вера зворыгина
Проект по экологии во второй младшей группе «Покормите птиц зимой»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по экологии
2 младшая группа
Вид проекта : групповой.
Тип проекта :познавательно-практический
Продолжительность проекта : ноябрь - март
Состав проектной группы :
Руководитель – воспитатель
Участники -дети второй младшей группы (3 – 4 года, родители воспитанников.
Актуальность темы:
Публикация «Проект по экологии во второй младшей группе „Покормите птиц зимой“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Зима
- Зимующие птицы. Проекты
- Кормушка для птиц. Покормите птиц зимой
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Зима - суровое время года, а для птиц самая тяжелая пора. Но даже в самый крепкий мороз пернатые могут выжить, при условии, что у них будет достаточно корма. В таких условиях птицам особенно трудно добывать корм, к нему невозможно добраться. Молодые особи, не успевают за короткий зимний день прокормиться и гибнут от голода. По данным орнитологов, за время сильных морозов погибает до 90% синиц. К весне примерно 8-9 из 10 зимующих птиц погибают от голода!
Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка птиц может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения.
Холод этим птицам не страшен, потому что у птиц очень горячая кровь. Им страшен голод. Поэтому птиц надо подкармливать. Подкормившаяся на кормушке птица начинает усиленно разыскивать корм на деревьях и кустарниках в районе расположения кормушки. В поисках пищи многие птицы жмутся к человеческому жилью. Все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.
Очень важно знакомить детей с младшего возраста с некоторыми важными экологическими закономерностями : влияние количества и доступности корма на поведение и образ жизни зимующих птиц; зависимость выживания зимующих птиц от продолжительности зимнего периода.
Наглядно показывать существование причинно-следственных связей в природе, пробудить интерес к наблюдению за жизнью зимующих птиц, обосновать необходимость подкормки птиц вплоть до весеннего оживления природы, способствовать возникновению чувства и желания помогать зимующим птицам.
Цель проекта :
1. Закрепить представления дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
2. Познакомить детей с птицами нашего края. Воспитывать у детей эмоционально-положительное отношение к птицам, развивать желание помочь им.
Задачи проекта :
Обучающие:
- Обогащать знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
- Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
- Научить детей правильно подкармливать птиц.
Развивающие:
- Способствовать развитию познавательной активности, любознательности
- Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь.
Воспитательные:
- Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях
- Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.
- Укреплять детско-родительские отношения.
Предполагаемый результат:
- у детей сформирована система знаний о зимующих птицах;
-созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о жизни зимующих птиц;
-у детей появилось желание помогать птицам в зимнее время года.
Этапы реализации проекта :
I этап – подготовительный
• Обсуждение цели и задач воспитателя с родителями (консультации, памятки, информационные листы) по теме проекта.
• Создание необходимых условий для реализации проекта.
II этап – основной (практический)
Выполнение проекта проводилось в четырех направлениях:
• работа воспитателя с детьми;
• самостоятельная деятельность детей;
• работа воспитателя с родителями;
• совместная деятельность родителей и детей.
1. Работа воспитателя с детьми.
Беседы: «Что ты знаешь о птицах?»,«Как узнать птиц?», «Меню птиц», «Зачем помогать птицам зимой?».
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах, сюжетных картинах, журналах и фотографиях.
Составление рассказов по иллюстрациям.
Разучивание пальчиковых игр, физминуток, речевых игр.
Заучивание стихотворенияА. Яшина «Покормите птиц зимой!»
Чтение худ. литературы: Н. Грибачева "Ну, морозы, ну, морозы!”, Т. Евдошенко "Берегите птиц", "Зимние гости", Ю. Никонова "Воробьишко", В. Н. Морозов "Птичьи хлопоты".В. Звягиной «Воробей», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г. Скребрицкий «Берегите птиц», Г. Ладонщиков «Наши друзья», Чарушин «Воробьишко».
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах).
Оформление альбомов загадок, стихов о птицах.
Прослушивание аудиозаписи из серии «Голоса птиц».
Просмотр презентации «Зимующие птицы»
Просмотр мультфильма «Попугай Кеша»
Дидактические игры: «Угадай по описанию», «Назови ласково», «Кто, что любит?», «Собери птицу», «Что за птица?», «Угадай, какая птица поет?», «Какая птичка улетела?», «Узнай следы», «Чей клюв?», «Узнай хвостик», «Собери картинку», «Четвертый лишний».
