растениях; чтение стихотворений и загадок о растениях; игра с мячом – «Назови ласково».
Материал и оборудование: фартуки для детей и воспитателя, клеенка, горшки с цветами, лейки с водой, тряпочки, пульверизатор, кисточки для протирания пыли; письмо с загадкой; лопатка, грабельки для рыхления. Мяч.
Ход занятия:
Вводная часть:
(В центре группы стоят стол с цветами. Стук в дверь, появляется Кукла Катя с письмом и мешочком с инструментами.
Кукла: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Кукла: Зовут меня кукла Катя! Я пришла к вам в гости и принесла вам письмо. Хотите узнать, что в нем?
Дети: Да. (Кукла читает письмо, в нем загадка).
Загадка:
«Воздух очищают, создают уют
На окнах зеленеют, и зимой цветут».
Дети: Цветы.
Кукла: Правильно вы отгадали, это комнатные растения.
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужны комнатные растения?
Дети: Для красоты, они очищают воздух, дают кислород.
Воспитатель: А ты, Катя, знаешь, из чего состоят наши растения?
Кукла: Нет.
Воспитатель: Сейчас наши дети покажут тебе все части растений. (Дети подходят к воспитателю, и на столе находят корень, показать на примере лука корешки. На что похожи корешки?
Дети: На нити. (Затем находят стебель и листочки, показав на примере цветов).
Воспитатель: Что нужно растению, чтобы оно росло?
Дети: Вода, солнце, земля, воздух, доброта.
Кукла: У меня тоже много комнатных растений, но они почему - то, все пыльные. Я не умею за ними ухаживать. У меня есть инструменты по уходу за растениями, но не знаю, как их применить.
Воспитатель: Ребята, рассмотрим, какие инструменты принесла кукла Катя.
(Дети вместе с воспитателем и куклой рассматривают и определяют для чего нужны инструменты).
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы растения хорошо цвели росли?
Дети: Поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать.
Кукла: А, я тоже поливаю, рыхлю, но не знала, что комнатные растения нужно
протирать от пыли. А как протирать от пыли?
Воспитатель: Мы тебе сейчас расскажем и покажем
Основная часть:
«Уход за комнатными растениями».
Воспитатель: Как называется это растение? (Воспитатель показывает растение «Каланхое»).
Дети: «Каланхое».
Для того чтобы протереть листики нашего цветка необходимо: намочить в тазике тряпочку, хорошо ее отжать, положить на ладошку лист растения и тряпочкой аккуратно от стебелька к концу листочка протирать так, чтобы не поранить растение. После того как листик протерт, берём следующий листик и протираем его. И так протираем все листики. Не забываем прополаскивать тряпочку.
Воспитатель: Как называется это растение? (Воспитатель показывает растение «Драцена»).
Дети: «Драцена».
Воспитатель: Ребята, а как мы будем ухаживать за этим комнатным растением?
Дети: Мы его будем опрыскивать, потому что у него узкие листья протереть тряпочкой очень трудно. (Воспитатель показывает как взбрызгивать растение).
Воспитатель: Правильно! Ребята, кто догадался, как называется этот цветок? (Воспитатель показывает растение «Фиалка»).
Дети: «Фиалка».
Воспитатель: Правильно! С листьев «Фиалки» мы будем аккуратно сметать пыль кисточкой, так как листья «Фиалки» боятся воды. Они могут погибнуть от влаги. (Воспитатель показывает как кисточкой сметать с листиков пыль).
Воспитатель: А теперь мы вместе с Куклой поиграем в игру.
Игра «Назови ласково» :
стебель-стебелек, вода-водичка
лист-листочек, лейка-леечка
цветок-цветочек, горшок-горшочек,
земля - землица, корень - корешок.
Воспитатель: Давайте ещё проведем разминку.
Физкультминутка: «Спал цветок».
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Воспитатель: Ну что, поиграли, размялись, а теперь за работу. Давайте вспомним, что мы должны сделать.
Дети: Надеть фартуки, закатать рукава.
Воспитатель: Правильно!
(Распределение работы. Дети идут трудиться).