Сюжетно-ролевые игры: «Пригласи синичку в гости», «Больница птиц», «Столовая для птиц».
Инсценировка «Птичья столовая».
Художественное творчество: нетрадиционное рисование (ладошками – сороки-белобоки; пальчиками –гроздья рябины).Рисование «Деревья в лесу». Аппликация «Снегири на ветке»; лепка «Корм для дятла».
Прогулки: наблюдение за птицами, птичьи следы, беседы о зимующих птицах;
Подвижные игры:«Вороны», «Птички-синички», «Воробышки и кот», «Совушка».
Экскурсия по территории детского сада.
Открытие «Птичьей столовой».
2. Самостоятельная деятельность детей:
Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Рассматривание сюжетных картин и фотографии.
Настольно-печатные игры, игры-вкладыши, трафареты, раскрашивание силуэтов птиц в раскрасках.
3. Работа воспитателя с родителями:
Папка-передвижка «Поможем перезимовать пернатым»; памятка «Птицызимой»;консультация «Покормите птиц зимой»; памятка «Читаем с детьми» (В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости»,А. Яшин «Покормите птиц зимой»).
4. Совместная деятельность родителей и детей.
Конкурс «Самая оригинальная кормушка». Акция «Соберём корм для птиц». Чтение художественной литературы о зимующих птицах. Наблюдения за птицами. Рассматривание иллюстраций. Рисование, раскрашивание птиц.
III этап - заключительный
Подготовка отчета с презентацией.
Продукт проектной деятельности.
Выставки рисунков, аппликаций, поделок детей. Плакат «Зимующие птицы». Создание композиции «Птичья столовая» Изготовление «Кладовой для корма». Выставка познавательной и художественной литературы о птицах «Мир зимующих птиц». Кормушки, сделанные родителями с детьми.
Описание проекта
Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает два жизненно важных вопроса: как прокормиться и куда спрятаться от холодов. Светлая часть суток сокращается, доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает: увеличиваются затраты энергии на противостояние организма низким температурам. Вот почему наши синицы, воробьи, снегири и другие зимующие птицы становятся зимой такими прожорливыми – практически весь день только тем и занимаются, что ищут пищу, так как хороший слой жира под кожей образует дополнительную защиту от морозов.
Для того чтобы научить детей особенностям кормления, правилами поведения возле кормушек с видовым разнообразием зимующих птиц, педагогам самим необходимо знать все о птицах.
В группе имеются памятки : «Меню птиц». Примерная тематика памяток для педагогов:
Сделать кормушку для птиц недостаточно, нужно регулярно заботиться о том, чтобы в ней была птичья еда. Кормление птиц – дело не только важное, но и ответственное. Орнитологи предупреждают, что птицам ни в коем случае нельзя скармливать пряные, соленые, острые, жареные, кислые продукты. Птицам нельзя есть цитрусовые (апельсины и лимоны, кожуру бананов. Нежелательно кормить их рисом и гречкой. Можно давать только белый хлеб, а вот черный хлеб опасен – он закисает в зобу птиц, плохо переваривается (особенно в мороз).
У разных птиц есть свои предпочтения в еде. Синицы любят несоленое сало, сыр и мясо (вареное и сырое). Для таких угощений даже кормушка не нужна, их просто подвешивают на ветку при помощи проволочки. Ветер будет раскачивать кусочек, но это не смущает синичек.
Почти у всех мелких пернатых любимое блюдо – семечки подсолнечника, они должны быть мелкими и, конечно, нежареными. Умные птицы не глотают семечки целиком, со шкуркой, а мастерски выклевывают зернышко. Кроме подсолнечных, пернатые любят семена арбуза, дыни, тыквы, кабачков и патиссонов, просо, пшено, рябину, боярышник и зерна кукурузы. А еще – шкурки от бекона, вареные яйца, вареный картофель, геркулес (но не в виде каши). Конечно, весь корм должен быть свежим. Неплохо поместить в кормушке и кальциевую подкормку - скорлупу куриных яиц.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в «столовую». Если Вы начали подкармливать птиц, продолжайте делать это до конца зимнего сезона. Зерна, семечки и орехи следует подсыпать регулярно, иначе, обнаружив несколько раз кормушку пустой, птицы улетят в другое место. Зимняя столовая будет работать и весной, до тех пор, пока не проклюнется первая зелень.
Большую помощь в воспитании бережного отношения к природе, изготовлении кормушек, оказывают родители. В родительских уголках на протяжении всего времени прохождения акции помещаются информационные листы акции «Покормите птиц зимой!». К тому же покормить птиц - несложный и очень приятный способ проявить человечность и стать добрее.
Во время подкормки дети учатся соблюдать правила поведения возле кормушек. Также учим детей, что корма в кормушках должно быть немного, только нужного птицам : семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнухи, кусочки несоленого сала, ягоды рябины.
Наши малыши тоже не остаются в стороне, с большим трепетом каждый день бегут проверять кормушки - очищают их от снега и пополняют их кормом. А птицы не заставляют себя долго ждать.
Ребята должны знать, что птиц кормить необходимо регулярно. Нельзя подкармливать время от времени: именно зимой им очень нужна наша поддержка.
Места для размещения кормушек также заранее планируем: места подбираем не шумные. И желательно, чтобы кормушки были видны из окон, где можно было посмотреть и понаблюдать за птицами (разнообразием, повадками).
В группе проводятся различные мероприятия познавательного характера.
С детьми рассматриваем картинки иллюстрации с птицами, разучиваем стихи о птицах. В образовательной деятельности используем физкультурные минутки, скороговорки, просмотр презентации, мультфильмы.
Изготовлены различные дидактические игры, с помощью которых ребятам легче представить особенности строения ижизнедеятельности птиц :
1. Игры: «Мы - птицы», «Построим гнезда» (для игры «Построим гнезда» на картоне воспитатель пластилином лепит форму гнезда, помещает яйца птиц; в коробке имеются лоскутки, перышки, кусочки ваты, ткани - все, что необходимо птицам для построения теплого гнезда. Дети, используя данный материал, строят гнезда, и в конце – из яиц вылупятся птенцы.
2. Игра: «Когда прилетают птицы» с использованием экологического светофора (игры с использованием экологического светофора можно придумывать разные, опираясь на цвет, например: красный цвет- лето, зеленый – весна… или красный цвет –опасность, желтый - осторожно… В зависимости от изменения значения цвета светофора можно придумывать различные правила игры и, конечно же, новые игры: «Любимая пища синички», «Когда это бывает»… К данной игре имеются цветные наборы картинок по разным темам, в зависимости от придуманной игры.) и другие.
С помощью игр словесной направленности у детей не только расширяются познавательные способности, но и развивается речь, логическое мышление, формируется лексико-грамматический строй речи.
Беседы и наблюдения за птицами продолжаются на прогулке. После таких бесед, игр познавательного характера, конечно же, ребята готовы и хотят помочь птицам. Для этого дети вместе с родителями изготавливают кормушки. Рассматривают их, доделывают, чтобы птицам было удобно сесть и поклевать корм. Затем кормушки развешивают, прикрепляют и кормят уже своих маленьких друзей.
В детском саду существует добрая традиция «Праздник для птиц». После новогоднего праздника, елку выносим на участок, устанавливаем ее в тихом местечке и вывешиваем на нее кормушки, которые специально изготавливаем к празднику. Также ребята готовят различные вкусности: печенье. Дети придумывают, исходя из полученных знаний, различные рецепты печенья: морковное печенье, творожное печенье, печенье «Скорлупинка». Ребята с большим удовольствием готовят печенье, основой которого является мякиш белого хлеба. В полученное печенье вставляют ниточки, замораживают и вывешивают на елку.
Находясь возле кормушек ребята строго соблюдают
правила поведения возле кормушек:
- громко не кричать,
- не сорить,
- не оставлять газеты, бумажные и полиэтиленовые пакеты, жестяные банки и коробочки.
Дети сами замечают, что если не постоянно кормить птиц, то некоторые птицы улетают. А пернатые друзья благодарят своим радостным щебетаньем, пением. Все что связано с друзьями - интересно, а птицы для нас – друзья.
Результаты реализации проекта :
.
Итогом проведения нашего проекта считаем формирование у детей и взрослых определенной системы природоведческих знаний, позволяющей осознать единство всей природы и место человека в ней.
Можно сказать уверенно, что дети, родители нашей группы всегда будут оказывать помощь птицам!