-У кого желтые наклейки – тот идет ухаживать за драценой; у кого синие – тот ухаживает за фиалкой; у кого зеленые – тот ухаживает за Фикусом.
Заключительная часть:
Кукла Катя: Молодцы, дети, как хорошо у вас все получилось. Я все запомнила.
Воспитатель: А еще, кукла Катя, ребята знают пословицы о труде.
Дети рассказывают пословицы:
«Умелые руки не знают скуки»;
«Дело мастера боится»;
«Кончил дело - гуляй смело!»;
«Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда»
Кукла Катя: Какие молодцы!
Воспитатель: Что мы сегодня делали?
-Для чего?
-Что нового вы узнали?
Кукла Катя: Спасибо, ребят, что научили меня ухаживать за растениями. Побегу домой и позабочусь о своих цветах. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель: Вы сегодня хорошо потрудились, теперь можно и отдохнуть. Всем спасибо!
Конспект организации и руководства труда в природе в младшей группе.
Тема: «Посадка лука».
Цель: Уточнить представления детей о луковицах (они круглые, жёлтые, есть верхушки и корешки).
Программные задачи:
образовательная: формировать навыки посадки луковиц;
развивающая: развивать представления об условиях необходимых для роста растений;
воспитательная: воспитывать интерес к труду в природе.
Предварительная работа: беседа о лечебных свойствах лука, рассматривание иллюстраций лука.
Материал и оборудование: зайчик, ящик с землёй, клеёнка, проросший лук, луковицы, лейка с водой, фартуки.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Ребята, к нам в гости пришёл Зайчик принёс много луковиц., а Зайчик для чего тебе столько луковиц?
Зайчик: Я принёс луковицы, чтобы вы посадили его у себя в группе и вырастили много зелёного лука. Лук богат витаминами, которые защищают нас от болезней и ваши ребята никогда не будут болеть.
Основная часть:
Воспитатель: Спасибо, Зайчик. Ребята, посадим луковицы?
Дети: Да!
Воспитатель: Какой формы луковицы?
Дети: Круглый.
Воспитатель: Какого цвета луковицы?
Дети: Белый, золотой, коричневый, желтый.
Воспитатель: Правильно, а ещё у лука есть корешки и вершки (сопровождается показом).
-Диониз, покажи верхушку. Назови, что показываешь?
Диониз: Вершок.
Воспитатель: Дима, покажи корешок. Назови, что показываешь?
Дима: Корешок.
Воспитатель: А теперь подойдём к столу и посмотрим, что у нас в ящике?
Дети: Земля.
Воспитатель: Прежде чем мы приступим к работе, давайте разомнем пальчики:
Наши красные цветки
Расправляют лепестки
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
Наши красные цветки
Закрывают лепестки,
Кулачки качают,
Тихо засыпают. (Выполняют движения по ходу стихотворения).
Воспитатель: Для того чтобы приступить к работе, необходимо надеть фартук и закатать рукава. (Дети одевают фартуки).
-Посмотрите, в ящике у нас земля, в земле выкопаны лунки, выберите каждый себе лунку. Лиля покажи лунку. Назови, что показываешь?
Лиля: Лунку. (Вопрос задаётся нескольким детям).
Воспитатель: Возьмите каждый себе луковицу в руку и кладём луковицу в лунку верхушкой вверх и прижимаем луковицу к земле. (Дети повторяют действия воспитателя).
Воспитатель: А для того, что бы зелёный лук быстрее вырос, мы польём его водой из леек. (Дети берут лейки и поливают посаженные луковицы).
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня посадили лук, посмотрите, каким он у нас вырастет, если мы будем его хорошо поливать. (Показывает проросший лук).
Зайчик: Молодцы! Как много луковиц вы сегодня посадили. Когда из луковицы вырастит зелёный лук, я обязательно приду к вам в гости посмотреть на урожай. А теперь мне пора прощаться. До свидания.
Воспитатель: Вы сегодня молодцы, работали хорошо.
-Что мы с вами посадили?
-Как называется место, куда мы посадили лук?
-Что необходимо чтобы лук вырос? (Ответы детей).
-Мы будем наблюдать за тем как растёт наш лук, а когда он вырастит, будем его кушать, чтобы не заболеть. Всем спасибо за работу.
Конспект организации и руководства труда в природе в подготовительной группе.
Тема: «Наведем порядок на участке».
Цель: Формировать умение трудиться в коллективе.
Программные задачи:
образовательная: совершенствовать трудовые навыки : владение веником, совком, лейкой, ветошью;
развивающая: развивать мелкую моторику, координацию движения рук;
воспитательная: воспитывать дружелюбие, стремление помочь товарищу в выполнении трудового задания.
Оборудование и материалы: 2 веника, 2совка, ведерки, лейка, тряпочки, мусорный пакет.
Предварительная работа: наблюдение и помощь в работе дворнику, няне.
Ход занятия.
Вводная часть:
Воспитатель: Посмотрите на наш участок. (Обращает внимание на пыль на лавочках, сухие ветки, сухой песок).
-Ребята, мы живём в такой местности, где весной часто бывает сильный ветер. А если ветер на улице, то он приносит много пыли, мусора, обламывает сухие ветки.
-Что необходимо сделать, чтобы играть стало комфортно?
Дети: Навести порядок.
Хоть мы маленького роста, с делом справимся мы просто.
Только смелый и упорный доберется к цели бодро.
А еще в труде нам нужно знать законы прочной дружбы.
Ведь девиз у нас такой:
Друг за друга мы горой!
Основная часть:
Воспитатель: Правильно!
- А какую работу мы должны выполнить?
Дети: Собрать ветки, протереть пыль с лавочек, увлажнить песок.
Воспитатель: Правильно! Какой инвентарь нам понадобится для работы?
Дети: Ведро с водой, лейка с водой, тряпки, веники, совок, мусорный пакет.
Мы польем песок из лейки,
И дорожки подметем,
Пыль сотрем со всех скамеек,
А потом играть пойдем!
Воспитатель: Но если мы будем выполнять вместе каждый вид работы, то будем друг другу мешать. Что нам надо сделать, чтобы этого не произошло?
Дети: Распределить обязанности.
Воспитатель: Правильно!
(Воспитатель распределяет поручения между детьми)
- В этот пакет мы соберем бумажки и веточки. Давайте эту работу поручим Лиле и Дионизу. Аделина веник возьмет и в домиках подметет. Ксения и Дима возьмут тряпочки и со скамеек пыль сотрут. А я и Марк увлажним песок. (Распределив поручения, воспитатель подбадривает ребят, в процессе помогает советами и действиями, побуждает помогать друг другу).
Воспитатель: Не забывайте, что тряпку надо полоскать чаще, чтобы грязь не осталась на лавочках. (Обращается к Ксюше и Диме).
-Веником сильно не размахивать, чтобы мусор не разлетался по всему домику, на веник сильно не надавливать, потому что он может сломаться, а слегка касаться пола, сметая весь мусор в одну кучку. (Обращается к Аделине).
-Водичку распределять равномерно по всей песочнице, а не выливать её в одном месте. (Обращается к Марку).
-Кто выполнил свою работу может помочь остальным детям. Нельзя оставаться в стороне, когда товарищам трудно. (Обращается ко всем детям).
Заключительная часть:
Воспитатель: С работой мы дружно справились. Вспомним пословицы о труде, я начну, а вы продолжите:
Без труда, не вытащишь (рыбку из пруда);
Кончил дело – (гуляй смело);
Хочешь есть калачи (не сиди на печи);
Любишь кататься (люби и саночки возить);
Дело мастера (боится).
-Молодцы! Давайте посмотрим как вы выполнили свою работу. (Оценивают качество работы).
-Кому было тяжело выполнять свою работу?
-Кому легко было выполнять свою работу?
-Для чего мы сегодня трудились на нашем участке? (Ответы детей).
-Ребята, вам понравилось работать в команде?
-Как здорово работать вот так вместе, дружно как в пословице: «Дружно не грузно, а врозь хоть брось». Каждый выполнял свою работу, а вместе сделали большое дело! Спасибо, вы молодцы!